Файл: Инстинкты, как базис внд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инстинкты, как базис ВНД

Инстинкты ( лат. ) – это внутреннее побуждение к действию и само действие. Дарвин сравнил инстинкты животных и человека и доказал общность биологических основ их поведения. По его мнению, инстинкты – самая низкая ступень деятельности, передающаяся по наследству и характерная для особей одного вида.  Разработаны следующие критерии инстиктивного действия:

1) принадлежность к наследственным свойствам вида; 2) отсутствие потребности к обучению; 3) стереотипность движений; 4) соответствие биологической организации животного; 5) адаптивность к эко условиям обитания вида.

Относительная стабильность  инстинктов направлена на поддержание гомеостаза животного в изменяющихся условиях среды. В инстинктах заложен видовой опыт в виде генетически детерминированной  программы сложных поведенческих действий.  По существу, по этой программе животное действует  только в первый раз. В ходе последующих действий  животное приобретает множество условных рефлексов. Следовательно, сложные инстинкты взрослого животного – это индивидуальная адаптация видового опыта в виде генетических и приобретённых актов поведения.

Инстинкты обладают определённой способностью к изменчивости. Поэтому выделяют наиболее стабильные и лабильные их звенья. Инстинкты могут запускаться как под влиянием внутренних,  так и под воздействием внешних факторов. К внутренним относят  изменение гормонального гомеостаза. В естественных условиях этих факторов недостаточно и поэтому срабатывают внешние, пусковыеПри доминирующей потребности и отсутствии пусковых  стимулов у животных резко увеличивается поисковая активность. Это первый этап поведения – подготовительный. На этом этапе обнаруживается первый стимул, который запускает цепочку всего стереотипного двигательного акта. Из этих двух актов – поисковая активность наиболее изменчивая часть инстинкта. В процессе поиска животное приобретает собственный жизненный опыт, в то время как  завершающий этап реализуется на генетической программе. На завершающем этапе существенно сокращается спектр реакций или число степеней свободы [по Ухтомскому].  Поведение животного приближается к видовому. Обучение происходит на первом этапе. Причем для успешного завершения второго. В принципе, тоже происходит и у высших животных, несмотря на доминирование индивидуального обучения.


Классификация форм поведения

Павлов в основу классификации сложных инстинктов положил биологические потребности, разделив их на индивидуальные и видовые. 1) индивидуальные – пищевой, агрессивный, оборонительный, исследовательский. Рефлексы свободы и игр; 2) видовые – половой и родительский.

Симонов [1986] положил в основу классификации инстинктов потребностно – эмоциональную основу поведения. При этом, он исходил из представлений  Вернадского В.И. и Ухтомского А.Ао том, что сохранение популяции представляет собой необходимое условие для обеспечения эволюционного прогресса. Сущность этого прогресса состоит в постепенном освоении животным и человеком гео – био и ноосферы. Исходя из этой концепции он разделил сложнейшие безусловные рефлексы на витальные, ролевые ( эмоциональные ) и саморазвития.

 

Классификация Симонова П.В.

Витальные

Ролевые

(эмоциональные)

Саморазвития

Пищевой

половой

исследовательский

Питьевой

родительский

имитационный

Регуляцинно – бодрствование

эмоциональный

игровой

Экономии сил

Территориальный

иерархический

Преодоление сопротивления или свободы

 

Для витальных потребностей определяющими являются два признака: 1) Неудовлетворение потребности ведёт к гибели особи; 2) Удовлетворение потребности не требует участия другой особи;

Стремление к реализации витальных потребностей выражается в поведении животных. Например, хищники, прокусывают жертве затылок, собаки – размахивают добычей. Оборонительные рефлексы также реализуются по разному и зависят от условий: у крысы загнанной в угол, - убегание сменяется агрессией, шипение у змей – нападением и т.п. У животных не существует агрессивности ради агрессивности: либо это самосохранение, либо борьба за пищу, либо за самку и .т.д. Наиболее интересным из витальных инстинктов является инстинкт экономии сил ( одинаковое количество пищи крысы добывает нажимая на рычаг с меньшим сопротивлением ).  Для второй группы ролевых ( зоосоциальных ) безусловных рефлексов характерно взаимодействие особей одного вида. Наиболее выражено это взаимодействие при репродуктивном поведении животных. Для организации полового поведения необходимо: 1). определенное гормональное состояние; 2).  наличие соответствующих стимулов;  3). индивидуальный опыт общения с особями своего вида.  Эти механизмы реализуются благодаря процессу ухаживания – сложной цепочке двигательных актов, повышающих вероятность успешного спаривания. Далеко не везде ухаживанием занимается самец. Иногда, у млекопитающих этим занимается самка (дельфины-афалины).



Не менее сложен репертуар родительского поведения. Оно начинается сразу поле завершения родов и носит видоспецифический характер. Забота о потомстве проходит через три уровня социализации. Например, у макак резусов выделяют три стадии материнского поведения: 1). тесный контакт с матерью и забота о детёныше; 2). амбивалентность  ( противоречивость поведения, двойственное отношение), когда степень материнской опеки снижается, а угроза наказания увеличивается; 3). отталкивание.

Потребность в социальных контактах как с матерью так и со сверстниками заложена генетически. Изоляция детёныша от матери приводит к развитию неблагоприятных психоматических реакций; от сверстников – к нарушению памяти и полового поведения.

Любое взаимодействие между особями одного вида рассматривают как общественное поведение, а под истинным сообществом понимают не супружескую пару (или мать с детенышем), а стабильную группу с определённой иерархией и постоянным общением. Следовательно, организованные сообщества животных должны отвечать  определённым требованиям: 1) постоянство состава и коммуникации; 2) разделение труда; 3) стремление особей друг к другу; 4) противодействия контактам с животными другой группы. Эти групповые механизмы социального поведения  генетически детерминированы. Например – у муравьёв чётко прослеживается специализация трудовых процессов. Организации более высших сообществ (например обезьян) строится на факторах доминирования и территориальности.  Структура семьи обезьян = вожак + 2-3 самки + подростки.  Доминирование предполагает  строгую иерархию взаимоотношений, а территориальность обеспечивает каждой особи приоритет к ограниченным ресурсам питания.  Биологический смысл этого поведения очевиден – наиболее жизнеспособное  потомство может дать наиболее сильный вожак. Он же обеспечит его выживание. Поэтому самка. выбирает самца, владеющего «хорошей территорией». Это обеспечит корм их будущему потомству.

По мнению Симонова П.В. [1986] первобытное человеческое общество также было жёстко иерархировано  и не было сообществом равных и свободных. Лишь в последствии, с изобретением орудий труда и распределении совокупно добытого продукта (пищи) произошли  трансформации в сторону очеловечивания.

Удовлетворение идеальных потребностей реализуется через группу  безусловных рефлексов саморазвития (ориентировочный, « свободы», имитационный  и игровой). Эти рефлексы не связаны с индивидуальной и видовой адаптацией. Они  надситуативны и обращены к будущему. Рефлексы саморазвития самостоятельны и несводимы к другим мотивациям.


Исследовательское поведение вызывается потребностью в получении информации. Эти реакции (поиск соска матери – качание головой, обнюхивание, прислушивание, покусывание) сменяются более сложными – поворотом глаз, ушей, головы, приближением к объекту и т.п. В целом ориентировочно – исследовательская деятельность животного направлена на выделение из окружающей среды биологически значимых сигналов. Эти реакции повышают уровень неспецифической активации мозга и способствуют  адекватной настройке сенсорных аппаратов. Тем самым, поисково-исследовательские формы поведения, обеспечивают животному нормальную жизнедеятельность. Без информации из внешнего мира такая жизнь невозможна.

Регулирование исследовательского поведения тесно связано с механизмом эмоций: положительные – закрепляют поведенческие реакции, отрицательные -  приводят к их перестройке. «Информационный голод», особенно у развивающего организма приводит к расстройству поведения, а на уровне мозга – изменяет его массу, толщину коры и уровень метаболизма.

Удовлетворение биологических потребностей было бы невозможным без рефлекса преодоления сопротивления или рефлекса свободыПавлов предположил наличие у животных существования «прирождённого рефлекса рабской покорности» и отметил его биологическую значимость для сохранения вида (пример – пассивная поза слабейшего, ведёт к снижению агрессивности сильнейшего (то же и у человека)). В дальнейшем. В опытах с крысами были выделены подгруппы с поведенческими реакциями лидеров (руководителей) и «рабов». Тем самым была подтверждена концепция Павлова И.П. о рефлексе свободы, характерном для 20% популяции (пример – с клеткой и крысами). 

Самостоятельную группу составляют потребности в приобретении опыта, навыков и умений. Эта группа потребностей реализуется благодаря  подражательному и игровому поведению. Подражательное поведение относится к инстинктивному, но контролируемому индивидуально приобретённым опытом.

Игровое поведение – это совокупность движений, используемых в дальнейшем взрослыми животными в соответствующих жизненных ситуациях – бегство, борьба, добыча пищи, размножение и т.д.  По существу – игра это обучение, тренировка к будущей жизнедеятельности. Игровая деятельность является последовательна закреплённым комплексом упражнений. Эти упражнения тренируют исполнительный аппарат и регуляторные функции животного. В игре животное формирует определённые поведенческие стереотипы, обогащается информацией об изменяющемся мире, взаимодействует  со сверстниками, усваивает нормы группового поведения и тем самым готовит себя к полноценной взрослой жизни.


Память и еѐ значение в формировании приспособительных реакций

Огромное значение для индивидуального поведения имеют обучение и память.

ПАМЯТЬ – это свойство ЦНС воспринимать, фиксировать, сохранять и воспроизводить полученную информацию

Выделяют генотипическую или врождѐнную память и фенотипическую, т.е. приобретѐнную память. Генотипическая память является основой безусловных рефлексов и инстинктов. Фенотипическая память хранит информацию, поступающую в процессе индивидуальной жизни. 

 

А Наследуемая /генетическая/генотипическая/ врожденная память:

1. Инстинкты

2. Безусловные рефлексы

3. Другие наследуемые процессы

Б Ненаследуемая /индивидуальная/фенотипическая/приобретенная:

психологическая классификация:

1.      эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоции.

2.      двигательная память – это память на различные движения.

3.      образная память – человек в этом случае запоминает целые образы.

4.      когнитивная память - хранит информацию, связанную с навыками, обучением

5.      Декларативная память [эрудиция] хранит факты и опыт



по механизму формирования :

1. чувственно-образная (по раздражителю - зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная)

2. логически-смысловая

 

 - по времени или этапам формирования:

1. Мгновенная (сенсорная)

2. Кратковременная

3. Промежуточная

4.  Долговременная

 

Приобретѐнная память имеет 2 формы: чувственно-образную и логически-смысловую. Первая формируется в результате действия на анализаторы натуральных раздражителей (запах, вкус, цвет и т.д.), вторая - на основе абстрактных понятий (слова, формулы и т.д.).

Чувственно-образную память делят по характеру раздражителей на зрительную, слуховую, вкусовую и т.д. Обе формы памяти постоянно взаимодействуют, образуя сложные ассоциации (например, название цветка ассоциируется с его внешним видом, запахом). У человека обычно преобладает какой-то один вид памяти, но есть категория людей, которые в одинаковой мере обладают слуховой и зрительной памятью. У человека, в принципе, больше всего развита зрительная и слуховая память. В педагогике существует мнение о том, что слуховая память должна подкрепляться зрительной памятью. 

Процесс запоминания происходит в четыре этапа: