Файл: Тема Философия, её предмет и место в культуре человечества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Яшкова Вероника
Группа 137-ос2
Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества
Цель семинарского занятия: раскрыть мировоззренческое значение философии, ознакомить с основополагающими характеристиками философского знания, разъяснить понимание философских терминов, используемых для раскрытия данной темы, кратко охарактеризовать содержание основных разделов современной философии.
Вопросы, обязательные для изучения.
-
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность картины, общих взглядов на мир и места в нем человека, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценок, определяющие принципы поведения людей. Как разноуровневое духовное образование оно включает в себя мироощущение (эмоциональная ступень), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и к себе самому.
В структуре мировоззрения выделяют 4 основные компонента:
-
Познавательный (он базируется на основе общих знаний – повседневные, профессиональные, научные); -
ценностно-нормативный (включает в себя ценности, убеждения, верования и нормы, сближающие ценностное значимое у человека с его практическим поведением); -
морально-волевой (формирует психологические установки для реализации в практических действиях сложившиеся нормы и ценности); -
практический (проектирующий и стимулирующий определенный тип поведения).
Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное и философское.
Мифологическое мировоззрение было первой попыткой объяснить явления окружающего мира. Оно характерно для ранних этапов первобытного общества.
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественную силу. Здесь мир делится на земной и небесный.
Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла, и направлено на практические вопросы. Оно играет большую роль в жизни людей и определяет зачастую социальную ориентацию человека. Несмотря на это оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным т.к. оно не лишено ошибок и заблуждений. Испытываются затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в философии.
Философское мировоззрение является самым высшим типом мировоззрения. Оно представляет собой рационально объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов познания для него характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность и системный характер знаний. Поэтому философия формирует целое понимание мира и является ядром мировоззрения, ее теоретической основой.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле.
-
Философия и наука. Предмет и структура современной философии: онтология, гносеология (эпистемология), социальная философия, философская антропология.
Философия и наука – являются самостоятельными, но очень тесно связанными между собой формами человеческого познания мира.
Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции.
Философия – это самостоятельная форма мировоззрения, т.е. обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию.
Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет два аспекта: определение сходства и различия между философией и наукой, и определение научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры.
С одной стороны, философия, в отличие от науки, изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т.е. самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект исследования,
будь то физика, химия, психология или социология.
Философия не имеет математического аппарата, не ставит опыты и эксперименты. Философские проблемы не имеют однозначного и окончательного решения. Споры по ним продолжаются столетия. А сами ответы на философские вопросы формулируются не однозначно утвердительно, а только гипотетично, через предположение. Аксиом и доказанных теорем в философии нет.
Наконец, для любой науки обязательным требованием при исследовании является объективность, понимаемая в том смысле, что на процесс исследования не должны влиять переживания, личные убеждения ученого, представление о ценности результата для человека. Наоборот, философия всегда озабочена аксиологическими вопросами, т.е. вопросами о значимости (ценности) достигнутого знания для человека.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.
Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
1. Онтология(от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – важнейший раздел философии, учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и др. Подразделы онтологии: философия природы, философская антропология, социальная философия.
Социальная философия (от лат. socium – общество) – наука об основных законах существования общества. Выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия: «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.
2. Гносеология(от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.
В современной гносеологии выделяют ведущие отрасли: эпистемологию и науковедение.
Эпистемология – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до ХХ в. изучались в рамках формальной логики.
Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.
Размышления о человеке и его бытии захватывают самый широкий круг проблем, спектр которых оказывается практически неисчерпаемым Вот почему, наверное, можно говорить об антропологизме, т е собственно философской антропологии в узком смысле — как особом направлении исследовании. целенаправленно изучающим проблему сущности человека и структуру этой сущности, и в широком смысле — как всей системе философских взглядов, которая не может не включать в себя, в том числе, и учение о человеке и его бытии в природе и обществе.
Как особое направление исследований, целенаправленно изучающих проблему сущности и структуры сущности человека, философская антропология возникла в 20-х годах нашего века Это было обусловлено пристальным интересом философской мысли к вопросу о критериях, определяющих, что является истинно решающим в человеческом поведении, и какие из конфликтующих диспозиций актуального поведения человека (природа или социум) входят в нормативные понятия его родовой сущности и человеческого потенциала. Философская антропология в ответах на эти вопросы во многом опиралась на идеи своих предшественников и, особенно, выводы философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии (Э. Гуссерль).
Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслитель Макс Шелер(1874—1928) В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса.
Философская разновидность антропологии максимально сконцентрирована на представлении о самосознании человека, а естественно-научная антропология (все отрасли естествознания и генетическая психология) дают лишь представление о человеке как достаточно позднем итоге развития Земли, как существе, отличающемся от предшествующих ему форм в животном мире только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые уже встречаются в низшей, по сравнению с человеческой, природе.
Задача философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека.
-
Основные типы философского знания: философский монизм (объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм), дуализм, плюрализм.
Монизм – учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители Фалес, Гегель, Маркс.
Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого - найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.
По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм, материализм, объективный идеализм.
Субъективный идеализм трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство.
Материалистический признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства.
Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами
Дуализм – философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь. Аристотель, Рене Декарт /франц./, Бенедикт Спиноза /голланд./.
Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного.
Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.