Файл: Фамилия, имя, отчество учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Фамилия, имя, отчество учителя

Бутикенова Ж.С. 06.02




Предмет/ Класс

История Казахстана, 10 класс




Какой урок,

какой недели

42 урок, 5 неделя





Наименование раздела, подраздела

История государства и развитие общественно-политической мысли




Тема урока

Казахское ханство: политические институты государства.




Цель урока

исследовать особенности политических институтов Казахского ханства, выявляя преемственность форм государственного устройства




Критерии оценивания

определяет особенности политических институтов Казахского ханств




Задания дифференцированного обучения


Коллективная работа

Объяснение новой темы

Совместная работа

Индивидуальная работа

(самостоятельное выполнение учащимися заданий)

Время

Этапы урока

Задание

Цель задания

Оцени

вание

Ресурсы

1 мин.

Организационный момент

Приветствие

Тема урока: Казахское ханство: политические институты государства.

На этом уроке:

исследовать особенности политических институтов Казахского ханства, выявляя преемственность форм государственного устройства







Презентация
Слайд 1,2



1 мин.



Объяснение темы


Формирование и развитие казахской государственности корнями уходит в глубокое прошлое. 

Казахское общество управлялось с помощью институтов политической власти-хана, биев, курултая, улусов.

Высшая государственная политическая власть сосредоточивалась в руках ханов и султанов. 

Хан выбирался из торе – султанов в зависимости от их возраста и близости по родству, он исполнял функции пожизненно.

Усвоение новой темы




Слайд 3



1 мин




Порядок престолонаследия.

Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Провозгласить ханом можно было только султана - прямого потомка Чингисхана.

Ханская власть не всегда передавалась по наследству. Преимущественное право на титул хана имел старший мужчина в роде. После ханских детей старшими считались его братья, но это право иногда нарушалось. Дядя, брат хана, считался старше своих племянников, сыновей хана, однако, как говорили, этот обычай часто нарушался. Со времени первых ханов преемственность власти не была прямой. После смерти Керея ханом стал его брат Жанибек, после Жанибека — сын Керея Бурундук, после него сын Жанибека—Касым хан, после него — его сын Мамаш. Со временем наследование стало очень демократичным. Из-за отсутствия строгих правил престолонаследия между султанами шла борьба за власть, и почти каждый раз после смерти хана в Степи наступала смута.







Слайд 4








Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным. Наиболее влиятельные лица трижды приподнимали кошму за концы, провозглашая «Хан! Хан! Хан!». Едва белая кошма с ханом касалась земли, как ее снова подхватывала, вновь поднимала и опускала на землю толпа. Затем кошму разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, такая традиция называлась «ханталапай» - ханская дележка. Через некоторое время главы родов - рубасы пригоняли к хану скот больше, чем он роздал. Провозглашение нового хана проходило в обстановке открытости и гласности. Сначала извещается население всего улуса, затем его представители съезжаются в условленное место, как правило, в Туркестан, под священные стены Азрет-Султана.

В начале XIX в. русские чиновники запрещают самую ключевую часть избрания хана в потестарной политической системе казахского общества — поднятие хана на белый войлок.







Слайд 5


1 мин




Функции ханской власти.

Верховная власть сосредоточена в руках хана. 1.Хан имел право на владение всеми землями, решение хана при дележе земле, при распределении земель между родами являлось окончательным решением. Назначал глав улусов и правителей подвластных городов.

2. Хан был верховным главнокомандующим. Ему принадлежало право объявления войны и заключения мира.

3. Хану принадлежало верховное право ведения переговоров с другими государствами.







Слайд 6








4.Хан был верховным судьей, имел право выносить смертные приговоры.

5.Хан издавал законы и распоряжения, обязательные для всех, определял порядок налогообложения.

6. От его имени с населения собирались налоги (дары, согум, байгазы), ежегодный жылу, штрафы.

Хан распоряжался территорией ханства, устанавливал места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без разрешения хана не разрешалась.







Слайд 7


1 мин




В 30—40-х годах XVIII в. Тевкелев, посол России в Казахстане, и П. И. Рычков, делопроизводитель и автор истории Оренбурга, писали: "Хан избирался в порядке наследования. Кого выберут старейшины рода, тот и был ханом, его власть и честь были связаны не с ханским троном, а с умением управлять страной”.







Слайд 8








Много сведений об этой традиции оставил А. Левшин: “Каким бы аристократом ханский наследник ни был, не выделяясь умом, мудростью и другими качествами, он не мог набрать много голосов”.

Из родственных султанов выбирали наиболее влиятельного. Казахские ханы выбирались не по уровню жизни, а за личностные качества. В основе преемственности лежала меритократия, т.е. ханом избирали особо мудрого и влиятельного человека. Т.е. большую роль играл субъективный фактор — личные качества хана.

Власть хана не регламентировалась какими - либо твердыми уставами, законами. Она покоилась на материальной силе хана, его авторитете, на поддержке известными биями и батырами.







Слайд 9








Описывая судьбы великих кочевых империй, В. Радлов писал: “Если глава такого государства ослабит свою власть, то союз подвластных ему племен распадался и воевал друг с другом или образовывал новое государство под началом другого правителя”.

Казахи могли выбирать и смещать хан по принципу меритократии – выбора наиболее достойного. Иногда Бии и батыры, недовольные ханом, переходили под власть другого хана, при этом ханская власть слабела. Батыры и Бии часто нарушали клятву, данную своему хану.







Слайд 10








Старшие и младшие ханы.

На протяжении нескольких веков Казахское ханство переживало периоды централизации и децентрализации. Постепенно возобладала децентрализация: ханством перестал управлять один человек. Это было связано с возникновением жузовой системы. Тауке хан был последним старшим (верховным, великим) ханом Казахского ханства, чью власть признавали все жузы. В дальнейшем в каждом жузе избирался свой собственный хан, но и до XVIII в. бывали случаи, когда власть хана распространялась лишь на группу племен. Иерархия различала старших и младших ханов. Старшими были только те ханы, чья власть распространялась на все ханство (Касым хан, Хакназар хан, Тауке хан), младшими – все прочие. Каждому младшему хану хотелось стать старшим и поэтому в Казахском ханстве постоянно шла борьба за власть.







Слайд 11


1 мин




Сакральный характер ханской власти.

Немецкий этнограф И. Георг, путешествовавший в казахской степи в XVIII в.: “Казахи не совсем подчинялись воле ханов, но уважали их как особо священных персон». Понятиями “идти против хана — идти против Бога” и “если ханский сын стал мостом, не наступи на него”, внушалось, что, ханская власть священна.

Еще со времен Чингисхана закрепили “новый порядок”, права чингизидов на высшую политическую власть. Власть чингизидов не оспаривалась. Дать власть не чингизидам считалось бесчеловечным, противозаконным действием”. Казахи верили в сакральность хана, который правит на основании закона и справедливости. Правитель представлялся им личностью, обладающей особой харизмой или небесной благодатью (құт). От обладателя небесной благодати зависит благосостояние всего народа.







Слайд 12


1 мин




Участие султанов в управлении ханством.

Хана выбирали из среды султанов. Султанами в казахской степи могли стать только потомки Чингисхана по линии его старшего сына — Джучи. Султаны чаще всего были правителями отдельного рода или племени. Размер владений — улус или аймак зависел от знатности, богатства и родовитости султана.

Главным политическим правом султана было право наследовать власть. Источником этого права было происхождение из дома Чингисхана.







Слайд 13


1 мин.

07:00 – 10:00

Практическая

часть

Вопрос

Ханский титул в XV-XVII веках:

А) передавался по наследству

В) приобретался в результате официального акта избрания на курултае казахской знати

С) приобретался в результате государственных переворотов.

Усвоение новой темы при помощи практических заданий

Предложить крите

рии оценивания

Слайд 14-15







А.И. Тевкелев писал, что нередко в одной Орде бывало у них по два и по три хана, но придерживались и слушались больше того, кой их них в народных делах рассудительнее и проворнее, а прочие имели ханское звание. В данном высказывании суть:

А) принцип геронтократии

В) принцип меритократии

С) принцип чингизизма

Д) принципа имущественного неравенства







Слайд 16-17







Найдите ошибку в тексте: «У казахского хана не было регулярного войска. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. Нарушители такого порядка наказывались или платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. Иногда властители родов и племен, недовольные ханом, отделившись, переходили под власть другого хана. Бии и батыры никогда не нарушали клятву, данную своему хану».

A) Правящими родами бии и батыры были ответственными перед народом

B) Места и маршруты сезонных кочевий устанавливали правящие родами бий
C) Бии и батыры часто нарушали клятву, данную своему хану
D) Перемена мест кочевок не разрешалась даже в случае военной угрозы
E) В Казахском ханстве регулярное войско действовало наряду с ополчением







Слайд 18-19

2 мин.

19.00-20.00

Итог

Оценить себя по результатам выполненных заданий. Домашнее задание. 1. § 37-38 учебник 10 кл. З.А. Жампеисова 2. Задание повышенной сложности №1 на с.151







Слайд

19