Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таб.2
5
Общее устройство плугов
Общее устройство и рабочий процесс навесного плуга. а изображен пятикорпусный навесной плуг ПЛН-5-35 общего назначения. Он агрегатируется с тракторами класса 30 кН. К основным рабочим органам плуга относятся: корпус, предплужник, нож и почвоуглубитель (устанавливается для углубления пахотного горизонта).
Корпус состоит из лемеха, отвала и полевой доски. Все эти части корпуса крепятся к стойке.
Предплужник, как и корпус, представляет собой лемех и отвал, укрепленные на стойке.
Нож — дисковый, предназначен для разрезания стерни и выравнивания края борозды. На этом плуге нож установлен перед последним корпусом.
К вспомогательным частям плуга относятся: рама подвеска и опорное колесо с устройством для регулировки глубины пахоты.
Подвеска навесного плуга состоит из двух стоек и раскоса. Верхние концы стоек и раскоса соединены общим болтом. К кронштейнам в передней части рамы приварены два пальца. На эти пальцы надевают задние шарниры нижних тяг навески трактора, верхняя тяга соединяется болтом с верхним концом подвески. Таким образом плуг связан с трактором в трех точках.
Опорное колесо расположено с левой стороны плуга, при работе катится по непаханому полю и ограничивает заглубление корпусов. Винтом оно может быть установлено на различной высоте относительно опорной плоскости корпусов.
Процесс пахоты протекает следующим образом. При движении плуга нож отрезает пласт в направлении движения плуга, а предплужник снимает верхний обесструктуренный и засоренный слой пласта и сбрасывает его в открытую предыдущим корпусом борозду. Лемех 8 корпуса подрезает пласт снизу, немного приподнимает его и передает на отвал. Отвал оборачивает и крошит пласт. Так как пласт оборачивается вправо, то реакция почвы стремится повернуть плуг влево. Чтобы воспрепятствовать этому повороту, на корпусе установлена полевая доска, упирающаяся в стенку борозды.
Особенности устройства полунавесного и прицепного плугов рассмотрим на примере следующих орудий.
Полунавесной плуг ПЛП-6-35 соединяется с трактором так же, как и навесной, — пальцами и подвеской. При транспортировке он опирается на заднее колесо. При пахоте заднее колесо идет в открытой борозде, а переднее опорное колесо — по непаханой части поля. Четырехзвенным механизмом заднее колесо связано с рамой плуга и со штоком гидроцилиндра. Плуг ПЛП-6-35 может быть переоборудован в пятикорпусный или четырехкорпусный.
Прицепной плуг «Труженик» присоединяется к трактору (класса 30 кН) прицепом. При работе и транспортировке он опирается на три колеса: полевое, бороздное и заднее. Перевод плуга из рабочего положения в транспортное и обратно, а также установка колес относительно рамы в соответствии с глубиной пахоты достигается подъемно-установочными механизмами.
Рабочие органы полунавесных и прицепных плугов взаимозаменяемы с рабочими органами навесных плугов, имеющих один и тот же захват.
Устройство рабочих органов плуга. Как уже было отмечено, к основным рабочим органам плуга относятся корпус, предплужник, нож и почвоуглубитель. Сначала рассмотрим устройство составляющих частей корпуса.
Лемеха корпусов бывают трапецеидальные, долотообразные, с выдвижным долотом и с приваренной щекой.
Трапецеидальные лемеха выполнены по форме в виде трапеции. Для увеличения срока службы этих лемехов с нижней стороны лемеха сделано утолщение (запас металла), за счет которого лемех оттягивают при износе лезвия и затачивают. Трапецеидальные леме-хи обычно изготовляют двухслойными: верхний слой из мягкой стали, нижний из твердого износостойкого сплава сормайт. При неравномерном износе слоев лемех остается все время острым. Но сормайт — хрупкий сплав и выкрашивается при ударе о камни.
Долотообразные лемеха имеют вытянутый в виде долота носок.
Лемеха с приваренной щекой предназначены для почв, засоренных камнями.
Лемеха с выдвижным долотом отличаются тем, что по мере износа можно выдвигать долото и удлинять тем самым срок их службы.
Треугольные лемеха применяются на винтовых корпусах.
Отвалы корпусов бывают цилиндрические, культурные, полувинтовые и винтовые. На плугах общего назначения устанавливают культурные и полувинтовые отвалы.
Культурные отвалы (в сочетании с предплужниками) хорошо крошат пласт и частично оборачивают его. Плуги с культурными отвалами применяют для работы на достаточно чистых почвах. При установке предплужников такие плуги могут использоваться и на несколько задернелых почвах. Корпус с культурными отвалами ставят на всех плугах общего назначения.
Полувинтовые отвалы несколько хуже культурных крошат пласт, но лучше его оборачивают. Поэтому полувинтовые отвалы применяют при обработке (без предплужника) засоренных и задернелых почв. Иногда к отвалу корпуса крепят перо для лучшего оборачивания пласта.
Отвалы изготавливают из трехслойной стали и подвергают термической обработке, придающей им износостойкость и эластичность.
В корпусах плугов семейства ПЛ отвалы сделаны составными, со сменной грудью. При износе грудь заменяют новой. Таким образом у этих корпусов рабочая поверхность состоит из трех частей: лемеха, отвала и груди.
К стойке плуга отвал крепится тремя болтами с потайными головками. Головки должны быть глубже поверхности отвала на 0,5 мм, чтобы не происходило залипания отвала почвой.
Полевая доска компенсирует боковые реакции, возникающие при пахоте, и предотвращает смещение плуга в сторону. Доски изготавливают из легированной стали, наиболее изнашиваемый задний конец (пятку) закаливают. Полевая доска заднего корпуса имеет сменную пятку. У корпусов навесных плугов полевые доски делаются шире, чем у прицепных.
Стойки корпусов бывают литые, штампованные и сварно-штампованные. Литые стойки отливают из стали или из высокопрочного чугуна. После отливки их подвергают термической обработке. В нижней части стойка имеет седло для установки и крепления лемеха и отвала. Если у лемеха выдвижное долото, то в стойке делается для него паз.
Корпуса плугов ПЛ делают со штампованными стойками. С полевой стороны у стойки сделан паз для крепления полевой доски. К раме плуга стойка крепится болтами.
Предплужник устанавливается впереди корпуса плуга и представляет собой небольшой корпус шириной захвата, равной % захвата основного корпуса.
Предплужник состоит из стальной стойки и прикрепленных к ней болтами с потайными головками лемеха и отвала. Лемех предплужника трапецеидальный и изготавливается из углеродистой стали. Лезвие лемеха термически обрабатывается на ширину от 20 до 25 мм. Отвал изготавливается из стали, цементуется и закаливается. Толщина цементованного слоя от 1,0 до 1,5 мм.
Державкой и хомутом предплужник крепится к раме плуга на таком расстоянии от основного корпуса, чтобы пласт, поднимаемый основным корпусом, свободно проходил и не задевал за предплужник.
В стойке предплужника проделано четыре отверстия, а в державке одно. Установкой болта в одно из отверстий стойки и державки фиксируется положение предплужника по высоте.
На плугах для почв, засоренных камнями, вместо предплужников устанавливают углоснимы, состоящие из отвала и гнутой стойки. Стойка хомутом крепится к грядилю основного корпуса, Углосним устанавливают так, чтобы его нижняя часть плотно прилегала к отвалу основного корпуса. При пахоте углосним снимает верхнюю часть пласта, когда тот находится в приподнятом положении. Срезанная часть пласта сбрасывается углоснимом на дно борозды. Углоснимы, установленные непосредственно на основных корпусах плуга для почв, засоренных камнями, имеют меньшую металлоемкость и выглубляются вместе с корпусом при наезде его на камень. Отдельного предохранителя углосниму не требуется.
Ножи предназначены для разрезания слоя дернины. Они бывают дисковыми и черенковыми. У большинства плугов нож устанавливается только перед последним корпусом. У плугов, предназначенных для пахоты целинных и залежных замель, ножи ставят перед каждым корпусом.
Дисковый нож представляет собой стальной диск со ступицей, смонтированный на двух роликовых подшипниках. Подшипники посажены на оси, закрепленной на вилке, охватывающей диск.
Чтобы предохранить подшипники от попадания пыли, в колпак запрессовывают сальник, состоящий из войлочного кольца и резиновой манжеты, стянутой спиральной стальной пружиной. Кольцо и манжета помещены в металлическую обойму. Для уменьшения износа колпаков и торцов ступицы на ось 8 между ступицей и колпаком установлены регулировочные кольца. По мере износа регулировочные кольца заменяют запасными. Смазка в полость ступицы подается через масленку, ввернутую в ступицу.
Вилка 5 закреплена на нижнем конце стойки и может поворачиваться в пределах 20° в ту или другую сторону. Угол поворота ограничивается специальным вырезом в прорезной шайбе, надетой на нижний конец стойки и крепящей к ней вилку. Такое крепление вилки обеспечивает ножу возможность точно следовать за поворотами плуга при заезде в борозду и выезде из нее или при случайных изгибах борозды. Стойка специальными чугунными подкладками, накладками и стальной скобой жестко прикрепляется к раме плуга.
Дисковые ножи изготавливаются из листовой стали. Лезвие термически обрабатывают на ширину 75 мм. Диск затачивают с двух сторон. Толщина кромки не должна превышать 0,5 мм.
Почвоуглубители предназначены для углубления пахотного слоя. Углубить мелкий пахотный слой простым заглублением корпусов нельзя, так как подпахотный слой, вывернутый на поверхность, снижает плодородие почвы. Поэтому подпахотный слой одновременно со вспашкой рыхлят, без выворачивания на поверхность. Под действием бактерий и удобрений разрыхленный пахотный слой постепенно становится плодородным.
Почвоуглубитель представляет собой стойку с лапой на конце. Стойка прикреплена к стояку У-образным звеном и планками. При движении плуга лапа взрыхляет дно борозды на глубину до 15 см. Стойку почвоуглубителя можно поднимать и опускать относительно опорной поверхности плуга. Отверстия на стойке служат для регулирования глубины хода почвоуглубителя.
Положение почвоуглубителей по высоте относительно корпусов плуга изменяют тягой. При перемещении тяги вперед почвоуглубитель поднимается относительно корпуса.
Вырезные корпуса применяют для пахоты подзолистых почв с малым пахотным слоем. Такой корпус состоит из нижнего лемеха долотообразной формы, верхнего лемеха, отвала с пером и стойкой.
Нижний лемех, перемещающийся в подпахотном слое, рыхлит его и пропускает в вырез, не поднимая на поверхность. Верхняя часть вырезного корпуса, работая как обычный корпус, рыхлит и оборачивает пахотный слой. Перо способствует лучшему доваливанию пласта. Вырезные корпуса хорошо заделывают в почву органические и минеральные удобрения.
Безотвальные корпуса – применяются для глубокого рыхления без оборота пласта. Стойки корпусов специальной формы; передняя сторона стойки усилена стальной пластинкой, вытянутой по форме груди обычного культурного отвала. К лемеху сзади примыкает вторая стальная пластина, поднимающая и рыхлящая нижний пласт почвы, подрезанный лемехом. Лемех поставлен к стенке борозды под углом 70°, чтобы устранить следы разъемных борозд в стыке между соседними проходами плуга и уменьшить перекос плуга в горизонтальной плоскости от боковых реакций почвы.тво рУстройство вспомогательных частей плугов. Ко вспомогательным частям плуга относятся: рама, опорные колеса, подъемный механизм и др.
Рамы делятся на плоские и крючковые. Наибольшее распространение получили плоские рамы, которые бывают сборными и сварными.
Плоские сборные рамы состоят из продольных полос, называемых грядилями, и распорок. Число грядилей равно числу корпусов. Для увеличения прочности рамы к ней по линии расположения корпусов крепят хомутами брус жесткости.
У рам многокорпусных плугов один или два задних грядиля можно отделить, уменьшая тем самым число корпусов. Все большее распространение получают безгрядильные сварные рамы, например, на унифицированных плугах типа ПЛ.
Сварная рама, но более сложной конструкции у плуга ПКС-4-35 для обработки почв, засоренных камнями.
Сварные рамы изготавливают из труб прямоугольного сечения или из труб, сваренных из двух швеллеров, усиленных угольниками или поперечными распорками. Детали рамы изготавливают из стали специального рамного и полосового проката.
Опорные колеса навесных плугов общего назначения служат для регулировки глубины пахоты. Колесо установлено на полуоси в шариковых подшипниках. От осевого смещения оно удерживается шайбой. Полуось приварена к стойке, которая установлена в державке, прикрепленной болтами к раме плуга. Подшипники в ступице колеса защищены от попадания грязи резиновым каркасным сальником, шайбой и колпаком. В верхней части стойки закреплена гайка, а в нее входит винт, укрепленный в державке фасонной шайбой. При вращении рукоятки винта гайка вместе со стойкой, полуосью и колесом опускается или поднимается по винту, в зависимости от направления вращения рукоятки.