Файл: Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой…

О Великой Отечественной войне, самой страшной войне в истории человечества, я знаю из прочитанных книг, из документальных и художественных фильмов. О тех тяжелых временах мне много рассказывал и мой дед. С особым трепетом я слушала его повествования о жизни семьи его отца в годы войны.

Моему прадеду едва исполнилось одиннадцать лет, когда беда пришла в их деревню, которая находилась недалеко от Брянска. Кроме Анатолия, так звали моего родственника, в семье было еше шестеро детей: четыре брата и две сестренки.

К деревне подошли отступающие части Красной Армии. Командир попросил проводника из местных. Вызвался провести отряд мой прапрадед Николай. Он хорошо знал эти места и вывел солдат из окружения. Когда Николай вернулся в деревню, немцы схватили его и повесили.

Кроме того фашисты забрали всю живность, что была в хозяйстве многодетной семьи. А впереди зима, кушать нечего. Мама как могла старалась прокормить шестерых детей. Старший сын Виктор, которому уже было семнадцать, ушел в партизаны, и дом лишился помощи старших мужчин. Матушка украдкой ходила на колхозные поля в надежде найти что-нибудь съестное. Приносила колоски, прошлогоднюю гнилую картошкуу, из которой жарила в печи драники. «После такой пищи дети мучались от боли в животе», – рассказывал дед. Летом было полегче, спасал огород и походы в лес за ягодами и грибами. Немцы меняли тушенку на белые грибы. Сами они в лес не ходили, боялись партизан.

Неподалеку от деревни находилась станция, на которую приходили поезда с вооружением и продуктами. Там же находились и склады. Анатолий вместе со своими сверстниками иногда наведывался туда. Рискуя жизнью, дети воровали консервы. Немало мальчишек погибло тогда от автоматных очередей часовых. Мама за уши таскала сына за воровство, но Толя этого дела не бросил, старался хоть что-то принести в семью.

Виктор, старший брат, воевал отчаянно. О его подвигах в одной из местных газет послевоенного времени даже вышла статья «Месть за отца».

Однажды после выполненного задания Витя решил хоть издали посмотреть на своих братьев и сестер. Он вышел к лугу, который бал за деревней. На лугу стояло небольшое сооружение, крыши там не было. Спрятавшись за ним, парень стал наблюдать. Вдруг он услышал шорох. Витя подтянулся и влез на стену. Заглянул. А там….немец! «Партизан, партизан!» - закричал фашист. А Виктор от неожиданности свалился в траву, выпустил очередь из автомата и побежал в сторону леса.


Был случай, когда отряд партизан, в составе которого был Виктор, попал в засаду. Солдаты бились отважно, даже захватил семерых пленных, но после этого боя в живых осталось только двадцать пять человек. Пленных до отряда не довели – расстреляли. Слишком велика была ненависть к врагу, который особенно лютовал в первые месяцы войны.

Два долгих года Анатолий со своими братьями и сестрами прожили в подполе, так как немцы постоянно жили в их доме. Дед рассказывал: «Приоткроем крышку подпола, а за столом немцы обедают. На столе колбаса, сало, сахар, а у нас слюни текут. Счастье, если они убегут по тревоге. Мы как галчата выскочим, сметем все со стола и обратно в подпол. Немцы, возвращаясь, вытаскивали нас и пинками выдворяли на улицу. Ночевать тогда приходилось где придется.

Лишь в сентябре сорок третьего года пришло долгожданное освобождение. Наши войска взяли Брянск! Радости не было предела! Чудом остались живымы, и дом наш остался цел. Наверное, немцы просто не успели спалить его, ведь в соседней Белоруссии очень много деревень было сожжено вместе с жителями».

А дядя Витя прошел всю войну, имел четыре ранения. Он ковалер ордена «Отечественной войны» и ордена «Славы», имеет медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и другие.

К сожалению, трагически погиб уже в мирное время, но мой дед с уважением вспоминает о нем. Думаю, что память о своем прапрадеде пронесу по жизни и я, передав ее уже своим детям!