Файл: Инстинкты, как базис внд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом возрасте происходит интенсивное накопление речедвигательных У.Р. К концу 2-го года жизни ребенок оперирует объемом в 200-400 слов. К концу 3-го года его словарный запас составляет 2000 и более слов. Формирование речи невозможно без звукового словесного подражания и установления связи слова с видом предмета, его осязанием и другими признаками. С позиций физиологии формирование связи между словом (фонарик) и предметом его обозначающим идет через ощущения. Эти ощущения выступают в виде сокращенного знака комплексного раздражения. В речевой деятельности необходимо различать ее понимание (сенсорная речь) и ее воспроизведение (моторная речь). Оба эти процесса по мере взросления ребенка тесно увязываются, хотя на первом этапе доминирует сенсорная речь. Обобщение (внутренняя речь, абстрагирование) идет через овладение действиями с предметами. Словесные сигналы непрерывно обогащаются новыми условными связями. Эти условные связи составляют физиологический базис функции абстрагирования. Связи являются очень прочными и могут сохраняться в течение всей жизни.

В целом процесс обобщения происходит четыре стадии интеграции.

I степень интеграции – слово замещает чувственный образ конкретного предмета. Например, мяч определенного цвета и размера (1 год-начало 2-го).

II степень интеграции – слово замещает несколько чувственных образов однородных предметов; слово «мяч» относится ко всем «мячам» вне зависимости от их размеров и цвета (конец 3-го года).

III степень интеграции – слово замещает ряд чувственных образов разнородных предметов: «игрушка» - это и мяч, и кубики, и куклы и т.д. (3-й год жизни).

IV степень интеграции характеризуется тем, что в слово включается ряд обобщений предыдущих степеней («вещь» – это и игрушки, и одежда, и стол и т.д.) (это 5-й год жизни ребенка).

Однако, несмотря на развитие способностей детей к абстрактному мышлению, удельный вес конкретных раздражителей у ребенка 3-х лет еще достаточно высок. Поэтому мышление ребенка остается в основном предметным.

ВНД в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет)

Этот возраст характеризуется высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Угашение и дифференцирование У. сигналов идет быстрее, длительнее становятся периоды торможения. Дети не производят такое большое количество манипуляций с предметами, как это было ранее. Они опираются на собственный опыт.

Однако стереотипы еще играют существенную роль в жизни ребенка. Причем преобладают прямые временные связи (обратный счет затруднен). Формирование обратных временных связей возможно лишь в возрасте 5-7 лет. У детей 5-6 лет еще отмечается генерализация У.Р., а их специализация затруднена. Обобщающая функция слова опирается на один признак – общность действий. Например, кубик – чем играют, вилка – чем едят, мебель – на чем сидят или спят.


Для этого возраста характерны бурные, но к счастью неустойчивые эмоции. Поэтому его называют возрастом аффективности. К школе степень аффективности снижается, у детей начинает доминировать словесное мышление с внутренней речью. К этому возрасту ребенок в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной инструкции. У него сформированы нейрофизиологические механизмы, способные удерживать программу действий из нескольких произвольных движений. На ход выработки условных навыков оказывает способность детей к вероятностному прогнозированию. До этого преобладал принцип локализации, при котором минимальная вероятность подкрепления приводила к упорному повторению этого навыка. С возрастом, начинает доминировать способность ребенка к вероятностному прогнозированию тех или иных событий во внешней среде.

При изучении динамики функционального созревания корковых зон г/м было установлено следующее: у детей 4-5 лет отмечается усиление межцентральных взаимодействий нижнетеменных долей. К 6-7 годам вновь происходит усиление межцентральных связей лобных областей с другими отделами коры. Особенно ярко выступают межцентральные отношения при изучении процесса формирования речедвигательных реакций ребенка. У детей 4-5 лет при восприятии знакомого слова, – связи левой лобной и левой нижнетеменных зон еще более усложняются. Такая динамика перестроек электрической активности мозга отражает морфофункциональную зрелость высших интегративных систем мозга ребенка.

ВНД в младшем школьном возрасте (6-11 лет)

В этом возрасте нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью. Все виды внутреннего торможения также четко выражены. Недостаточно совершенны механизмы, определяющие различные формы внимания и его устойчивость. Дети быстро утомляются, у них, вследствие перегрузки, могут возникать невротические реакции. Обучение 6-летних детей в школе способствует их опережающему психическому развитию в сравнении с детсадом, но никто достоверно не знает, как школьное обучение влияет на их биологическое развитие.

Функциональные возможности коры позволяют успешно формировать высшие психофизиологические функции ребенка. Это способствует формированию типологии ВНД. Дети различаются по признакам силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Однако, взаимоотношение этих характеристик с возрастом меняется и только к 13 годам, по мнению Русалова, формируется определенный темперамент. Существует мнение, что при настойчивой и длительной тренировке отдельные свойства ВНД могут быть скорректированы. На мой взгляд, это весьма сомнительная концепция.


Особенности ВНД в подростковом возрасте

Этот возраст полового созревания (с 13 до 15 лет – мальчики; с 11 до 13 лет – девочки) резко отличается от всех других этапов жизни человека. Изменения в поведении подростков (повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройства сна, нестабильность поведенческих реакций и др.) детерминированы особенностями их ВНД. В этот период У.Р. деятельность характеризуется широкой иррадиацией возбуждения, усилением межсигнальных реакций и ухудшением способности к дифференцированию сигналов. Возрастают латентные периоды условных реакций. Речь подростков замедляется, становится лаконичной, прерывистой и стереотипной. Формирование новых условных связей на слова затруднено. У некоторых из них возникают проблемы с построением логических умозаключений и запоминанием большого объема учебного материала.

Вторая, наиболее критическая фаза этого периода, наступает у девочек в 13-15, а у мальчиков – в 15-17 лет. Это фаза психической неуравновешенности, перехода от бурной активности к тяжелой депрессии и обратно, резкого неприятия концепций взрослых людей, полный негативизм к ним и обидчивость по малейшему поводу. Помочь подростку можно лишь путем тренировки коркового торможения, так называемого воспитания «тормозов». Роль второй сигнальной системы вновь начинает возрастать, ускоряется образование У.Р. на слова, улучшается память и абстрактное мышление. Эти изменения – свидетельство завершения процессов формирования ВНД с высокой степенью функционального совершенства.
Начало формы

Информационный минимум


1.Высшая нервная деятельность человека-это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и поведение организма в окружающей среде и обществе.

2.Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.

3. В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения

4.При делении ВНД на типы И.П.Павлов учитывал три свойства нервных процессов:

- силу  процессов  возбуждения  и  торможения;

- уравновешенность нервных процессов:

-подвижность нервных процессов.


5.При делении ВНД человека на типы учитываются различные соотношения первой и второй сигнальных систем.

6. На основе различного соотношения первой и второй сигнальной систем выделяют следующие типы ВНД человека-средний, художественный, мыслительный и гении.

7.Первая сигнальная система состоит из непосредственных воздействий  любых раздражителей  внешней и внутренней среды  на сенсорне входы,исключая слова.

8.Первая сигнальная система присуща и человеку и животным, является врожденной.

9.Первая сигнальная система обеспечивает чувственное   мышление, формирует  формы познания: ощущение, восприятие, представление.

10. Во второй  сигнальной  системе  в качестве раздражителя выступает слово, но в нём отображаются обобщенные, наиболее существенные свойства предметов и явлений.

11. Вторая сигнальная система охватывает  все виды символизации.

12.Между первой и второй сигнальными системами существует избирательная иррадиация нервных процессов.

13. Вторая сигнальная система не является  врождённой,а формируется в течение первых лет жизни  в коллективе людей, так  как является  социальной.

14.У человека существует критический период для освоения языка-первые 10 лет жизни.

15.Слуховой (сенсорный) центр речи Вернике-верхняя височная извилина левого полушария.

16.Центр Вернике обрабатывает акустическую информацию, обеспечивает понимание смысла слов, организацию их в предложения.

17. При повреждении центра Вернике развивается сенсорная афазия.

18.Центр Брока расположен в заднем отделе третьей лобной извилины.

19.Ценр Брока является моторным центром речи, обеспечивает смысловую и содержательную сторону речи.

20.При повреждении центра Брока развивается моторная афазия.

21.Память - это свойство нервной  системы воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.

22.По характеру памятных следов различают образную и эмоциональную память.

23.По длительности хранения выделяют кратковременную и долговременную память.

24.К кратковременной памяти относится сенсорная и первичная память

25. К долговременной памяти относят вторичную и третичную память.

26.Ретроградная амнезия-утрата памяти на прошлые события.

27.Антероградная амнезия-утрата памяти на только что проишедшие события.

28 Эмоции это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.


29.Динамический стереотип-это слаженная система условно-рефлекторных процессов, формирующая устойчивые навыки и процессы,приспособления к привычно меняющимся условиям среды

30.Мотивация-это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность.