ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
институтов, института гос службы, английского конституционализма и административного права.
Французская школа. Историк права и государствовед, профессор А.
Эсмен, юрист Леон Дюги. Выявлены и проанализированы основные принципы гос. управления во Франции. Заложены основы конституционного подхода к проблемам гос управления, система гос управления изучалась не как самостоятельное явление, а как средство выявления принципов и форм организации деятельности государственной политики институтов.
Французская школа. Историк права и государствовед, профессор А.
Эсмен, юрист Леон Дюги. Выявлены и проанализированы основные принципы гос. управления во Франции. Заложены основы конституционного подхода к проблемам гос управления, система гос управления изучалась не как самостоятельное явление, а как средство выявления принципов и форм организации деятельности государственной политики институтов.
Американская школа. Доктор политических наук, основоположник американской государственной административной науки, 28 – й президент США В.
Вильсон. Разработана модель административной эффективности, разграничены функции политической власти и административного управления, предложено использовать в гос управлении методы менеджмента. Значительное финансирование науки позволило США создать в ведущих университетах школы гос управления, которыми решались задачи подготовки гос служащих, повышение квалификации гос. служащих, проведение научных исследований в сфере гос управления.
Русская школа. Историк, академик С. Соловьев, историк, философ Б.
Чичерин, историк, академик В. Ключевский. В России в этот период развивается гос школа, основной проблемой исследования выступает соотношение общества и государства в русской истории на различных этапах. Наука развивается в русле юридической науки и истории. Основана концепция закрепощения и раскрепощения сословий государством.
14.
Научные школы первой половины XX в.: классическая, научного
менеджмента, «человеческих отношений», советская (рациональной организации
труда).
Здесь выделяют:
Классическая школа. Основоположник организационной науки А. Файоль.
Дальнейшее развитие концептов теории гос управления связано с развитием теории организации.
Сложилось представление, что система гос управления
– регламентированная иерархическая организация линейно - функционирования типа с четким определением функцией каждой должностной категории.
Школа научного менеджмента. Идеи научного менеджмента применялись при анализе трудовых процессов в системе гос управления. Широкого распространения и значимых результатов не получила.
Школа «человеческих отношений». Американский психолог А. Маслоу,
Э. Мэйо и У. Мэрфи. Возникла как реакция на недостатки классического подхода.
Человеческий фактор рассматривался как основной элемент эффективной организации системы управления. Важный фактор оптимизации системы гос управления, повышения производственности труда работников этой системы – улучшения психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий.
Советская школа. Ученый, автор трудов по рациональной организации труда А. К. Гастев. Советский период характеризуется перестройкой гос аппарата, исходя из теории научной организации труда и управления (НОТ). Создан ряд научно – исследовательских центров – институты труда, научной организации труда, техники управления, лаборатории по изучению труда. В 1920 – х гг. для координации работы по
НОТ создан Совет научной организации труда. Исследования прерваны в середине 1930-х гг.
15.
Наука об управлении второй половины XX в. – нач. XXI в.: структурно-
функциональный и системный подходы, бихевиоризм.
Здесь выделяют:
Структурно – функциональный подход. В рамках данного подхода гос управление – единая сложно структурированная система, каждый элемент которой выполняет определенные функции.
Системный подход. Системный подход направлен на синтез знаний, имеющих в различных областях науки. Цель подхода видится в выявлении всего комплекса отдельно взятых взаимосвязей элементов государственно – административной системы с обществом.
Бихевиоризм. Бихевиористский подход в сфере гос управления направлен на исследование и объяснение поведенческого аспекта гос управленческих отношений
(поведения управляющих и управляемых, их мотивация).
16.
Территориальная организация власти и форма гос. устройства.
Территориальную организацию федеративного государства можно рассматривать как систему, состоящую из следующих составных частей:
Политико-территориальные организации ( в РФ – республики, края, области и др.)
Административно – территориальные организации субъектов федерации
(города, районы, поселки и тд.)
Характер этих взаимоотношений определяет две основные формы государственно- территориального устройства: унитарную и федеративную. Третья форма
государственного устройства — конфедерация — это уже не территориальное объединение составных частей государства, а обычно объединение суверенных государств, которые обладают собственным территориально-государственным устройством.
17.
Федеративное гос. устройство.
Федеративное государственное устройство – характеризуется объединением двух или нескольких территориальных единиц – субъектов федерации в одно государство. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление и законодательство.
Принципы федеративного устройства.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:
Государственная целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Единство системы государственной власти. Органы государственной власти
РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ.
Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально- культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
17.
Федеративное гос. устройство.
Федеративное государственное устройство – характеризуется объединением двух или нескольких территориальных единиц – субъектов федерации в одно государство. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление и законодательство.
Принципы федеративного устройства.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:
Государственная целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Единство системы государственной власти. Органы государственной власти
РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ.
Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально- культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.
18.
Унитарные и конфедеративные государственные образования.
Унитарное государство – единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы. Унитарное государство характеризуется централизованным руководством административно- территориальными единицами и отсутствием самостоятельных государственных территориальных образований. Это единое, неделимое составляющее.
В настоящее время в мире существуют разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.
В централизованных государствах местное самоуправление существенно ограничено в правах или вообще отсутствует.
В децентрализованных государствах органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно
(избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают са- мостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т. д.).
Простые унитарные государства состоят только из административно- территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в своем составе так называемые административные автономии. Например, Дания имеет в своем составе
Фарерские острова, Гренландию, которые пользуются правами, близкими к правам субъектов федерации, но, тем не менее, Дания — это унитарное государство.
Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:
единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный суд);
одна система законодательства;
единое гражданство;
единая судебная система;
одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают рав- 85 ное положение по отношению к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асимметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно- территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны.
Конфедерация – объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых). Конфедерацию нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
Основные признаки конфедерации:
Отсутствие единой территории.
Неограниченное право выхода из союза.
Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства.
Финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза.
Вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием.
Общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах.
19.
Сущность федерализма: признаки, принципы, критерии.
Федерализм – система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов гос управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерациив целом, так и ее субъектов.
Принципы федерализма:
Добровольность;
Принятие конституции;
Равноправие субъектов;
Разграничение полномочий;
Единства территории и гражданства;
Единая денежная система;
Федеративные институты.
Критерии федеративных государств:
Федеральная власть обладает правом исключить контроль над проведением внешней политики.
Государство – субъекты федерации неправомочны выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить связи с национальным союзом (федерацией).
Федеральное правительство может использовать свою власть независимо от государств-членов федерации и проводить свою волю без их прямого одобрения.
Никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения государств-членов федерации.
Федеральное правительство неправомочно в одностороннем порядке изменить границы субъектов федерации.
Гос власть разделена между федеративным правительством и правительствами государств-субъектов федерации.
Определенные и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за государственными-членами.
Главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным, а государства-субъекты федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из его палат.
Суд должен быть организован по дуальному принципу: каждый уровень имеет свои суды для обеспечения действенности законов.
Федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами государств-членов федерации.
К сущностным признакам федерализма относятся:
Государство подобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций;
конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром;
недопустимость изменений границ без согласия субъектов;
территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны;
субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);
субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и законами;
субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;
в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации;
законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации;
субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;
федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно.
20.
Административно-территориальное устройство РФ.
Административно-территориальное устройство - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственного управления.
По действующей Конституции в нашей стране могут формироваться шесть типов субъектов федерации:
– республики;
– края;
– области;
– города федерального значения;
– автономные области;
– автономные округа.
Полная схема административно-территориального деления страны выглядит следующим образом. Вначале, территория страны разграничивается субъектами
Российской Федерации со строго определёнными и описанными границами. затем, вся территория каждого субъекта федерации разграничивается муниципальными районами. После этого внутри муниципальных районов выделяются городские округа, территория которых исключается из территории муниципального района, а оставшаяся территория распределяется между городскими и сельскими поселениями. Для малонаселённых мест, к которым относятся территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской
Федерации допустимо выделение межселенных территорий.
21.
Характеристика и статус органа гос. власти.
Орган государства — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.
Структура государственных органов может быть различна. Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.
Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание
(Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ
Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссий, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.
Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд
РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ.
Признаки органов государственной власти:
1) создается и действует от имени государства - Российской Федерации или ее субъекта;
2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему функции и задачи;