Файл: Опишите предмет общей теории права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.

Право в объективном смысле — система юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида.

Вместе с тем в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве.

Право в субъективном смысле составляет система прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве, а также присущих индивиду от рождения.

Иначе говоря, субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

Важно подчеркнуть, что субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством и при необходимости защищается силой государственного принуждения

15.Раскройте особенности теологических взглядов на сущность права.

Впервые взгляды о социальном регуляторе который именуется правом возникли в обществах древнего Востока, где установлялись обязательные для всех правила поведения. Право в древние времена не ограничивалось от религии, морали, государственной власти и общества. Право определялось как справедливый порядок установленный Богом (богами) и является его (их) волеизъявлением. На земле этот порядок выражается в беспрекословном подчинении одних другим. Примеры:

  1. В древнем Египте в «учение Птахотепа», относящегося к 3 тысячелетию до н.э., суть права обозначалась понятием маат. По его же учениям правовой порядок – такое состояние в обществе, при котором низшие слои подчиняются высшим.

  2. В древней Индии источник Веды. 2 тысячелетия до н.э. Рта – обожествленный естественный закон, определяющий строение общества и деление людей на созданные богом 4 варны: брахманы, вайши, кшатрии, шудры – их место, роль социально правовое положение в обществе.

  3. В древнем Китае Конфуций учил: порядок взаимоотношений между людьми устанавливает император (сын неба), он отец большой семьи. И все домочадцы должны ему подчинятся. Во всех взаимоотношениях должна быть забота. Порядок управления – должен устанавливаться на добродетели. Законодательству Конфуций отводил вспомогательную роль в отношениях.



16.Раскройте сущность социологической школы права.

Социологическая школа права зародилась в середине 19 века. Согласно данной школе право следует искать не в сознании и психике человека, а в реальной жизни. Право согласно данной школе - это реальное поведение субъектов правоотношений, то есть физических и юридических лиц.

Формируют такое «живое» право прежде всего судьи. В процессе своей юридической деятельности они применяют право и выносят соответствующие решения. Данная школа расширяет правотворческие функции судьи и принижает роль закона. По сколько судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению решить то или иное дело.

Выделяют следующие направления социологической школы права:

1.гарвардское или умеренное (Р. Паунд) - в рамках данного направления социальной школы права право рассматривается как совокупность норм и решений судебных и административных органов, определяющих заслуживающие защиты, интересы.

2.реалистическое или радикальное (Дж. Фрэнк) - в рамках данного направления разделяется право и закон, то есть отрицается нормативный характер права.
17.Раскройте сущность психологической школы права.

Представители: Петрожицкий, Рейснер. В 20 веке. Право – результат особых психических переживаний человека и его правовых эмоций, поскольку психика человека определяет развитие общества, мораль, право государства. Именно они заставляют человека совершать те или иные поступки. Источник права - это эмоционально-инетелектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида.

Правовые переживания:

1) Переживание позитивного права

2)Переживание интуитивного или личного права. Интуитивное право в отличии от позитивного является подлинным регулятором человеческого поведения и по этому рассматривается как действительное право.

Однако, правильно выделяя определенные психологические аспекты, это учение фактически рассматривает право в индивидуальной психике человека и делает право тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права
, и недооценивает право как объект, складывающий систему норм.
18.Раскройте сущность исторической школы права.

В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:

  1. Право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

  2. Право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;

  3. Позитивное право является закономерностью жизни. Подчеркивается независимость права от сознания и воли людей, делали акцент на спонтанном формировании права и отражении в нем духа народа или нации.

Достоинства теории:

Впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

Данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
19.Раскройте сущность нормативистской школы права.

Нормативистское (позитивиская) понимание права - самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Право в названной теории представляет собой фактическую реальность выражающуюся в том или ином приказу власти при этом данный приказ не зависит от экономических отношений и уровня развития государства (делается акцент на формальной характеристике власти). Это иерархическая (ступенчатая) система норм, представляемая в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя ей подчиняется. И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в отказе его сторонников исследовать сущность, содержание права, в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего - от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права. Представители: Кельзин, Новгородцев, Дюги.

20.Раскройте сущность естественно-правового подхода и опишите особенности эволюции естественного права.

Классическая школа естественного права.

Теория естественного права создана в 17-18 веках. Общепризнанными основоположниками теории являются: Гуго Гроций, Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо. В отличие от античных мыслителей они определяют естественное право как действие законов природы в поведении людей. Создатели классической школы естественного права понимали естественное право как требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека. К таким требованиям относили: не трогать чужого добра, возвращать то, что нам не принадлежит, возмещать причиненный вред, исполнять обещания и соблюдать договоры, воздавать заслуженное наказание. Естественными права человека являются право на: жизнь, свободу, честь и достоинство и особенно право на частную собственность. Собственность считалась высшей формой реализации разума и всего потенциала человека. Значительное место уделялось соотношению естественного права и закона. Согласно Джону Локку «закон – не любая форма предписания, исходящая от гражданского общества в целом или устанавливаемое людьми законодательного органа, а закон только тогда является законом, если он указывает человеку поведение соответствующее его собственным интересам и служит общему благу».

Современная возрожденная естественная школа права.

В 20 веке школа возрождается и развивается в настоящее время по нескольким направлениям. Все данные подходы исходят из того, что независимо от государства существует естественное право, представляющее собой человеческие ценности. Особенности современной теории: право состоит в том, что каждое из направлений по-своему интерпретирует естественное право. Под естественным правом стали рассматривать не только неотъемлемые права человека, но и социально-экономические права, а также права социальных обществ. Подходы:

1) Неотомистское. По существу является новой трактовкой учения Фомы Аквинского. Теория пытается найти основные права человека в мировом порядке, согласуя их с религиозными догмами, вечными законами, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенные положения закона, если он расходиться с естественным правом. Естественное право превосходит права человека, устанавливаемые государством.


2) Феноменологическое. Алексеев, Гуссерль. Мировой феномен– относительное явление, то есть внутренняя идея и его внешние проявления варьируются в зависимости от времени и пространства и обусловлены конкретными правовыми системами.

3) Экзистенциональное. Ясперс, Сартр. Определяет право как беспрерывную цепь отдельных правовых ситуаций. Есть случаи, которые не могут быть выражены нормой поскольку ситуация индивидуальна и неповторима. Поэтому право не имеет нормативного характера.

4) Герменевтическое. Предусматривает активный творческий процесс в толковании правовых явлений, в ходе которого субъекты фомируют видение права, основанное на интуитивных представлениях и правовом чувстве.

21.Основные теории происхождения права

Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — ХIII век). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной.В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры. Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Органическая теория. Некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III века до нашей эры), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).