Файл: Реферат Пути освоения родного языка ребенком. Выполнила студентка гр. 2214з Ориненко Александра Сергеевна.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Малыши этого возраста употребляют в речи только те слова, которые они слышали от взрослых, причем в неизменной форме.
Л. С. Выготский подчеркивал, что постепенно ребенок как бы «врастает
сам по себе» в родную речь. В основе этого, процесса лежит не только и не
столько имитация. Ребенок сто раз слышит правильное высказывание взрослого и будто усваивает его. Но вдруг, когда начинает сам формулировать фразу допускает ошибку. Следующий раз делает «открытие» — говорит правильно. Такое самостоятельное упражнение в речи Л. С. Выготский назвал
«промежуточной системой речи». Способность ребенка «открывать» правила
речи, которыми пользуется взрослый в общении с ним, дало основания
говорить о наличии у малышей тонкого «языкового чутья», «лингвистический
способностей» [2, с. 48].
Современные научные труды психологов и лингвистов — исследователей детской речи (И. А. Зимней, А. М. Шахнаровича, С. Н. Цейтлин и др.) убедительно показывают, что освоение родного языка у детей характеризуется не просто подражанием, воспроизведением образцов речи взрослого, их запоминанием, а также интуитивность неосознанностью) усвоения языковых средств и норм. Ребенок — не пассивный объект обучения, который усваивает только готовые формы речи. Он активный субъект познавательной деятельности, который осваивает предметный мир взаимоотношений между людьми и язык как средство познания и осуществления этой деятельности.
Ведущим в речевом развитии является когнитивное развитие, которое
создает основу для формирования семантического звена языковой способности. Речевое развитие — это процесс более глубокого усвоения значений и функций знаков, правил и способов их сочетания м употребления. Усвоение языка идет, прежде всего, путем развития у детей языковых обобщений и элементарного осознания им языковых явлений [10, с.33].
Уже двухлетний ребенок неосознанно анализирует те высказывания,
которые он слышит от взрослых. В результате им выделяются и обобщаются
некоторые элементы языковой системы, у ребенка формируется внутренняя
система правил речевого действия. Ребенок не имитирует, не подражает готовым высказываниям, а создает свои по аналогии с теми, что слышит от взрослых. Об этом свидетельствуют речевые ошибки детей и детские неологизмы. Сначала обобщения ребенка носят широкий характер: он сам открывает правила речи в самом общем виде и действует в соответствии с тем
или иным правилом во всех теоретически возможных случаях. часто вопреки
тому, что слышит от взрослых. Отсюда широко распространенные в раннем возрасте «ошибки по аналогии». Я рисоваю (по аналогии я гуляю), Таниная (по аналогии с красивая и т.п.) [9].
В дошкольном возрасте язык, в частности звуковое оформление слова,
становится объектом пристального внимания ребенка. Познавательная активность дошкольника, направленная на язык как особый предмет, особую отрасль объективной реальности, содействует более глубокому проникновению ребенка в закономерности языка, развитию языковой
способности, ее фонетических, лексических и грамматических компонентов.
Так, примером грамматических обобщений может, служить, неоднократно
описанный в литературе феномен «Словотворчества», в основе которого лежит механизм аналогии употребления грамматических средств, ориентация на звуковую форму слова. Дети создают новые слова, формы слов по аналогии с уже известными словами и их формами, обобщая значение таких языковых
единиц, как морфемы. Подобные образования по аналогии со всей очевидностью показывают, что слова в сознании ребенка как бы «распались» на отдельные морфологические части, которыми он оперирует как самостоятельными элементами. Это демонстрирует самостоятельность ребенка в создании слов и их форм. Но и тогда, когда ребенок употребляет общепринятые слова формы, нельзя думать, что они всегда в готовом виде
заимствованы из речи окружающих взрослых. Это отмечал К. Д. Ушинский: «Мы успокаиваем себя обычно фразой, что дитя говорит на родном языке просто так, неосознанно, но эта фраза ровно ничего не объясняет. Когда дитя
употребляет к месту тот или иной грамматический оборот, делает в разговоре
тонкое отличие между словами и грамматическими формами — это значит, что он осознает их разность хоть и не в той форме и не тем путем, каким бы нам хотелось» [7].
Таким образом, в основе освоения родного языка лежит активный творческий процесс. Пути освоения родного языка заключаются в том, что ребенок учится говорить в результате слушания речи взрослых и повторения, постоянной практики в использовании услышанного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии
психического развития: мышление, воображение, память. эмоции. Являясь
важнейшим средством человеческого общения. познания действительности,
язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной
культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Говоря о
«родном» имеется в виду язык как средство общения и как система знаков.
которая используется в процессе коммуникации.
Детская речь — особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути освоения родного языка заключаются в том, что несмотря на то, что умственные способности
маленьких детей ограничены, они, в соответствии с опытом, полученным во
взаимодействии со взрослыми, воссоздают язык, но это умение не является
собственно, языковым, а есть выражение более общей способности человека
индуктивно создавать стандартные правила. Ускоренному становлению и
совершенствованию освоению родного языка детей способствует: природная звуковая среда, речевое общение с ребенком с самого его рождения, целенаправленная работа со словом для ребенка, сочетание разговорной и
книжной речи в речевой обстановке, развитие детей в разных видах
человеческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. — М.: Просвещение, 2015. – 129 с. -
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский — М.: Педагогика, 2012. – 504 с. -
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М.: Изд-во МГУ, 2015. – 145 с. -
Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. — М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351с. -
Стародубова, Н.Н. Теория и методика развития речи детей / Н.Н. Стародубова. — М.: Просвещение, 2016. – 128 с. -
Супрун, А.Е. Лекции по теории речевой деятельности / А.Е. Супрун. — Минск: Изд-во БГУ, 2016. – 288 с. -
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5 / К.Д. Ушинский — М.: Педагогика, 1990. – 528 с. -
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 256 с. -
Федоренко, Л. Г. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. Г. Федоренко. — М.: Просвещение, 2014. – 129 с. -
Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин — М.: Знак, 2012. – 592 с. -
Цейтлин С.Н. Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с -
Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович. — М.: Изд-во ун-та РАО, 2015. – 95 с. -
Путь в язык: Одноязычие и двуязычие. Сб. статей / Отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. — М.: Языки славянских культур, 2011. — 320 с.