Файл: Опишите предмет общей теории права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Опишите предмет общей теории права.

Предмет – это то, что интересует науку в конкретном объекте. Предмет это более узкое понятие, чем объект. Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления, а теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно–обусловленные связи и отношения, которые определяют развития государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права. Предмет ОТП входит не только в государственно-правовые категории, но и в представления людей по поводу правовой действительности.

ОТП изучает:

1) объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязи и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни.

2) правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержания и формы государства и права.

3) функции государства и права.

4) сложные правовые категории такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права т.д.

Необходимо отметить, что предмет ОТП развивается, поскольку не сама наука определяет предмет своего исследования, а социально-политическая действительность.


  1. Определите место общей теории права в системе юридических наук.

ОТП входит в систему юридических наук, объеденных общим понятием – юриспруденции. Юридические понятия делятся на:

  1. Общетеоретические (ОТП, философия права, социология права). ОТП тесно взаимодействует с философией и активно использует ее методы (метафизика и диалектика). В свою очередь ОТП дает материал для философских обобщений. Социология права - наука о реализации права и претворении ее в жизнь.

  2. Историко-правовые науки (ИГПЗС). Историко-правовые науки изучают процесс развития государственно правовых форм в хронологическом порядке.

  3. Отраслевые науки. По отношению к отраслевым наукам ОТП обобщающая наука и исследует общие для всех отраслевых наук проблемы. ОТП вырабатывает правовые категории и понятия, которые имеют важное методологическое и практическое значение для отраслевых юридических дисциплин.

  4. Межотраслевые или прикладные (криминалистика, судебная или психологическая медицина). Прикладные науки хотя и относятся к разряду юридических наук но в своем содержании имеют широкий спектр естественных и технических наук.

  5. Международные правовые юридические науки (международное индивидуальное право, международное публичное право).





  1. Определите место общей теории права в системе социальных наук.

Наука ОТП изучает процесс возникновения, развития и функционирования государства и права наряду с другими социальными науками, однако для социальных наук изучение государства и права не является основным. Для философии, социологии, политологии, истории государство и право представляют интерес, сложные феномены социальной действительности, которые оказывают влияние на нее. В свою очередь ОТП пользуется достижения обще-социальных наук и на этой основе формирует объективные знания о государстве и праве.

Философия объясняет общественное бытие в целом во всей совокупности, а также изучает наиболее общие закономерности общества. Философия служит теоретической базой и металогическим ориентиром для всех юридических и общественных наук. На основе достижения философии могут быть вскрыты сущность государства и права и определенны механизмы их функционирования. На базе философии развиваются основные категории юридических наук.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, группах, которые рассматривают в их связи общественным целым. Социология выделяет социальную основу государства, социальную ценность прав, их социальные стороны, но социология не рассматривает их юридические аспекты.

История исследует различные цивилизации, смену социально-экономической формации. Изучает опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время. Однако история не делает обобщающих выводов на счет государства и права и не формирует их общих закономерностей.

Экономика изучает экономические отношения людей, отношения производства, при этом она изучает роль права и государства в регулировании экономики.


  1. Сформулируйте понятие методологии общей теории права и охарактеризуйте общенаучные методы. 5.Охаракт.метод системного анализа и частные методы исследования .

Методология – это учение о научном методе познания.

Метод – совокупность приемов, средств, принципов и способов исследования общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Георг Хенрик фон Вригт назвал методологию пособием для развития мышления.



Все методы можно разделить на три группы:

1)Всеобщие

2)Общенаучные

3)Частные (специальные)

1.Всеобщий философский метод-использ. во всех науках и на всех стадия этапов научного познания

1)Всеобщие (философские, мировоззренческие подходы, которые выражают наиболее универсальные принципы мышления). Среди них выделяют: метафизику, диалектику.

Метафизика рассматривает государство и право как вечные неизменные институты. Согласно этому методу мир материален, существует объективно и вне зависимости от сознания человека.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Этот метод позволяет сформулировать существенные выводы и положения относительно динамики права и его развития как определенного социального явления. Бывает двух видов: материалистическая, идеалистическая.

Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии и в конкретной исторической обстановке, а так же во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Согласно ей материя является первичной, а сознание людей находится под влияние материи. Примером является марксистская теория сущности права, которая исходит из того, что право обусловлено условиями и уровнем жизни определенного класса. Сторонником данной теории является Энгельс.

Идеалистическая диалектика исходит из того, что первичным является сознание, а материя продукт этого сознания. Примером является теория нормативизма, юридического позитивизма, социально-правовая школа. Сторонником данной теории является Гегель.

2)Общенаучные методы познания – приемы не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах (синтез, анализ, дедукция, индукция).

Анализ – метод исследования отдельных сторон, свойств и частей государственно-правовых явлений.

Синтез – метод исследования в его единстве и взаимной связи отдельных сторон, свойств и частей государственно правовых явлений.

Дедукция – метод исследования государственно-правовых явлений от общих положений к частным выводам.

Индукция – метод исследования государственно-правовых явлений от частных фактов и положений к общим выводам.

Метод системного анализа ориентирован на раскрытие целостности объекта, а выявление закономерных связей в нем. В рамках системного подхода выделяют два основных направления к рассмотрению государства и права: структурный (раскрывает из каких элементов состоит государство и право), функциональный (раскрывает какие функции выполняет государство и право в целом и каждый элемент в отдельности).


3)Частные методы –метод толкования ,сравнительно-правовой , исторически правовой метод, юридического анализа и др.Разработаны ОТП для проведения исследований правовых явлений .

6.Виды социальных регуляторов .Описать взаимодействие социальных регуляторов.

Мораль, религия ,право, политика ,экономика ,обычаи -социальные регуляторы.

1.Право и мораль:

Отличия 1)Нормы права закрепленные главным образом в актах государственных органов. Моральные нормы содержатся в сознании людей, общественное мнение находят отражение в СМИ,литературе

2) Для оценки поведения людей с точки зрения права используются критерии:правомерного и неправомерного ,справедливо несправедливо ,имеет юридическое значение не имеют юридического значения.С точки зрения морали :критерии морального аморального, хорошо плохо ,честно нечестно

3) Реализация правовых норм обеспечивают специальные государственным аппаратом, соблюдая нормы морали контролирует общественное мнение.

4) если права единно, то обязательностью его норм вступает в силу в соответствии с момента факта, то моральные нормы свойственны каждому классу общества,различны.

5)Сферы регулирующие общественные отношения права и морали совпадает не полностью.

Между нормами права и морали иногда возникают противоречия.когда права требует одно,а мораль предписывает прямо противоположное

Право и религия

Религиозными нормами называют правила установленные различными вероисповеданием и обязательны для верующих ,они содержатся в религиозных книгах( Библия,Коран,Судно) в решении собрания верующих и духовенство в произведениях религиозных писателей

Этими нормами определяют порядок организации и деятельности религиозных объединений ,общих групп верующих, регламентируется отправлением обрядов ,порядок церковных служб ,ряд религиозных норм имеют моральное и правовое содержание (заповеди) в истории права существование эпох и когда многие религиозные нормы носили юридический характер ,регулировали некоторые политические ,государственные ,социальные ,гражданско-правовые ,брачно-семейные и иные отношенияю. В исламских странах Коран и Судно это основа религиозных правовых и моральных норм регулирования. Все стороны жизни мусульманина , царской России ,ряд брачно-семейных и иных норм установленных церковью, был составной частью правовой системой.


После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В настоящее время Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций. Гарантирует каждому свободу совести,включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакую ,свободно выбирать иметь и распространять религиозные убеждения ,действовать в соответствии с ними. Религиозные организации могут иметь статус юридического лица ,в праве владеть храмами ,молитвенными домами,учебными заведениями, культовым имуществом. Гражданину предоставлено право заменять военную службу ,выполнением альтернативной гражданской службой , если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Верующие имеет возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды.

Связанные со вступлением в брак, рождения ребёнка, по похоронами.Однако юридическое значение имеет лишь документы полученные в органах ЗАГС, либо в других.Некоторых религиозные праздники официально признанные государственными с учётом исторической традицией ,в целом современное светское государство отделено от церковной власти ,религиозные источники не являются общеобязательными и не поддерживают государство .Принуждениями вместе с тем существует взаимное влияние религии и права запрет осуществления отдельных культовых действий ,запрет осуществления сект, запрет наложения взыскания на культовое имущество ,запрет абортов в Польше.

Право и политика

Право возникло и развивалось вместе с государством- главным институтом политики,под которой понималось искусство управления людьми в обществе.Политика это более широкое явление чем деятельность государства.

К числу современных политических институтов относятся так же политические партии и др. общественные объединения .

Соотношение права с полит. в истории человечества складыв. по разному – в древнейших цивилизациях,позитивное право,не было простым произволом феодалов и императоров.Госуд. политика опиралась на божественный промысел ,на заповеди религии, древние обычаи ,нравственные устои семьи.В античных госуд. получили развитие различные формы правления ,именно в это время зародилось понятие политики как общественного института, выражавшего общие дело города.государства ,в это время еще сохранялись представления о божественном происхождении госуд.власти ,однако получ.признание первенство законов перед госуд. властью.