Файл: Реферат Пути освоения родного языка ребенком. Выполнила студентка гр. 2214з Ориненко Александра Сергеевна.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
ФГБОУ ВО «АлтГПУ»
Институт психологии и педагогики
Кафедра дошкольного и дополнительного образования
Реферат
Пути освоения родного языка ребенком.
Выполнила студентка гр.2214з
Ориненко Александра Сергеевна
Научный руководитель
к. филол.наук, доцент Утробина Т.Г.
_____________________________
(подпись)
Оценка___________________
Барнаул-2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Понятие и значение родного языка во всестороннем развитии ребенка 4
2 Особенности освоения родного языка ребенком 7
Заключение 12
Список литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Освоение родного языка и развитие речи является одним
из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа
воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в
целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех
учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Объект исследования: живая речь ребенка периода овладения языком, структура и семантика образования детского текста.
Предмет исследования: образование текстов детской речи в современной русской коммуникации.
Развитие ребенка и развитие его речи изучали П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, они в своих работах особое место отводили исследованию речи детей. Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия утверждали: язык – особый вид интеллектуальной деятельности. Л.С. Выготский выдвинул и доказал положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, а, следовательно, о смысловом и системном развитии сознания, отражающем внешний мир через посредство языка.
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА ВО ВСЕСТОРОННЕМ
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
С самого рождения ребенку дают знания, формируют умения и навыки,
которые помогут ему в жизни. Речь — это одно из наиболее важных умений,
которыми овладевает маленький человек.
По вопросу сущности понятия и термина «родной язык» существуют разные мнения. Различны и подходы к определению и толкованию этого явления. Одни считают, что родным языком является тот, на котором говорят с детства. Другие ставят знак равенства между материнским и родным языком. Третьи подразумевают под этим язык своей национальности. Четвертая группа ученых иначе подходит к решению этого вопроса. Для последних, родной язык — «язык, который любят или выучили первым, и даже тот, на котором говорят с трудом», [1, с.61].
К. Д. Ушинский придавал исключительное значение тому, что в языке
отражена жизнь, народа, его, прошлое и, настоящее, что народы долго пользовались «богатствами родного языка» прежде, чем обратили внимание на его сложность и глубину. Он приходит к глубокому убеждению. что носителем родного языка является не кто-то, а сам народ. В языке народа заложен глубокий философский смысл, истинно поэтическое чувство «изящного поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездна необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой мысли, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, мы почти отказываемся верить, чтобы всё это создала эта грубая, серая масса народа» [7, с.48].
Родной язык выступает в жизни народа как своего рода летопись всей
многовековой духовной жизни, из которой он черпает мысли и чувства «тысячи предшествующих поколений», знакомится со всем строем их жизни, с их историей, характерами людей, окружающей природой. Это состояние, по
убеждению К. Д. Ушинского, не может объяснить ни историк, ни естествоиспытатель, лучше, чем объяснит родной язык. Он рассматривает
родное слово, во-первых, как полнейшую и вернейшую летопись всей многовековой духовной жизни народа и, во-вторых, как величайшего
народного наставника, который учил народ даже тогда, когда не было ни книг,
ни школ и продолжает учить его «до конца народной истории» [7, с.48]
Л.Н. Толстой разделял мнение К. Д. Ушинского, называющего его родной язык удивительным педагогом, который учит легко и основательно. Слово Толстой рассматривает как олицетворение того духовного богатства, которое накоплено народом в процессе своего исторического развития. Слово он считал самым обычным, самым основным способом передачи знаний. «Слово — дело великое, великое потому, что оно есть могущественнейшее средство единения людей. Выражение же мыслей есть одно из самых важных дел жизни» [8, с.23]. У Л. Н. Толстого родной язык выступает символом национальной культуры. Он особенно ценил в своих учениках образность и самобытность их языка, потому что в языке народа проявляет себя духовность предшествующих поколений. Обучение на родном языке, развивает в детях врождённую способность к общению, вводит их в сознательное обладание его сокровищами. Л. Н. Толстой бережно относился к родному языку, постоянно подчёркивал его неисчерпаемые возможности. В статье «О языке народных книжек» Л. Н. Толстой говорит, что
язык должен быль понятным, народным и
умышленно не испещрённым словами местного наречия. Содержание должно
быть не отвлечённым, не слишком поучительным, а дидактика должна
скрываться за занимательностью формы. Язык должен быть не только понятным или просто народным, но должен быть вместе с тем хорошим [8].
Родной язык — это «ключ, который открывает детям сокровища знаний». Через родной – язык дети приобщаются к материальной, и, духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобразительному искусству), получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т.д.). Словом, дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. А так как любое слово является в той или иной мере обобщением, то в процессе овладения речью у ребенка постепенно развивается логическое мышление. Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Обучение родному языку создает большие возможности для нравственного развития дошкольников. Слово помогает развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и труд. Через слово ребенок усваивает нормы морали, нравственные ценности [4].
Л.С. Выготский утверждал, что формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, искусству. Сам родной язык обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность детей [2].
Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребенка
огромна и неоспорима. Родной язык помогает ребёнку, развить свои
способности, помогает ему усвоить основы духовности и мудрости. Он
раскрывает особенности характера человека, говорит о его наследственности.
Наследственная основа характера человека служит той базой, на которой и с
помощью которой формируется характер человека. И для того, чтобы ребёнок
получил всё необходимое для своего развития, очень важно, чтобы язык, на
котором говорит ребёнок, не противоречил национальному характеру.
2 ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА РЕБЕНКОМ
Освоение родного языка представляет собой сложный и противоречивый процесс.
Онтогенез — это процесс индивидуального развития. в том числе и
освоения языка. Критерием выделения периодов онтогенеза является развитие
того или иного аспекта освоения родного языка.
Выделяют следующие периоды онтогенеза освоения родного языка:
1) доречевой период (0 – 1 г. 9 мес.);
2) когнитивно - языковой (1 г. 9 мес. — 6 лет);
3) собственно речевой (с 6 лет).
Доречевой период онтогенеза — период до вербального интеллекта и до интеллекуальной речи ребенка. В это время происходит, развитие потребности в общение; формирование и функционирование простого языка;
голосовое развитие ребенка по этапам: крик — гуление — лепет [3].
Второй период онтогенеза речи называется языковым, поскольку в это
время (примерно от 2 до 6 лет) формируется языковая компетенция ребенка как интуитивное усвоение единиц, правил, норм функционирования системы языка. Определение «когнитивно - языковой» указывает на тесную взаимосвязь между развитием мышления (когнитивной системы в целом) и языка и формирование в этот период когнитивно - языковых структур в сознании ребенка. Итогом этого периода становится формирование ментального «лингвистического архива» в сознании ребенка, т.е. его «языковой организации».
Третий период речевого онтогенеза (собственно речевой) есть развитие
текстовой деятельности человека, характеризующееся формированием и
функционированием котнитивно - речевых механизмов понимания и
продуцирования речи (текстов), выявляющее своеобразие речевого повеления
языковой личности. Сензитивными периодами развития языковой способности, в частности овладения языком являются возрастные этапы, которые характеризуются наличием специальных психических резервов для овладения языком [3].
Движущей силой развития языковой способности является существование разрыва между тем, что человек воспринимает, и тем, что он может сделать. Период с 2 до 5 лет становится этапом «языкового взрыва», когда дети успешно овладевают одним или несколькими языками. Если в это время внутренние способности «лепятся, как пластилин», то после 6 лет «затвердевают, как мрамор». Для обеспечения знаковой поддержки развития интеллекта ребенок должен до 5—6 лет освоить начала какого-либо
языка. Ученые полагают, что по истечении сензитивного периода «дверь не захлопывается», а происходит отвлечение психических резервов организма на
более важные дела. Однако «языковой рассвет» может возвращаться еще
несколько раз. Учитывая уровень развития когнитивно - языковой способности, в речевом развитии ребенка выделяют три период: доречевой, когнитивно - языковой и собственно языковой. Дошкольный возраст приходится на период развития когнитивно - языковых процессов, который имеет свои особенности: развитие генерализации в детской речи; функционирование эгоцентрической речи ребенка; ситуативная и диалогическая направленность речи; детское «языкотворчество» (вынужденное языкотворчество, а не творчество в прямом смысле) [3].
Рассмотрим, какими путями дети овладевают средствами родного языка и что является источником формирования и развития их языковой способности. Путями овладения родным языком являются элементы иерархически организованной системы языка — фонемы, морфемы, слова, предложения. Лингвистика рассматривает язык как систем знаков и правил их сочетания, с помощью которых кодируется (шифруется) — окружающая действительность (внеречевая реальность). Без знаковой системы не могут
осуществляться человеческие отношения на речевом уровне. Исходя из этого
положения, овладение родным, языком есть овладение знаками и знаковыми
операциями.
Развиваясь и ориентируясь в окружающей среде, ребенок усваивает
свойства предметов, овладевает действиями с ними, познает отношения между
ними и усваивает содержательную сторону знака, его значение. Элементы
речевой системы вводятся в сознание ребенка в виде «лингвистической информации» из окружающей среды, т.е. из речи окружающих людей, и
становятся его достоянием [9].
До недавнего времени в традиционной методике сохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только путем подражания речи взрослого, интуитивно. В основе традиционной методики лежит учение о динамической стереотипе, для выработки которого необходимы специальные упражнения, многократное повторение слов, их форм, сочетаний. Исходя из этого положения правильной речи, исправлять речевые ошибки детей и упражнять их в употреблении особенно трудных слов, грамматических форм, в произношении звуков. В основе обучения лежит репродукция, имитация речи взрослого. Однако подражание как единственный механизм усвоения родного языка характерно для детей конца первого-первой половины второго года жизни.