Файл: Великий итальянский художник,живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Леонардо да Винчи - великий итальянский художник ,живописец, скульптор, архитектор, учёный , изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.
Еще при жизни Леонардо да Винчи ходили легенды. Он был загадкой для современников и до сих пор остается одной из самых таинственных фигур в истории человечества.
«Как хорошо проведенный день приносит счастливый сон, так плодотворно прожитая жизнь доставляет удовлетворение» – этому принципу великий итальянец оставался верен до конца своих дней. Он считал, что и наука, и искусство являются путем познания и преображения мира, а потому старался вникнуть в суть всех окружающих его вещей и явлений – будь то строение человеческого тела, полет птицы, происхождение радуги или теория живописи.
Леонардо добился бы великих преимуществ, не будь он переменчивым и непостоянным. В самом деле, он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Так, в математике за те немногие месяцы, что он ею занимался, он сделал такие успехи, что, постоянно выдвигая всякие сомнения и трудности перед тем учителем, у которого он обучался, он не раз ставил его в тупик. Некоторые усилия потратил он и на познание музыкальной науки, но вскоре решил научиться только игре на лире. Все же, несмотря на столь различные его занятия, он никогда не бросал рисования и лепки, как вещей, больше всех других привлекавших его воображение.
О занятиях живописью
В 1466 году Леонардо да Винчи поступил в мастерскую Андреа Верроккио в качестве подмастерья. Мастерская Верроккио находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо как изучать гуманитарные науки, так и приобретать некоторые технические навыки. Необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.
Вскоре Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах. Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане.
В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было 20 лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.
Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане.
Особенности творчества художника Леонардо да Винчи
Все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки. Кроме того, в числе изобретений Леонардо да Винчи — живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчастости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов.
На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо. Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии
.
Известные картины Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек». Знамениты во всем мире работа «Иоанн Креститель», написанная живописцем на склоне лет, «Портрет Жиневры де Бенчи» и автопортрет мастера, датируемый 1514-1516 годами. Кроме картин, отдельного внимания заслуживают многочисленные эскизы и чертежи Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки художника, поражающие своей точностью, входят в Королевскую коллекцию королевы Британии Елизаветы II, которая располагается в данный момент в Виндзорском замке.
«Тайная вечеря»
История создания картины
Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.
Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в "Тайной вечере", была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: "Один из вас предаст меня".
Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему.
Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей, включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов.
Исследователь и анатом
Интерес к человеческой анатомии Леонардо да Винчи начал проявлять в конце 1480-х,когда он был придворным художником Лодовико Сфорца, правителя Милана. На первой странице нового манускрипта, известного сейчас под названием «Анатомический манускрипт» мастер поставил дату «Второй день апреля 1489». На его 44 страницах Леонардо да Винчи сделал несколько точных и изящных рисунков карандашом человеческого черепа. Однако в те годы у мастера было слишком мало доступа к анатомическим материалам, которые он мог бы изучать.
Вернуться к изучению анатомии художника Леонардо да Винчи побудила работа над фреской «Битва при Ангиари». Для того, чтобы достоверно изобразить динамичные фигуры всадников, мастеру требовалось досконально исследовать работу мускулатуры.
К началу 1500-х он уже был настолько влиятельной фигурой, что ему позволялось самому проводить вскрытия: чаще всего ему для этого предоставляли тела казненных преступников (всего он провел около 30 вскрытий). Можно сказать, что с этого момента да Винчи из художника, интересующегося наукой, превратился в ученого с художественными талантами.
В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана.
Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.
К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе. К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века. Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.
Наука и техника
Его единственным изобретением, получившим признание при жизни, была шлюзовая камера с пистолетным колесом (порвана). Вначале колесное ружье было не очень популярно, но в середине XVI века оно стало популярным среди дворянства. Колесцовый замок для пистолета, изобретенный Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что даже в XIX веке он все еще использовался в арсенале.
Леонардо да Винчи интересовался проблемами полетов. В Милане он сделал много рисунков и изучил механизм полета птиц различных пород и летучих мышей. Помимо наблюдений, он проводил эксперименты, но все они оказались безуспешными.
Сначала Леонардо разработал проблему полета с крыльями, приводимыми в движение силой человеческих мышц: идея самого простого аппарата Дедала и Икара. Но потом он пришел к идее построить аппарат, к которому человек не должен быть привязан, а должен сохранять полную свободу управления им; чтобы двигать себя, аппарат должен быть его собственной силой. По сути, это идея самолета.
Леонардо да Винчи предложил первую схему телескопа с двумя линзами (теперь известную как система Кеплера). В рукописи Атлантического кодекса, лист 190а, есть запись: «Сделайте очки (очали) для глаз, чтобы увидеть большую луну» (Леонардо да Винчи. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, стр. A. 190a),
Леонардо да Винчи, возможно, сначала сформулировал простейшую форму закона сохранения массы для движения жидкостей, описав течение реки, но это утверждение подвергается критике из-за нечеткой формулировки и сомнений в его подлинности.
Леонардо удалось преуспеть в многих сферах благодаря особому графику и дисциплине, которой он следовал. Да Винчи удалось обхитрить время, и он спал в два раза меньше обычных людей. Так, его сон занимал всего лишь 2-4 часа в сутки. Особенностью необычного режима было то, что он отдыхал каждые четыре часа. В это время он творил, а после ложился спать на четверть часа. Так ему удалось растянуть суточные рамки, и соответственно, увеличить свою жизнь на целых тридцать лет.