Файл: Вопрос 28 Арбитражные суды, их система и место в судебной системе Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Постановление.
Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не
исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Вопрос 41. Уголовное преследование как одно из направлений деятельности (функций) прокуратуры. Полномочия прокурора.
Уголовное преследование представляет собой одну из основных функций прокуратуры, содержанием которой выступают полномочия проверять соблюдение требований федерального законодательства Российской Федерации на этапе регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, выносить решение направить собранные материалы в органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, чтобы решить вопрос о необходимости уголовного преследования [4].
Процессуальный статус прокурора позволяет ему давать органу дознания обязательные для него письменные указания, связанные с определением направления расследования, проведением тех или иных следственных и процессуальных действий, изымать уголовное дело у органов дознания с последующей передачей его органу предварительного следствия. В полномочия прокурора также входит утверждение итоговых обвинительных документов, которые являются одной из форм завершения стадии предварительного расследования, поддержание от имени государства обвинения в ходе судебного заседания.
Иными словами, сущность уголовного преследования как одной из приоритетных функций в деятельности прокуратуры находит выражение в процессуальной деятельности, имеющей вектор на изобличение лица в совершении уголовно-наказуемого деяния и привлечение его к уголовной ответственности.
Вопрос 42. Участие в рассмотрении дел судами как одно из направлений деятельности (функций) прокуратуры. Полномочия прокурора
Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор вместе с тем имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры. Он обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.
В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, опротестовывает приговоры, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал в их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.В гражданском судопроизводстве правовой статус прокурора определяется исходя из двух предпосылок: обязанности участвовать в рассмотрении судом гражданских дел и обязанности инициировать судебный процесс, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан.В первом случае участие прокурора установлено требованиями закона, предусматривающего необходимость его участия в деле (о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; об ограничении дееспособности или признании гражданина недееспособным; о лишении родительских прав и в некоторых других делах), а также во всех делах, если суд признает участие прокурора обязательным.
Прокурор обязан обратиться в гражданский суд по собственной инициативе в тех случаях, когда требуется обеспечить законные права социально не защищенных слоев населения.В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение протеста на принятое судом решение. В отличие от гражданского законодательства, вступление прокурора в процесс арбитражного судопроизводства возможно только посредством заявления им иска, подачи апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирования производства в суде надзорной инстанции.
Вопрос 43. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как одно из направлений деятельности (функций) прокуратуры. Полномочия прокурора.
Одним из направлений деятельности прокуратуры РФ является координация деятельности правоохранительных органов. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Это направление регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.
Целью координации является повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендации и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа.
Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов признаны: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности; разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; обобщения практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений; изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
Вопрос 44. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, ответчиков, должников по гражданским делам, а также без вести пропавших;
охрана государственных секретов;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел;
2) органов государственной безопасности;
3) органов пограничной службы;
4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;
4.1) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;
5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
6) таможенных органов;
7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Вопрос 45. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их перечень, сфера деятельности и полномочия
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными
Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Постановление.
Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не
исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Вопрос 41. Уголовное преследование как одно из направлений деятельности (функций) прокуратуры. Полномочия прокурора.
Уголовное преследование представляет собой одну из основных функций прокуратуры, содержанием которой выступают полномочия проверять соблюдение требований федерального законодательства Российской Федерации на этапе регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, выносить решение направить собранные материалы в органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, чтобы решить вопрос о необходимости уголовного преследования [4].
Процессуальный статус прокурора позволяет ему давать органу дознания обязательные для него письменные указания, связанные с определением направления расследования, проведением тех или иных следственных и процессуальных действий, изымать уголовное дело у органов дознания с последующей передачей его органу предварительного следствия. В полномочия прокурора также входит утверждение итоговых обвинительных документов, которые являются одной из форм завершения стадии предварительного расследования, поддержание от имени государства обвинения в ходе судебного заседания.
Иными словами, сущность уголовного преследования как одной из приоритетных функций в деятельности прокуратуры находит выражение в процессуальной деятельности, имеющей вектор на изобличение лица в совершении уголовно-наказуемого деяния и привлечение его к уголовной ответственности.
Вопрос 42. Участие в рассмотрении дел судами как одно из направлений деятельности (функций) прокуратуры. Полномочия прокурора
Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор вместе с тем имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры. Он обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.
В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, опротестовывает приговоры, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал в их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.В гражданском судопроизводстве правовой статус прокурора определяется исходя из двух предпосылок: обязанности участвовать в рассмотрении судом гражданских дел и обязанности инициировать судебный процесс, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан.В первом случае участие прокурора установлено требованиями закона, предусматривающего необходимость его участия в деле (о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; об ограничении дееспособности или признании гражданина недееспособным; о лишении родительских прав и в некоторых других делах), а также во всех делах, если суд признает участие прокурора обязательным.
Прокурор обязан обратиться в гражданский суд по собственной инициативе в тех случаях, когда требуется обеспечить законные права социально не защищенных слоев населения.В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение протеста на принятое судом решение. В отличие от гражданского законодательства, вступление прокурора в процесс арбитражного судопроизводства возможно только посредством заявления им иска, подачи апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирования производства в суде надзорной инстанции.
Вопрос 43. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как одно из направлений деятельности (функций) прокуратуры. Полномочия прокурора.
Одним из направлений деятельности прокуратуры РФ является координация деятельности правоохранительных органов. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Это направление регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.
Целью координации является повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендации и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа.
Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов признаны: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности; разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; обобщения практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений; изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
Вопрос 44. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, ответчиков, должников по гражданским делам, а также без вести пропавших;
охрана государственных секретов;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел;
2) органов государственной безопасности;
3) органов пограничной службы;
4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;
4.1) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;
5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
6) таможенных органов;
7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Вопрос 45. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их перечень, сфера деятельности и полномочия
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными