Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:
-
земельное; -
водное; -
горное; -
воздухоохранительное; -
лесное; -
фаунистическое.
Комплексный характер отрасли экологического права определен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.
1.Право природопользования, виды, содержание, основания возникновения и прекращения.
Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического и природоресурсного права.
Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).
Виды права природопользования. По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).
По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.
Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.
Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.
Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.
Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов.
В условиях развития рыночных отношений все большую роль в организации природопользования играет договор. В сфере использования природных ресурсов применяются договоры аренды (лесов, водных объектов, земель), сторонами которых выступают арендатор природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса (государство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо или гражданин). В лесном, горном, водном праве закрепляются и иные виды договоров -концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, установления сервитутов и др.
Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования (например, при аренде земель), или же действовать совместно с лицензией.
Наконец, в некоторых областях природопользования, в частности в сфере земельных отношений, основанием возникновения права природопользования можно считать право собственности на природный ресурс, поскольку его субъекту принадлежит входящее в его содержание правомочие пользования.
Решение органа государственной власти, заключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.
Основания возникновения:
-
Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления. -
Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др. -
Договор на пользование природными ресурсами.
Основания прекращения:
-
отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; -
истечение срока природопользования; -
смерть гражданина или ликвидация юридического лица; -
неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока; -
использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре; -
нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством; -
изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.
Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ).
2. Правовой режим недропользования.
Система законодательства о недрах. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Такое понятие недр сформулировано в Законе РФ «О недрах», данный Закон является головным в системе российского законодательства о недрах, которое основывается на Конституции Российской Федерации. В систему правовых актов, регулирующих режим недропользования, наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами входят также законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время основу системы федерального законодательства о недрах составляют следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации; Закон РФ «О недрах»; Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» ; постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» и Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» .
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Недра не следует отождествлять с полезными ископаемыми, поскольку последние являются частью недр, их основой. Недрами пользуются не только для добычи полезных ископаемых, но и в других общеполезных случаях - для строительства, эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Полезные ископаемые – это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Главный признак полезных ископаемых - их полезность для общества в конкретно-исторический период. Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и не общераспространенные. К первым относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорофаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной, для фарфорофаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, слонит, габбро, андезит, порфир. Ко вторым относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и проч.). После отделения от природной среды добытое вещество перестает быть полезным ископаемым и превращается в сырье, что существенно меняет правовой режим данного вещества.
В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация (использование) недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека. Поэтому недра являются не только объектом использования, но и объектом охраны.
Недра в отличие от других природных объектов практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих их рациональному использованию и надлежащей охране. Главным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является оптимальное сочетание экономических и экологических интересов. Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей среде, ее составным элементам. Все эти требования отражаются в конкретных правовых нормах.
Задача 1.
В соответствии с решением органа Беловского района все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования объявлены исключительной собственностью этого образования.
Глава Дубинского района своим постановлением изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, под строительство больницы. В свою очередь глава администрации Красновского района своим постановлением потребовал от фермеров и руководителей коллективных хозяйств ограничить посадку картофеля ввиду того, что
в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай.
Оцените законность решений названных органов, сославшись на закон.
Решение.
1) В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
п. 2 ст. 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно положениям п. 1 ст. 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Таким образом, рассмотренный перечень оснований приобретения права собственности на земельные участки муниципальным образованием является исчерпывающим. Самовольное установление исключительной собственности муниципального образования на все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования законодательством не допускается.