ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курс «Информационные технологии в психологии»
Домашнее задание
Задание 1: Работа в сети Internet: найти описание и «ключи» методики «Шкала депрессии» А. Бека с помощью Internet.
Выполнение:
Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии.
В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.
В первоначальном варианте методика заполнялась при участии квалифицированного эксперта (психиатра, клинического психолога или социолога), который зачитывал вслух каждый пункт из категории, а после просил пациента выбрать утверждение, наиболее соответствующее его состоянию на текущий момент. Пациенту выдавалась копия опросника, по которому он мог следить за читаемыми экспертом пунктами. На основании ответа пациента исследователь отмечал соответствующий пункт на бланке. В дополнение к результатам тестирования исследователь учитывал анамнестические данные, показатели интеллектуального развития и прочие интересующие параметры.
В настоящее время считается, что процедура тестирования может быть упрощена: опросник выдается на руки пациенту и заполняется им самостоятельно.
Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от О до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.
Обработка теста депрессивности Бека
Опросник включает в себя 21 утверждение, структурированные по типам
психопатологической симптоматики.
Пункты опросника:
1) Печаль
2) Пессимизм
3) Ощущение невезучести
4) Неудовлетворенность собой
5) Чувство вины
6) Ощущение наказания
7) Самоотрицание
8) Самообвинение
9) Наличие суицидальных мыслей
10) Плаксивость
11) Раздражительность
12) Чувство социальной отчужденности
13) Нерешительность
14) Дисморфофобия
15) Трудности в работе
16) Бессонница
17) Утомляемость
18) Потеря аппетита
19) Потеря в весе
20) Озабоченность состоянием здоровья
21) Потеря сексуального влечения
1-13 пункты – когнитивно-аффективная субшкала
14-21 пункты – субшкала соматизации.
Оценка результата:
Суммарный балл:
Менее 9 – отсутствие депрессивных симптомов.
10-18 – легкая депрессия, астено-субдепрессивная симптоматика, м.б. у соматических
больных или невротический уровень.
19-29 – умеренная депрессия, критический уровень.
30-63 – явно выраженная депрессивная симптоматика, не исключена эндогенность.
Задание 2: Создать электронную таблицу в среде Microsoft Office Excel:
-
Создать по известному образцу банк данных, прилагаемых к заданию; -
Провести сортировку данных по полу и возрасту респондентов, определить количество женщин и мужчин в выборке, возрастной диапазон и средний возраст респондентов; -
Ввести расчетную формулу для определения основного показателя методики в соответствии с «ключом»; -
Построить график соотношения количества человек (ось Y) и пола респондентов (ось X); -
Построить график соотношения количества человек (ось Y) и возраста респондентов (ось X); -
Построить график взаимосвязи показателя методики (ось Y) и пола респондентов (ось X).
Задание 3: Создать текстовый документ в среде Microsoft Office Word:
-
Описать методику: указать название, автора, дать краткое описание того, на что направлена методика, кратко описать основной показатель методики (указать название и описание); -
Представить бланк методики; -
Описать выборку исследования: указать общее количество респондентов, количество мужчин и женщин, возрастной диапазон, средний возраст; -
Вставить в текст полученные в среде Microsoft Office Excel графики; -
Написать интерпретацию полученных результатов на основе описания методики.
Параметры текстового документа:
Верхний колонтитул: Курс «Информационные технологии в психологии».
Номер страницы: внизу страницы справа.
Поля: Верх.-2 см; Нижн.-2 см; Лев.-3 см; Прав.-1,5 см.
Ориентация: книжная.
Межстрочный интервал: одинарный.
Кегль (размер буквы): 12.
Абзац (отступ): 1 см.
Шрифт: Times New Roman.
Выполнение:
Тест описания поведения Томаса
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
Бланк ответов
| | | | | |
№ п/п | Ответ | № п/п | Ответ | № п/п | Ответ |
1 | | 11 | | 21 | |
2 | | 12 | | 22 | |
3 | | 13 | | 23 | |
4 | | 14 | | 24 | |
5 | | 15 | | 25 | |
6 | | 16 | | 26 | |
7 | | 17 | | 27 | |
8 | | 18 | | 28 | |
9 | | 19 | | 29 | |
10 | | 20 | | 30 | |
Тест описания поведения Томаса
-
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. -
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
-
А. Я стараюсь найти компромиссное решение. -
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
-
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. -
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
-
А. Я стараюсь найти компромиссное решение. -
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
-
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. -
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
-
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. -
Б. Я стараюсь добиться своего.
-
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. -
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
-
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. -
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
-
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. -
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
-
А. Я твердо стремлюсь достичь своего. -
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
-
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. -
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
-
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. -
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
-
А. Я предлагаю среднюю позицию. -
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
-
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. -
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
-
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. -
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
-
А. Я стараюсь не задеть чувств другого. -
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
-
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. -
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
-
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. -
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
-
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. -
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
-
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. -
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
-
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. -
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
-
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. -
Б. Я отстаиваю свои желания.
-
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. -
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
-
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. -
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
-
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. -
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
-
А. Я предлагаю среднюю позицию. -
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
-
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. -
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
-
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. -
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
-
А. Я предлагаю среднюю позицию. -
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
-
А. Я стараюсь не задеть чувств другого. -
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.