Файл: Методические рекомендации по дисциплине Теория и методика гимнастики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Кругом – МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающиеся делают шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачиваются на носке правой и с левой ноги начинают движение в новом направлении. При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения. Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.

Перемена направления движения захождением плечом. «Правое плечо вперед шагом – МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение. «ПРЯМО!» (подается под левую ногу), «На месте!» или «Группа – СТОЙ!»

Движение в обход. Команда «Налево (направо) в обход шагом – МАРШ!» Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки, а слово «шагом» исключается.

Движение по диагонали. Команда: «По диагонали – МАРШ!»

Передвижение противоходом – движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда «Противоходом направо (налево) шагом – МАРШ!» Интервал между встречными колоннами – один шаг. Может исполняться по прямым и косым направлениям.

Движение змейкой – несколько противоходов выполненных слитно. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды: «Противоходом налево (направо) шагом – МАРШ!», «Змейкой – МАРШ!»

Движение по кругу. Команда «По кругу – МАРШ!» Исполнительная команда подается на середине одной из границ зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга.


    1. Размыкания и смыкания.


Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.

Размыкание по Уставу Вооруженных Сил. Команда «Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разом – КНИСЬ!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда
«Влево (вправо, к середине) сом – КНИСЬ!», и все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание и смыкание может быть выполнено бегом. При подаче команды добавляется слово «бегом».

Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда «От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом – КНИСЬ!» После подачи команды преподаватель начинает подсчет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние в шеренге (шеренгах), затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом – КНИСЬ!» Смыкание все начинают одновременно. Преподаватель ведет подсчет по два до окончания смыкания.

Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на вытянутые руки» и т.д.

Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.


  1. Методические указания.




  1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом – МАРШ!», «Кру – ГОМ!» и т.д.).

Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!» и пр.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавить слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т.д., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа – СМИРНО!», «Колонна – СТОЙ!»

Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично.

Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.

Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна со-

ответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.



Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неправильно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки.

  1. По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупотреблять не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.

  2. В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Если команда определяет собой одновременно действие из определенного и.п. определенным способом, то распоряжение допускает выполнение действий, не уложенных в счет, несколько иными способами. Например: вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Нале – ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».

  3. При подаче команд на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей: а) название строя; б) направление движения; в) способ выполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом – МАРШ!» При движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают. В приведенном примере, если команда на перестроение подается для идущей группы, слово «шагом» опускается.

При размыкании последовательность частей команды будет такой: а) направление; б) величина интервала; в) способ выполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом – КНИСЬ!»

  1. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» («направо») – движение в указанную сторону с одновременным поворотом в самом движении; «влево» («вправо») – движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком.

  2. При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям).

Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетают показ и объяснение, и затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разделениям. В данном случае для выполнения каждого действия подается отдельная команда. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды:


  1. «Шаг левой назад, делай – РАЗ!»;

  2. «Шаг правой в сторону, делай – ДВА!»;

  3. «Приставить левую, делай – ТРИ!»

При обучении по разделениям ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может исправить ошибки занимающихся. Можно рекомендовать разучивать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, различные перестроения, строевой шаг и другие разновидности передвижений, размыкание приставными шагами.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых приемов, передвижений и кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи в каждом уроке.
Вопросы и задания.


  1. Характеристика и значение строевых упражнений

  2. Классификация строевых упражнений

  3. Методика обучения и проведения строевых упражнений. Правила подачи команд. Распоряжения.

  4. Характеристика строевых приемов.

  5. Методика обучения строевым приемам.




  1. Построения и перестроения. Определения этих понятий и их разновидности.

  2. Методика обучения перестроениям.

  3. Методика обучения перестроениям из одной шеренги в две, из одной шеренги в три.

  4. Методика обучения перестроениям из шеренги уступом на дистанцию два и три шага.

  5. Методика обучения перестроению из колонны по одному в колонну по три уступом, перестроению из шеренги в колонну захождением отделений плечом.

  6. Методика обучения перестроению из колонны по одному в колонну по два /три, четыре и т.д./ поворотом в движении.

  7. Методика обучения перестроению из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь и т.д. дроблением и сведением и обратному перестроению разведением и слиянием.

  8. Разновидности передвижений. Движение на месте, переход с движения на месте к передвижению, прекращение движения, изменение характера передвижения, изменение длины шага и темпа движения, разновидности шагов, движение бегом, повороты в движении. Методика обучения.

  9. Определение и характеристика следующих передвижений: в обход, по кругу, по диагонали, противоходом, змейкой, перемена направления фронта захождением плечом. Методика обучения.


15.Определение и характеристика размыканий и смыканий. Выполнение размыканий и смыканий различными способами. Методика обучения.
Литература:


  1. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.

  2. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.

  3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.

  4. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.

  5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.

  6. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.

  7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.

  8. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

  9. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение», 1971

  10. Гимнастика в школе. А.Н.Мартовский. – М.: «Ф и С»,1976.

  11. Гимнастическая терминология. А.Т.Брыкин. – М.: «Ф и С», 1989.

  12. Книга учителя физической культуры. Под ред. В.С.Каюрова. – М.: «Ф и С»,1973

  13. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: «Ф и С»,1998.

  14. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

  15. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

  16. Энциклопедия физических упражнений. Ежи Талага. – М.: «Ф и С»,1998.

  17. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.

  18. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.