Файл: Тема Философия, её предмет и место в культуре человечества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.
Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.
Плюрализм – множественность, согласно этой позиции существует множество равнозначных равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор: 4 первоосновы мира (соединил первоосновы Милетской школы).Атомисты. Софисты утверждали, что множество истин.
Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.
Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.
Виды плюрализма: политический плюрализм; идеологический плюрализм; религиозный плюрализм; культурный плюрализм; плюрализм мнений; духовный плюрализм.
-
Проблема метода в философии: диалектика и метафизика, догматизм и релятивизм, софистика и эклектика и другие.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:
1. Всеобщие, философские методы - наиболее широкая сфера применения (диалектико-материалистический).
2. Общенаучныеметоды, находящие применение во всех или почти во всех науках. В отличие от всеобщих, находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д.
3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.
4. методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.
Остановимся кратко на некоторых общенаучных методах исследования. На эмпирическом уровне научного познания находят применение наблюдение и эксперимент. Наблюдение- это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования: однозначность цели, замысла; системность; объективность; возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.
Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения показаний приборов. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.
Эксперимент, в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. Различают несколько видов эксперимента: качественный (на наличие предлагаемых явлений), количественный (численные параметры свойств предмета), мысленный эксперимент, социальный эксперимент (для внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления). Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Для обработки и систематизации знаний эмпирического уровня используются анализ, синтез и индукция.
Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
При индукции мысль исследователя движется от частного ( частных факторов) к общему. При дедукции, мысль движется от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.
На теоретическом уровне научного познания: дедукция, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования - исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире (понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д.). Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или системный подход. Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что называется от века, но они были разрознены. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.
При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.
При этом само построение теории может быть осуществлено либо
логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.
Метафизика. С этим понятием происходила невероятная трансформация. Мета (греч.) – сверх, над. Т.о. все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической. Это м\б и духовная, биологическая, социальная. Но под метафизикой понималась особая сверхчувствительная реальность, пребывающая за пределами опыта, эксперимента, наблюдения. Многое находится еще за пределами человеческого познания и чувственности. Размышления об этом и есть метафизика. Путаница возникла, когда под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике, хоты предмет последней не только чувственная, но и сверхчувственная реальность. И в этом отношении она ничем не отличается от метафизики. Метафизическая реальность – это вся реальность, которая достойна глубокого изучения. А все, что доступно эксперименту, - это пока маленький островок реальности
Предмет метафизики, в ее первичном смысле, - рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном никакому чувству, а также о свободе воли, Боге, бессмертии, бесконечности, и т.д.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории диалектика выделяются следующие основные этапы: наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая диалектика как высшая форма современной диалектики. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и диалектики.
Эклектика - соединение в одном философском учении разнородных и даже противоречивых элементов. Эклектика означает отказ от создания целостной системы взглядов и механистическое смешение различных идей, оценок и теорий. В истории философии эклектика обычно характерна для периодов кризиса или упадка определенных общественных систем. Эклектику резко критиковали классики марксизма-ленинизма.
Софистика сознательное применение формально правильных, но по содержанию ложных аргументов, оснований и доводов в споре, доказательстве, пустое мудрствование с целью выгоды или славы. Софистами называли в Древней Греции с 5 в до н.э. преподавателей философии («мудрости») и ораторского искусства. Вначале они выполняли просветительскую роль, распространяя знание. Софизм основан на мифологии, смелом субъективизме, исходивший из положения: "человек есть мера вещей".. Однако вскоре их деятельность превратилась в обучение искусству чисто внешнего красноречия и демагогии. Отсюда отрицательное содержание термина «софистика». В ней применялись всяческие словесные уловки и логические ошибки: подмена понятий, использование многозначности слов, всякие словесные ухищрения.
-
Функции философии: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и другие.
Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, критическая, аксиологическая и т.д.
Функции философии:
Мировоззренческая –философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения – важнейшая ценностно-регулятивная система, она формирует ценностные установки и ориентации человека, которые воплощаются в его деятельности и поведении.
Познавательная – одна из основополагающих функций философии. Философия имеет целью адекватное достоверное познание действительности.
Методологическая– философия вырабатывает фундаментальные идеи, принципы и правила познавательной деятельности человека, методы познания окружающей действительности. Она разрабатывает понятийно-категориальный аппарат познания, который помогает человеку мыслить точно и концептуально.
Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание, исследует его философские основания и предпосылки, способы обоснования и границы. Это расширяет границы познания, увеличивает степень обоснованности и достоверности знания.
Конструктивно-эвристическая –философские основания участвуют в перестройке нормативных структур науки и картины мира, помогают строить новые теории.
Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.