Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина»
Институт гуманитарного образования

Кафедра русского языка и литературы
Прием комментированного чтения на уроках литературы в школы

Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания»

Выполнила: студентка

Я-ZРЯЛ171группы

Петрова Маргарита Юрьевна

______________________

(подпись)
Научный руководитель
канд.филол.наук, доцент

Бабичева Ю. Г.
Оценка _______________
«___» __________ 20___ г.
______________________

(подпись)
Бийск – 2022

Оглавлени


Выполнила: студентка 1

Научный руководитель 1

Введение 4

1.2. Место комментированного чтения на уроках литературы 9

1.3. Метод комментированного чтение как традиционный приём работы на уроках литературы 11

Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы 15

2.1 Применение приема комментированного чтения на уроке литературы на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 15

2.2. Составление технологической карты урока по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 18

Заключение 23

Список используемых источников 24

Приложение 1 26

Введение 3

Глава 1. Общие представления о методе комментированного чтения 5

1.1. Понятие комментированного чтения и его виды 5

1.2. Место комментированного чтения на уроках литературы 8

1.3. Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы 11

Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы 14

2.1 Применение приема комментированного чтения на уроке литературы на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 14


2.2. Составление технологической карты урока по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 17

Заключение 21

Список используемых источников 22

Приложение 1 24

Введение



Всегда в жизни человека - развитии, воспитании и образовании занимало и занимает важную роль чтение. А одна из задач образования – научить учащихся чтению. Но чтению какому? В настоящее время навык чтения у большинства детей среднего и старшего школьного возраста бессознательный. Да, учащиеся бегло читают, но это чтение не откладывается в их голове. У детей не остается после прочтения произведения впечатлений, выводов. Такой тип чтения не позволяет извлечь и информацию и, тем более, ее понять. В связи с возникновением такой проблемы появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения. Где же формировать осознанное чтение как не на уроках литературы? Программы по учебному предмету ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, понимать и осмысливать прочитанное, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации. Из этого следует вывод, что данная проблема является актуальной в современной школе.

Объект исследования - метод комментированного чтения

Предмет исследования – эффективные приемы применения метода комментированного чтения на уроках литературы в школе

Цель работы – выявление особенностей применения приемов комментированного чтения на уроках литературы

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретическую базу исследования;

  2. Выявить место метода комментированного чтения на уроках литературы;

  3. Применить приемы комментированного чтения к уроку литературы.

  4. Разработать технологическую карту урока с использованием приема комментированного чтения

Методы исследования: анализ учебной литературы, синтез полученной информации, практическая работа.

Теоретическая база исследования:

  1. Беленький И.Г. «Комментированное чтение текста»

  2. Ланин Б.А. «Методика преподавания литературы».

  3. Кирдяшова О. С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы».


Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований приема комментированного чтения, а также как теоретический материал при подготовке учителя к уроку литературы.

Глава 1. Общие представления о методе комментированного чтения
1.1. Понятие комментированного чтения и его виды

Комментированное чтение – один из методов технологии смыслового чтения (продуктивного чтения).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Соответственно технология смыслового чтения – технология, задачей которой является формирование у учащихся понимания учащимися смыслового содержания текста. Следовательно, прием комментированное чтение будет выполнять задачу, поставленную перед ним технологией, частью которой он является.

Но прежде, чем говорить о задачах, давайте разберем подробнее понятие комментированного чтения и в целом комментария. В словаре Ожегова комментарий – это разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту [11]. В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило мы можем найти определения комментирования. Комментирование - один из видов устных работ учащихся по развитию речи. В ходе чтения текста могут попутно комментироваться грамматические особенности текста, его орфография, пунктуация, художественные особенности. [16 ] Таким образом, можем сделать вывод, что комментированное чтение – это прием технологии смыслового чтения, используемый на уроках, где в ходе чтения комментируются особенности текста.

Исходя из полученного материала, выходит следующее определение комментированного чтения. Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

На данный момент комментированное чтение активно используется преподавателями при работе с текстом. Конечно же, наиболее частое его использование – на уроках литературы. Первоначально данным приемом пользовались преимущественно учителя начальных классов при изучении новых произведений на уроках литературного чтения. В настоящее же время прием является важной частью урока литературы в среднем и старшем звене. Более активно же его используют учителя – словесники 5-9 классов. Различают большое количество видов комментариев в данном приеме, но основными в методике и практике работы над текстом художественного произведения определились следующие 
виды комментариев [15]:

1. лингвистический комментарий (раскрытие семантики и этимологии слова, разъяснение значения образных средств);

2. исторический и социально-бытовой комментарий (толкование исторических фактов, событий, имен, названий, бытовых и этнографических деталей);

3. литературоведческий комментарий, связанный с характеристикой эпохи и литературных течений, с разъяснением литературоведческих терминов;

4. идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения.

5. биографический [4]

В последние годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения (в частности, системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о новых способах комментирования. Правда, в школе они пока либо не употребляются, либо используются крайне редко. Речь идёт о комментировании как способе выявления глубины восприятия и понимания художественного текста учащимися и комментировании как способе контроля глубины понимания текста школьниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что комментированное чтение – метод, применяемый в технологии смыслового чтения, который нацелен на понимание текста, за счет комментариев, получаемых учащимися при чтении. Данный метод имеет большое количество видов комментариев, но на уроках литературы используются далеко не все, а именно комментарий лингвистический, исторический, социально бытовой, литературоведческий, идейно-стилевой и биографический.


1.2. Место комментированного чтения на уроках литературы


Комментированное чтение занимает особое место на уроках литературы в школе. Связано это в первую очередь с задачами, поставленными ФГОС, нацеленными на развитие основных умений смыслового чтения. Среди них можно выделить:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

  Значимость комментирования текста вытекает также и из проблемы отдаления школьника от понимания литературного произведения, рассматриваемого на уроке, и от исторически и эстетически обусловленного литературного процесса. Решение этой проблемы и есть основная цель и задача комментирования как метода изучения литературы в школе. Также одной из задач учителя литературы является совершенствование качества читательского восприятия обучающихся. Комментированное чтение текста в таком случае будет способствовать приближению читателя к смысловому чтению, пониманию содержания произведения, его силовому полю. Художественное произведение всегда содержит в себе установку на понимание, но не всегда читатель может прийти к этой установке. В этом как раз может помочь изучаемый прием. [1]


В процессе комментирования преподаватель стремиться побудить школьника к внимательному чтению, пытается разбудить его воображение и готовит к дальнейшей работе над вопросами обобщающего характера, к анализу произведения. Важное место отводится комментарию лексическому и не только по причине того, что многие слова в художественном тексте вышли из употребления и стали устаревшими, следовательно, неизвестны и непонятны школьникам. Но и по причине того, что слово в литературе очень часто имеет контекст, оно всегда имеет метафоричное значение, вследствие чего обогащается новыми значениями и смыслами, что не воспроизводится в толковых словарях. Оно зачастую погружается в контекст исторический, культурный, культурной традиции, и, следовательно, функционирует в тексте как носитель или, точнее, знак этой традиции. Лексическая многозначность слова в литературе не столько феномен чисто лингвистический, сколько культурный. Безусловно, школьники обращают внимание на это в самую последнюю очередь и нуждаются в создании контекста восприятия художественного произведения, адекватного той культурной традиции, в которой оно функционировало. Лексическая многозначность слова, понятая с этой позиции, создает условия для перестановки акцентов в содержании литературного текста воспринимаемым сознанием.

Комментированное чтение часто используется как способ анализа художественного произведения, или же является важнейшим этапом подготовки к нему. Использование данного приема на каждом уроке литературы совершенно необязательно, но обойтись без него, заменяя другими методами и приемами, невозможно.

Метод комментированного чтения позволяет легко и быстро получить полное представление учащимися о содержании изучаемого произведения, не только поверхностные знания о происходящей цепочке событий, но и знания более глубокие - о значении слов и образов, не только с лексической стороны, но и лингвистической, исторической, социально-бытовой или культурной. Именно поэтому он является неотъемлемой частью современного урока литературы.

1.3. Метод комментированного чтение как традиционный приём работы на уроках литературы


И. Г. Беленький считал, что в системе занятий по литературе в старших классах средней школы значительное место занимает комментированное чтение художественного текста. [4]

Из различных видов комментария он выделял комментарии идейно-стилевые и идейно-эстетические, при которых на основе наблюдений над художественным текстом внимание учащихся направляется на существенно важные в идейном и эстетическом отношении стороны произведения, иногда при обычном беглом чтении остающиеся незамеченными. [15]