Файл: Понятие и предмет гп гражданское право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, предусмотренные в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами).

2 вида правоспособности:

1. Общая (универсальная) правоспособность: означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов действий в рамках закона – коммерческие организации за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом.

2. Специальная правоспособность: возможность иметь те права и обязанности, которые зафиксированы в учредительных документах – ГУП, МУП, банки, страховые организации, фондовые биржи.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, предусмотренных законом (решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд).

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственная регистрация) и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Органы юридического лица – его составная часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью (орган юридического лица не является его договорным представителем (воля физического лица или лиц, выполняющих функции органа юр. лица, в силу закона признается волей самого юридического лица)).

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (или представителей, отличных от его органов и участников). Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юр. лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юр. лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юр. лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Существует возможность передачи по решению общего собрания акционеров полномочий исполнительного органа АО коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) по договору, условия которого утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Представительство – обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне места нахождения самого юр. лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту (н-р, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции и др.).


Филиал – обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (например, филиал учебного заведения).

Они не являются юридическими лицами, действуют на основании имущества, предоставленного им создавшим их юридическим лицом, и утвержденных им положений; их руководители действуют от имени юридического лица на основании полученной от него доверенности. Они должны быть указаны в учредительных документах создавших их юридических лиц. Об изменениях, вносимых в учредительные документы в связи с созданием или ликвидацией филиала или представительства, сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, в уведомительном порядке, без каких-либо согласований, а направление сведений носит информационный характер.

Филиалы некоммерческих организаций, унитарных предприятий и некоторых других организаций могут выполнять только те функции, которые соответствуют целям деятельности, указанным в учредительных документах юридического лица. Филиалы коммерческих организаций имеют право на занятие любой деятельностью, не запрещенной законом, если иное не вытекает из учредительных документов юридического лица или самого филиала.

Филиалы и представительства могут создаваться как на территории России, так и на территории иностранных государств. Но законодательством предусмотрена возможность свободного создания филиалов и представительств на территории иностранных государств только для коммерческих юридических лиц, некоммерческие организации имеют право на создание таких подразделений только на территории РФ. Но такое положение не означает запрета на создание филиалов и представительств некоммерческими организациями за рубежом, такое создание возможно, если это не противоречит самой природе соответствующей организации.

Представительства в гражданском обороте выступают от имени юридического лица, т. е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Поле деятельности филиалов в отличие от представительств значительно шире: они представляют интересы и выполняют все (или часть) функции юридического лица. Представительства и филиалы не имеют прав юридического лица и иметь их не могут.



В соответствии с налоговым законодательством филиалы и представительства являются субъектами налогообложения и исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения, но стороной по делу в данном случае является юридическое лицо, и именно с него или в пользу него производится взыскание судом.

Ответственность за действия филиалов и представительств несут юридические лица, их создавшие.

14) СОЗДАНИЕ ЮР. ЛИЦА И ЕГО ГОС. РЕГИСТРАЦИЯ. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Возникновение юр. лица включает непосредственное создание и гос. регистрацию. Юр. лицо может быть создано путем учреждения или путем реорганизации уже существующего юр. лица.  В теории и на практике выделяют 3 основных порядка создания юр. лица:

1)Распорядительный (сегодня практически не применяется) – юр. лицо создается на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа.

2) Разрешительный – инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юр. лица, а компетентный гос. орган проверяет законность образования данного юр. лица. Этот порядок включает след. стадии: 1) инициатив. акт учредителей; 2) издание согласованного акта компетент. органа; 3) организационная работа. Так создаются банки, коммерч. юр. лица с большим размером устав. капитала.

3) Явочно-нормативный (наиболее распространен) – здесь требуется лишь инициатива учредителей, их явка. Компетент. гос. орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юр. лица общим требованиям, предъявляемым законом к данной организационно-правовой форме юр. лица. 

Учредителями юр. лиц могут быть как физ., так и юр. лица с ограничениями, уст. законом, а также государство, гос. и муницип. образования в порядке, уст. законом.

Учредительные документы – правовая основа деятельности юридического лица (наряду с законодательством и иными нормативными актами) (в зависимости от указания закона юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора).

Устав (наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления его деятельностью; другие сведения, предусмотренные законом для юр. лиц соответствующего вида) (в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных
законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели их деятельности).

Учредительный договор (учредители обязуются создать юр. лицо; определяют порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков; управление деятельностью юр. лица; порядок выхода учредителей (участников) из его состава)

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях).

Процедура создания юр. лица заканчивается его государственной регистрацией. Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах (в данной форме государство контролирует создание юридических лиц; признает их юридическим лицами и предоставляет им правосубъектность).

Особенности системы государственной регистрации юридических лиц (обязательность; единый субъект, осуществляющий государственную регистрацию; ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих регистрацию органов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации).
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр).
Основания для отказа в регистрации (непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).
15) РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Реорганизация юр. лица это последовательность сделок, результатом которых является передача всех активов и обязательств от одних организаций другим. Существует пять форм реорганизации юридического лица - Слияние, Присоединение
, Разделение, Выделение, Преобразование (ст. 57 ГК РФ).Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). 

Слияние и присоединение приводит к объединению активов и обязательств (бизнесов) двух и более юридических лиц в одно юридическое лицо. Разница между этими формами в том, что при слиянии все активы и обязательства ранее существовавших лиц переходят к вновь созданной организации (ранее существовавшие ликвидируются). При присоединении все активы и обязательства юридических лиц переходят к одному из них. Остальные юридические лица ликвидируются.

Разделение и выделение приводит к разделению активов и обязательств (бизнеса). Так из одной организации может быть образовано два и более юридических лиц. Разница между разделением и выделением в том, что при разделении реорганизуемая организация ликвидируется и появляются вновь созданные юридические лица, наделенные ее активами и обязательствами. При выделении, ранее существующая организация продолжит свое существование, но из нее выделяется часть активов и обязательств в новое юридическое лицо (юридические лица).