Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие методисты указываю на тот факт, что, комментированное чтение, является важнейшим видом работы в младших классах. Но И. Г. Беленький замечает, что не менее важное место данный прием должен занимать в среднем и старшем звене.

На данный момент на уроках литературы в школе комментированное чтение используется, главным образом, на первых этапах работы над художественным произведением. Его задачей здесь является общее ознакомление учащихся с анализируемым произведением, введение в творчество писателя, накопления материала для последующего анализа произведения.

К этому виду работы учитель обращается и при анализе образов-персонажей, и при разборе сюжета и композиции произведения, и при изучении выразительных средств языка. При этом, разумеется, комментированное чтение должно сочетаться с другими приемами анализа художественного произведения (беседа, лекция, пересказы отдельных эпизодов, заучивание наизусть, подбор цитат, различные письменные работы, чтение и конспектирование критических статей и пр.).

Использование комментированного чтения особенно актуально в тех классах, где учащиеся менее всего готовы к самостоятельной работе с текстом, не знакомятся с текстом при выполнении домашнего задания, неактивно работают на уроках. [4]

В связи с этим можно выделить основные принципы этого метода работы над художественным текстом:

1. Комментирование должно быть целенаправленным. Преподаватель четко должен представлять для себя, какие стороны произведения будут раскрываться перед обучающимися во время процесса комментирования, развитию каких навыков это будет способствовать. Характер комментария в первую очередь определяется не пожеланиями учителя, а идейным содержанием, жанровыми и стилистическими особенностями произведения. Вид комментирования будет также зависеть от жанра произведения. Очевидно, роман и драма будут иметь разные комментарии, также как лирическое стихотворение и поэма. Учителю здесь необходимо прежде всего правильно отобрать важнейшие сцены, отрывки, сюжетно-композиционные узлы для комментария и наметить систему работы над ними.

2. Анализ отобранных для чтения отрывков должен быть не схематичным, когда обращается внимание только на идею произведения, а делать акцент на красоту и выразительность слова, эстетическую функция того или иного художественного приема.

3. Комментирование не должно быть излишне дробным. Всегда видеть главное, по отдельной части произведения восстанавливать основное, от детали идти к целому — таков один из важнейших принципов комментированного чтения. Не любование ради любования тем или иным приемом, а понимание необходимости этого приема в общей идейно-художественной ткани произведения.


4. Комментирование текста учителем должно иметь своей целью активизацию мышления ученика и подкрепляться самостоятельной работой учащихся. Комментирование текста не самоцель, а одно из средств развития художественного мышления учащихся, воспитания эстетического вкуса, выработки у них ряда навыков чтения и анализа текста.

5. Комментированию должно предшествовать предварительное знакомство учащихся с анализируемым произведением и данным отрывком. Всякое комментирование должно заключаться хотя бы краткими выводами, чтобы затем перейти непосредственно к анализу произведения. Для этого не обязательно брать целые эпизоды, законченные сцены из художественного произведения. В нужных случаях можно проводить наблюдения и над отдельными небольшими отрывками произведения. Предметом комментария, как указывается в методической литературе, могут быть пейзаж, интерьер, внешность героя, авторская характеристика, свидетельства о герое других действующих лиц, лирические отступления автора и прочее. [6]

Очевидно, что комментирование текста связано в большой мере с выразительным чтением. Недаром М. А. Рыбникова писала: «Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».

Изучив приём комментированного чтения, можно сделать вывод, что он является неотъемлемой частью технологии смыслового чтения и занимает важное место в традиционном уроке литературы. Именно этот прием, при правильном его использовании, позволяет учащимся в полной мере достичь понимания произведения, помогает его проанализировать с тех сторон, который на первый взгляд остаются незамеченными.


Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы


2.1 Применение приема комментированного чтения на уроке литературы на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Комментированное чтение – метод, направленный на понимание художественного произведение в литературе и будет целесообразным его использование в том произведении, где смысл лежит далеко не на поверхности.

Выбор данной повести обусловлен в первую очередь темой произведения и целью его написания А.С. Пушкиным. Несмотря на то, что главными героями произведения являются Петр Гринев и Маша Миронова, которые раскрывают нам тему нравственного выбора, сохранения чести и достоинства, и, конечно же, любви, А.С. Пушкин хотел донести до читателя не только это. Да, именно на это обратят внимание ученики при первом прочтении, но если углубиться в историю создания повести, то можно узнать, что произведение написано А.С Пушкиным не только для того, чтобы показать высоконравственных главных героев. Не просто так он изучал архивы, собирал информацию по всей России, опрашивал простой народ, свидетелей народного восстания под руководством Емельяна Пугачева. Делалось это для того, чтобы правдоподобно и точно показать важную историческую личность и поднятое им народное восстание. В произведение Пугачев является второстепенным персонажем, и, если не обратить внимание учащихся на исторический подтекст в повести, то эта информация пройдет мимо их, такой важной идеи многие не заметят. [7]


На изучение повести «Капитанская дочка», конечно же, уходит не один урок, дается их целая система, но, как правило, в методических рекомендациях нет четких требований к этой системе, существуют только некоторые рекомендации - отдельные справки учителю, предлагаются стандартные вопросы и темы сочинений. Непонятно, какой выбрать путь анализа, например, по главам или по циклам глав?

«Капитанская дочка» - одно из первых сложных произведений, изучаемых учащимися 8 класса, поэтому прием комментированного чтения здесь будет очень кстати. Данный прием уже рассматривался методистами в изучении «Капитанской дочки». Так, в системе работы, предлагаемой К.П. Лахостским, особое внимание уделяется второму уроку, цель которого, как нам кажется, диктуется стремлением создать у учащихся целостное эстетическое впечатление от только что прочитанной повести. Урок погружает учащихся в мир произведения, а приём комментированного чтения используется оказывается вполне уместно, оправданно и является необходимым. От первого знакомства с произведением в сознании учащихся останется рисунок целого, пусть ещё несовершенный и туманный. И только потом начинается вчитывание, «вглядывание» в повесть, в её отдельные темы и образы. Для автора значимым остается и историко-культурный комментарий к повести, с чем нельзя не согласиться.

В статье Г.И. Беленького, которого мы уже упоминали ранее, рассматривается также система уроков по изучению повести. Анализ Г.И. Беленького имеет ценность прежде всего тем, что он ведется со строгим учётом фигуры рассказчика - Петра Гринёва. Говоря о рассказчике, методист утверждает: «Гринёв показан в развитии. Решающими в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачёвым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринёва, как Пугачев». Г.И. Беленький упоминает о том, что необходимо использование комментированного чтения в данной системе уроков, однако о способах комментирования не упоминает, так как его цель - анализ содержания повести, а не методика её изучения. [5]

Таким образом, мы делаем вывод, что в системе уроков по изучению повести «Капитанская дочка», даются частые рекомендации об использовании приема комментированного чтения, но нет точных примеров или указаний, как это можно сделать. Существуют только рекомендации и дополнительная информация для учителя, которую он мог бы использовать в качестве комментариев.



2.2. Составление технологической карты урока по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


В связи с отсутствием методических разработок по изучению «Капитанской дочки» мы решили рассмотреть, каким образом можно применить метод комментированного чтения к уроку литературы в 8 классе по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Мы выделили изучение фрагмента сна Петруши в отдельный урок, главным образом потому, что в центре произведения все же не только отношения Маши и Петра, но и отношения Петра Гринева и Емельяна Пугачева. А отношения эти достаточно сложные, учащиеся должны понимать, какое влияние оказывает Пугачев на Гринева, какое значение в повести он имеет как историческая личность.

Первый вид комментирования, который можно использовать в данной системе уроков – биографический. Его можно применить как при изучении статьи об А.С. Пушкине. Для данного вида комментирования вполне возможно применить приём «Анкета писателя», где в процессе чтения, учащиеся будут получать не только комментарий, но и заполнять необходимые полученные данные в таблицу. Вариант оформления анкеты возможен с записью только кратких ответов, или выбора. Важно, чтобы учащиеся не тратили долгое время на ее заполнение и не отвлекались от чтения текста.

А. С. Пушкин неспроста использует прием вещего сна в произведении, он является предзнаменованием тесной связи главного героя с Емельяном Пугачевым, и уже после его прочтения можно понять, какое влияние «вожатый» окажет на него. Во время первого прочтения мы можем только это предполагать, но при повторном анализе становится ясно, что в этом отрывке таится глубокий смысл. Смысл в словах матери, которая называет Пугачева «посаженым отцом» Петруши, смысл в мужике с топором и, конечно, в комнате, наполненной «мертвыми телами». Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами. Эти символы говорят о многом, но главное – о значении Емельяна Пугачева в жизни Петра Гринева, об отношениях героев, о произошедших событиях позднее.

Предводитель восстания крестьян продолжает воспитание в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам. Потом во сне он и заменяет отца.


Мертвые тела, увиденные Петрушей, предвещают и многочисленные жертвы. После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Образ мужика с чёрной бородой и топором в руке воплощает безмерную силу русского бунта, и могучий национальный характер русского народа. Сон имеет пророческий характер, поскольку в нём содержится предсказание того, чем может обернуться неконтролируемая мощь народного движения.

При изучении данной темы урока как никогда будет актуально применение метода комментированного чтения. Исторический комментарий целесообразно использовать на первых уроках изучения темы, при знакомстве с произведением. Ученики должны понимать, кем является Емельян Пугачев, на фоне каких исторических событий происходят действия повести. Для того, чтобы дать исторический комментарий учащимся, можно использовать прием «Ромашка Блума», где после первичного прочтения текста произведения, учащихся можно подвести к проблемному вопросу, например, «Кем был Емельян Пугачев?», «Почему именно его образ появляется в произведении» и т. д. Но прийти к тому, что ответ даст, учитель, если учащиеся на «ромашке» зададут ему вопросы. Логичным будет рассмотреть вопросы после завершения работы учениками, но ответы давать постепенно, во время повторного чтения фрагментов – первой встречи – главы «Вожатый», фрагмента встречи в крепости и самой казни Емельяна Пугачева. Таким образом учащиеся читают текст вдумчиво и внимательно, ожидая ответов на свои вопросы. На уроке изучения роли сна Петра Гринева более важным комментарием является комментарий лексический. Лексический комментарий используется с целью объяснения слов, которые являются важными для понимания текста. Суеверия, посаженый отец – все приводит к обрядовой теме, к теме пророчества будущего. При отсутствии знаний о значении слова «посаженый», может сложиться неверное представление учащихся об отношениях Петра Гринева и Емельяна Пугачева. Самым простым приемом, который можно использовать при лексическом комментарии является словарная работа. Но так как художественный текст часто использует метафоричное значение слова, здесь, после изучения значения слова в словаре, необходим комментарий учителя. Немаловажным является комментарий идейно-стилистический. Этот фрагмент заключает в себе большое количество образов, которые уже раскрыты учащимися при прочтении повести. Так как ФГОС рассматривает важной частью получения знаний системно-деятельный подход, учащихся нужно комментариями учителя подтолкнуть и направить к осознанию прочитанного, а не полностью раскрыть тему. Например, перед тем, как дать комментарий к предложению, где мы видим «мужика с черной бородою», можно учащимся задать вопрос, возможно, исходя из поставленной темы, они самостоятельно смогут дать верный комментарий, а учитель при необходимости его поправит. При прочтении фрагмента о посаженом отце, после комментария о значении слова, можно попросить дать комментарий учащихся, почему автор использует образ отца. Здесь, при неверном ответе учащихся, учителю имеет смысл оставить свои комментарии при себе и дать их после полного прочтения, при дальнейшем анализе вернуться к фрагменту и попросить на основе уже полученных знаний комментарий по данному отрывку. Немаловажен и образ мертвых тел, ведь они предрекают кровавую битву и её последствия. Так как дети знакомы с содержанием произведения, вероятно, они проведут ассоциацию со сложившейся реальностью, и целесообразно их подвести к комментарию. Является ли этот образ пророческим? Что он пророчит? Для того, чтобы у детей сложилось полное представление о художественном произведении можно использовать прием фишбоун (рыбий скелет). В голове рыбы поставить вопросё1