Файл: Инстинкты, как базис внд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается; при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.

Мышление и сознание

Мышление это процесс познавательно деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любом временном направлении. Мышление имеет 2 аспекта: распознавание, т.е. принятие решения и устойчивая стратегия выполнения поставленной задачи. Формирование мышления начинается между первым и вторым годами. Этот процесс состоит в построении сенсомоторных схем, т.е. образовании связей сенсорной информации и двигательными действиями. Раньше всего создаются сенсомоторные схемы ходьбы и речи.

В период с 2 до 7 лет идет первая фаза формирования человеческого мышления. Она проявляется способностью мысленно осуществлять какие-либо действия и ребенок приобретает способность прогнозировать результаты определенных действий. В то же время действие пока еще остается основным элементом мышления (птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает вторая фаза. Возникает способность к логическому рассуждению и построению достаточно сложных умозаключений. В возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг приобретает способность к сложным абстракциям, оценке гипотез.

Выделяют 3 формы мышления: наглядно-действенноеобразное и абстрактно-логическое или вербальное. Наглядно-действенное проявляется в реализации действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение (пример). Образное мышление это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет (пример). Абстрактно-логическое мышление использует понятиями, суждениями, умозаключениями построенными с помощью абстрактных символов - слов, формул и т.д. Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объеме накопленной памятью информации.

Первая фаза мышления, т.е. стратегия решения задач осуществляется нейронами теменно-затылочных, височных и лобных областей коры, а также лимбическими структурами. Этот процесс в основном происходит в ассоциативных нейронах коры. В них обрабатывается сенсорная информация и информация из памяти. В решении задач главная роль принадлежит ассоциативным нейронам лобных областей.


Полушария выполняют разные мыслительные функции. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями, воспоминаниями, эмоциональной оценкой событий. В определенном смысле каждое полушарие имеет собственное мышление. Правое обеспечивает наглядно-действенное и образное мышление. Левое абстрактно-логическое. Однако в целом процессы мышления осуществляются согласованно.

При психической патологии наблюдаются нарушения мышления. Это навязчивые, сверхценные и бредовые идеи (пример). В соматической клинике достаточно часто встречается ипохондрический синдром, когда пациент уверен в наличии у него тяжелого заболевания (кацерофобия, кардиофобия, сифилофобия и т.д.).

Сознание - это высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Иметь сознание, это иметь возможность осознавать себя как личность, анализировать свою психическую деятельность, а также передать свое знание другой личности. Наиболее общепринятой является вербальная теория сознания. Она доказывается нейрофизио-логическими исследованиями людей, выходящих из коматозного состояния. На первой стадии человек открывает глаза. На второй фиксирует взгляд на знакомых лицах. На третьей начинает понимать речь окружающих, а на четвертой начинает говорить сам. Нормальные - и -ритмы ЭЭГ восстанавливаются лишь с началом третьей стадии. К сознанию можно отнести и 2 неосознаваемых психических процесса (П.В. Симонов):

1.        Подсознание. В него входит все то, что уже было осознано и закреплено в памяти. Поэтому может быть осознано вновь при определенных условиях. К подсознательному относятся автоматизированные навыки, этические и эстетические нормы.

2.        Сверхсознание или интуиция. Им объясняются процессы творчества не контролируемые сознанием. Поэтому сверхсознание является источником озарений и открытий. Нейрофизиологической основой сверхсознания является актуализация определенных следов памяти, их сложная комбинация и создание совершенно новых связей.

Сознательное восприятие осуществляется нейронами сенсорных зон коры. От них нервные импульсы идут к ассоциативным нейронам. К ним же поступает информация и из памяти. В результате взаимодействия этих сигналов формируется осознанное восприятие. Активность сознания возрастает под влиянием ретикулярной формации. Конечным звеном сознательного акта реализуется действие, проявляющееся движением.


В настоящее время процесс сознания связывается с модульными колонками коры. Кора состоит из множества вертикальных колонок, проходящих через все ее слои. В этих колонках нейроны связаны между собой синаптическими контактами. Несколько вертикальных колонок объединяются в крупную модульную. Такая колонка способна обрабатывать большой объем информации. В них же хранятся энграммы. Колонки формируют так называемые распределительные системы. Эти системы получают сенсорную информацию и информацию из памяти. В результате ее обработки обеспечивается обучение. Когда происходит обработка всей имеющейся информации, возникает осознание собственного "Я" и положения в окружающей природной и социальной среде.

Специфика ВНД в онтогенезе

Сразу после рождения ребенок обладает рядом рефлексов. Эти рефлексы у новорожденного возникают при тактильном раздражении определенных рецептивных зон кожи. Например, главный – сосательный – рефлекс является реакцией на раздражение слизистой языка, губ, кожи рта и щек. Хоботковый рефлекс (выпячивание губ трубочкой) возникает при легком стимулировании десен. При раздражении подошвы стопы, – возникает подошвенное сгибание пальцев. При стимулировании слизистой носа и щекотании наружного уха возникают защитные рефлексы в виде движений рук. Температурные и болевые рецепторы сформированы уже к моменту рождения. Причем, наибольшей болевой чувствительностью обладают рецепторы лица.

В первом полугодии жизни у детей можно вызвать рефлексы с вестибулярного аппарата – установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный рефлекс с туловища на голову и шейный тонический рефлекс. В 1,5-2 месяца у ребенка вырабатываются вестибулярные условные рефлексы, которые направлены на поддержание головы и позы сидя.

У новорожденных большая часть слизистой поверхности рта обладает повышенной чувствительностью. Они различают сладкое, горькое, кислое и соленое. Сладкое вызывает сосательные движения, а остальные – реакцию отторжения.

Слуховой анализатор начинает работать сразу после рождения. Звуки у детей вызывают общую коррекцию двигательного беспокойства с соответствующими изменениями динамики дыхания и сердечной ритмики.

Однако общее двигательное беспокойство не мешает новорожденным детям дифференцировать звуки по высоте и тембру, оценивать пространственное расположение источника звука (например – голос матери).

Зрачковый рефлекс – это первая реакция новорожденного на свет. Этот рефлекс становится стабильным к 4-5-ти месяцам. К этому же периоду формируется и ориентировочный рефлекс на свет: поворачивание глаз и головы к источнику света. К этому времени у ребенка уже сложился механизм фиксации взора. Появление координированного зрения позволяет вырабатывать у ребенка У.Р. на зрительные стимулы.


Взаимосвязь новорожденного с внешней средой реализуется за счет небольшого спектра врожденных и несовершенных рефлексов. Эти рефлексы вызываются как внешними стимулами, так и внутренними причинами. Врожденные рефлексы в онтогенезе человека формируются гетерохронно. Этот процесс отражает общебиологические эволюционные закономерности и одновременно определяет динамику формирования ВНД ребенка.

ВНД ребенка в возрасте до 1 года

Приспособление новорожденного ребенка к определенному режиму сна, бодрствования, кормления и других физиологических потребностей идет через систему (последовательность) натуральных условных рефлексов. Эту последовательность У.Р. называют динамическим стереотипом, например, рефлекс на кормление у ребенка формируется на второй недели жизни при строгом режиме кормления. По существу – это натуральный условный рефлекс на время, вызванный изменением гомеостаза ребенка. За нарушением гомеостаза, идет пробуждение ребенка и его беспокойство. Подкреплением такого рефлекса на «время» служит пища. Практически одновременно возникает натуральный сосательный рефлекс в ответ на «положение ребенка для кормления». Главную роль в запуске этих У.Р. выполняет комплекс сигналов от кожного, мышечного и вестибулярного анализаторов, а подкреплением служит пища. До 9-10-ти месяцев ребенок в основном реагирует на эндогенные сигналы. После этого возраста – и на сигналы из внешней среды. Необходимость реагирования и приводит к образованию новых У.Р. Сроки и темпы созревания отдельных сенсорных систем определяют временную последовательность образования искусственных условных рефлексов. Их образование проходит все те же три этапа: 1) генерализация; 2) устойчивая фаза; 3) фаза специализации и зависит от базовых врожденных рефлексов и возраста ребенка.

Интересно отметить уже во втором полугодии жизни проявляются типологические особенности ВНД: у одних детей быстро формируются и упрочиваются положительные и тормозные У.Р.; у других – только положительные У.Р. и плохо – дифференцировочное торможение; у третьих – плохо вырабатываются положительные У.Р. и совсем не формируются дифференцировки. Эти особенности мозговых процессов обусловливают всю жизнедеятельность и поведенческие реакции ребенка. По мере его взросления совершенствуются и сами нервные процессы – их сила, подвижность, уравновешенность. В дальнейшем – взаимоотношения этих характеристик н.с. и будет основой для формирования индивидуальных особенностей ВНД взрослого человека. Жизнь ребенка первого года рождения – это цепочка интерорецептивных У.Р. образующих динамический стереотип. Отсюда вытекает необходимость строгого соблюдения режима жизни ребенка. До года, тормозную реакцию у ребенка легче выработать с помощью О.Р., переключая его внимание на новый раздражитель. Попытки некоторых горе-воспитателей подавить негативные реакции ребенка за счет механизмов внутреннего торможения – безуспешны.


К концу первого года жизни, на базе врожденных и приобретенных У.Р., путем подражания звуковым реакциям появляются первые речедвигательные временные связи. Однако слово еще не выступает как самостоятельный сигнал. Оно действует в системе комплекса раздражителей, как один из его компонентов. Поэтому вопросы, типа «Где мама?», «Где папа?» вызывают правильную реакцию ребенка только при условии одновременного действия мышечных, вестибулярных, зрительных и слуховых. Изменение хотя бы одного из этих компонентов (например, голос незнакомого человека) приводит к отсутствию должной реакции. Следовательно, слово только постепенно, в процессе систематического повторения, приобретает значение сильного компонента в комплексе раздражителей. Одновременно ослабляется влияние остальных компонентов на реализацию реакции. Вначале перестает влиять на реакцию ребенка его поза, а потом зрительные и слуховые раздражители. Происходит как бы «освобождение» слова от сопутствующих ему элементов. Этот процесс обусловлен функциональной тренировкой нервной системы и заканчивается к концу первого года жизни ребенка. Первые его слова относятся не к конкретному объекту, а к ситуации в целом.

Первые слова – это просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц: сначала воспринимаются названия окружающих ребенка предметов, имена взрослых, позже – изображение предметов, затем – название частей тела и лица. Превращение слова в абстрактный сигнал происходит в следующий возрастной период.

ВНД в раннем детстве (1-3 года)

В этом возрасте идет дальнейшее морфо-функциональное созревание г/м и координированное управление скелетно-мышечной системой. В результате этих преобразований создаются условия для активной исследовательской деятельности. Постепенно формируется система адекватных действий с предметами: ребенок садится на стул, начинает пользоваться ложкой и вилкой и т.п. На 2-3 году жизни наиболее эффективным является не пищевое, а ориентировочное, оборонительное или игровое подкрепление. Одновременно формируется У.Р. на отношения.

Однако, в этом периоде еще большее значение приобретают системы У.Р. в виде определенной временной последовательности – т.е. стереотипы. Стереотипы облегчают ребенку адаптацию к внешней среде, так как в этом возрасте еще недостаточно развиты сила и подвижность нервных процессов. Это не позволяет ребенку быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Для них необходимы четкие жизненные стереотипы, которые ни в коем случае нельзя разрушать.