Файл: Введение Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данное положение связано, во-первых, с тем, что определенные природные объекты и ресурсы могут находиться лишь в федеральной собственности. Например, животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»); лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ); и др. Во-вторых, действующим гражданским, земельным законодательством предусмотрен четкий перечень оснований приобретения права собственности на землю. Муниципальная собственность на земельные участки, как правило, устанавливается федеральным законодательством, в порядке разграничения государственной собственности, в порядке изъятия посредством выкупа или безвозмездной передачи.

Вывод: принятое представительным органом Беловского района решение противоречит действующему законодательству, т.е. является незаконным.

2) Глава администрации Дубинского района своим постановлением изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, под строительство больницы.

Относительно рассматриваемой ситуации можно отметить, что изъятие земельного участка из частной собственности будет правомерным, если оно осуществлено посредством выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Ст. 49 ЗК РФ установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

- объекты использования атомной энергии;

- объекты обороны и безопасности;

- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;


- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2-3 ст. 55 ЗК РФ, принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Таким образом, общий порядок процедуры изъятия земельного участка урегулирован главным образом нормами Гражданского (ст. ст. 279 - 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов РФ.

Процедура резервирования земельного участка сельскохозяйственного назначения должна сопровождаться переводом его в состав земель иной категории с соблюдением требований ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. от 07.06.2013). В соответствии с указанной нормой, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию для целей резервирования и последующего изъятия, в том числе в случаях, связанных с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (п. 9 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ).


Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является юридическим составом, требующим совершения следующих последовательных действий:

а) принятие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - орган публичной власти) об изъятии земельного участка (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд;

б) уведомление собственника, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка о принятии решения об изъятии земельных участков, осуществляемое не позднее чем за год до предстоящего изъятия;

в) государственная регистрация названного решения в ЕГРП с последующим уведомлением собственника (п. 4 ст. 279 ГК РФ). Поскольку Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит норм о государственной регистрации решения об изъятии земельных участков, его регистрируют как обременение (ограничение) прав на земельный участок;

г) заключение соглашения о выкупе земельного участка (договора купли-продажи земельного участка) и составление передаточного акта между органом публичной власти, изымающим земельный участок, и собственником земельного участка при согласии последнего;

д) уплата собственнику выкупной цены за земельный участок;

е) государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок.

Вывод: постановление администрации Дубинского района об изъятии 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, будет являться законным в том случае, если оно было осуществлено с соблюдением установленного законодательством порядка изъятия земельного участка посредством выкупа.

3) Глава администрации Красновского района своим постановлением потребовал от фермеров и руководителей сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) ограничить посадку картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай.

В соответствии с чч. 2-3 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.


Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Вывод: постановление главы администрации Красновского района об ограничении посадок картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай является незаконным, поскольку хозяйственная деятельность фермеров не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Использовать свои земельные участки фермеры могут по своему усмотрению.

Несмотря на то, что п.20 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. и ст 11 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 (с изм. и доп. с 23.01.2005) и предусматривают изъятие земельных участков в собственность муниципального образования в данном случае это недопустимо.
Задача 2.

Председатель Кемеровского областного собрания направил
в Конституционный Суд материалы, свидетельствующие о тяжелой экологической обстановке, о росте заболеваемости населения от загрязнения окружающей среды. На этом основании предлагалось объявить город и область зоной экологического бедствия и оказать необходимую помощь для оздоровления экологической среды.

Каковы признаки зоны экологического бедствия в отличие от других видов зон экологического риска?

Каков порядок объявления территории зоной экологического бедствия?

В чем состоят первоочередные меры, вытекающие из статуса зоны экологического бедствия?

1. Каковы признаки зоны экологического бедствия в отличие от других видов зон экологического риска?

Признаками зоны экологического бедствия являются:

1) глубокие необратимые изменения окружающей среды (происходящие в течении жизни одного поколения);

2) существенное ухудшение здоровья населения (увеличение необратимых, не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти, появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды);


3) разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, деградация флоры и фауны, потеря генофонда).

2. Каков порядок объявления территории зоной экологического бедствия?

Инициатором объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления этих территорий.

Для постановки вопроса об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды*;

С учетом инструктивно-методических документов, утвержденных Минприроды России.

Функции государственного заказчика Программы выполняет инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который организует разработку проекта Программы.

Инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации обращается в Правительство Российской Федерации с обоснованием необходимости объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации.

По поручению Правительства Российской Федерации Минприроды России проводит государственную экологическую экспертизу материалов о состоянии окружающей природной среды.

По результатам государственной экологической экспертизы Минприроды России подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации проект Указа Президента Российской Федерации "Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации".

3. В чем состоят первоочередные меры, вытекающие из статуса зоны экологического бедствия?

В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Задача 3. Строительная фирма «Икар» без разрешительной документации совершила отсыпку строительного мусора на территории лесопарка «Соколовский», повредив до состояния прекращения роста 71 дерево и 46 кустарников.

Как следует квалифицировать данное правонарушение?

Решение

В соответствии со ст. 262 УК РФ нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона,