Файл: Философские категории форма и содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


То есть это как раз те формы, которые К. Маркс называл объективными мыслительными формами, Э. Дюргейм – коллективными представлениями, К.Г. Юнг – архетипами человеческой субъективности. Это – реально-идеальный, чуственносверхчувственный – вроде бы и внешний, но одновременно и внутренний для индивида мир его глубоко личностной субъективности. Это – предметный мир переживаний его "Я", мир его индивидуальной, но и со всеми общей субъективности – интерсубъективности, овнешненной и рефлексивно интериоризируемой индивидами именно и только в их обращениях друг к другу и к себе самим. Субъективность человеческой жизнедеятельности, овнешняемая при обращениях людей друг к другу и к самим себе, представлена тем самым и самому субъекту. И только самим субъектом его же субъективность переводится во-образ (воображается). И тогда он сам, субъект воображения, относится к себе воображаемому как к вольному субъекту чувственности, эмоций, воображения, ставит себя перед собой, потому и предстоит сам себе в трансцендентальном Кантовом пространстве-времени ("Образ-Я") как чувственно-сверхчувственный орган (resp. "орудие", средство) реализации своих потребностей, мотивов и целей. Чувственно-сверхчувственность бытия человеческого или, иными словами, – неизбывная предметность его духовности (она же – духовность его предметности) со всеми ее срывами во вполне предметные формы подлости, невежества, зависти и злобы, особенно настойчиво требует сегодня, хотя это ясно было и в античности, своего обоснования и понимания именно в качестве causa sui бытия человеческого.

Возможный путь к решению парадоксальных ситуаций в медицинском образовании. Эстетическая (чувственно-сверхчувственная) целостность всех когда-либо и в любом материале изображенных (переведенных в образ, внешний субъективности каждого) обращений людей друг к другу, органично вошедших в жизнь народов, укорененных в ней как их язык, их традиции, верования, представления и знания, образуют живую культуру их бытия. Поэтому именно оно – это обращение, адресованное другим и себе самому, есть не что иное, как личностное отношение индивидов Homo sapiens к всеобщности форм народной культуры, другими (и собственной особой) персонализированное. Но оно только тогда и само есть акт воспроизведения и творения в себе культуры, когда оно мотивировано собственными потребностями во всеобщих смыслочувственных ее формах.
Именно в них и через них, осуществляет человек свое отношение к природе, пространственно простирающей себя вокруг него и в нем, длящей себя вместе с ним во времени. Именно в них и через них реализуется его отношение к их общему времени - к истории его бытия в природе. Именно в них и через них он относится и к себе как к субъекту своей свободной воли, своих целесообразных и произвольных действий – к креативности своего самосознания, к своему нравственному чувству, к активному творению форм, способов и средств собственного осознанного бытия. В процессе исторического разветвления и дифференциации человеческих общностей и деятельностей это порождающее и постоянно воспроизводящее человеческий тип жизни отношение, внутренне целостное, единое, оказалось представленным нам четырьмя разными своими ипостасями:

- практическим, бытийно и теоретически осознанным отношением людей к своим историческим общностям;

- практическим, бытийно и теоретически осознанным их отношением к природе;

- практическим, бытийно и теоретически осознанным их отношением к истории (к времени);

- практическим, бытийно и теоретически осознанным их отношением к себе как к субъекту самосознания (нравственного чувства, воли, целесообразного и произвольного поведения и действия).

Так в культуре европейских (а теперь и почти всех иных) цивилизаций первая ипостась порождающего и воспроизводящего человека отношения (отношение человека к своим общностям) представлена практикой его социальной жизни, ее осознанием в общественной психологии, идеологией, этнографией, социальными, политическими теориями и им соответствующими учебными дисциплинами на всех ступенях и уровнях обучения и воспитания. В медицинских высших учебных заведениях – куцыми курсами социальных, социологических, экономических и политологических теорий. К. ним относят обычно и обрывки так называемой социальной философии в общем курсе философии. А также – курсами социальной гигиены и организации здравоохранения. Отношение человека к природе в практическом его осуществлении реализуется специализированными формами материального (в Новое время – индустриального) производства, осознанием его предмета (веществ и сил природы), обыденным представлением мироздания и его освоенных культурой ближайших человеку форм, природоведческими разделами науки и соответствующими им учебными предметами на всех уровнях и ступенях учебной деятельности. В медицинских высших учебных заведениях – теоретическим курсами физики, всех химий, биологии, гистологии, анатомии и физиологии человека и другими учебными дисциплинами, в которых студентам преподаются наличные знания об инвариантах и алгоритмах взаимодействия природных веществ и сил (в человеческом организме – в том числе). Здесь им представлена картина природо- и (в какой-то мере) человеко-знания (но отнюдь не ведения). Отношение человека к истории (к времени его со-бытия с обществом и природой) практически осуществляется как непрерывное опосредствование потребностей и мотивов в его индивидуальной жизни историческими формами, средствами и способами культурной жизни его народа (его исторической памятливостью – языками общения, традициями, обычаями, нравами, культами и т.п.), теоретически
осознается собранием всех исторических теорий, историческими экскурсами в становление предметов обыденного и научного познания, философской рефлексией на начала и процессы становления и укоренения в культуре людей всеобщих форм их осознанного бытия. А также – соответствующими учебными дисциплинами учебной деятельности во всех формах народного образования. В высших медицинских заведениях – историей медицины, историей Отечества, историей философии, в курсе культурологии – историей культуры, обращением к истории различных разделов медицины в соответствующих им учебных курсах.