Файл: Магистрант 1 курса специальности Менеджмент Евразийского Национального университета им. Л. Н. Гумилева Научный руководитель доктор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
главную проблему обеспеченности местами, мы уже не должны и не можем. Ведь погрешности здесь существенно влияют на качество образования в целом. Значит, в числе приоритетов – поиск решений, устраняющих такие недостатки.

Одно из системных решений, которое может исправить ситуацию, – введение лицензирования в деятельности дошкольных организаций.

Среднее образование в Казахстане уже давно стало фокусом реформ в отрасли и имеет серьезный потенциал.

Прежде всего в Казахстане многочисленный и в своей основе профессиональный и преданный делу учительский корпус. Сейчас в Сенате рассматривается проект закона «О статусе педагога», который даст импульс вывести работу учителей на новый уровень.

В Казахстане много одаренных, талантливых детей. Действуют Республиканский центр «Дарын» и региональные центры, свыше 120 школ для одаренных детей. Наши школьники показывают хорошие успехи на олимпиадах международного уровня. За годы независимости они завоевали свыше 5 000 наград, в особенности за последнее десятилетие. О достаточно высоком уровне подготовки наших школьников свидетельствует и рейтинг TIMSS (Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования) по уровню знания математики, где Казахстан занял 12-е место из 49 для учащихся 4-х классов и 7-е место из 39 – для 8-х классов.

Сложнее обстоит дело с умением практически использовать знания, на что нацелено исследование PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). По результатам естественнонаучной, математической и читательской грамотности в PISA-2015 Казахстан занял 42, 42, 53-е места, а в PISA-2018 – 69, 54, 69-е места. Это очень заметное падение, особенно если учесть, что участвовали в исследовании только 77–78 стран мира. Оно не красит нашу образовательную систему и наводит на мысль о недостаточной продуманности и избыточной интенсивности реформ, обрушившихся на нее в последние годы.

Сегодня техническое и профессиональное обучение у нас достаточно успешно развивается. Важнейший его аспект – это дуальное обучение.

Ежегодно растет число предприятий, участвующих в такой форме образования. Сегодня профессиональная практика проходит в 27 095 предприятиях с охватом 70 895 студентов. Для стимулирования работодателей в дуальном обучении разработана новая методика подушевого финансирования ТиПО, где учтены расходы на производственную практику (обеспечение учебным инвентарем, оплата труда наставникам). В среднем предприятию будут компенсированы расходы на дуальное обучение в объеме 20% от стоимости госзаказа. Это уже немало.


Важными направлениями работы остаются и следующие: совершенствовать систему анализа и прогноза потребностей рынка труда и учитывать ее данные при формировании госзаказа и трудоустройстве выпускников; продолжать развитие Национальной системы квалификаций, разработку профстандартов и на их основе учебных программ; на этой же основе развивать сертификацию квалификаций выпускников, работу сертификационных центров, проводить их полноценную аккредитацию.

Изменения, внесенные в законодательство РК в части расширения академической и управленческой самостоятельности вузов, дали новый импульс качественному развитию высшего образования. 27 государственных вузов перешли в НАО, что позволит повысить эффективность их деятельности и привлекать инвестиции в развитие вуза. Самостоятельность вузов надо повышать и далее – это мировой тренд, и он благотворно скажется на качестве, что подтверждается мировым опытом[2].

В Казахстане качество высшего образования контролируется государством, независимой аккредитацией и сертификацией квалификаций по регулируемым профессиям.

Государство обладает разнообразными механизмами такого контроля. К ним относятся законодательное обеспечение, лицензирование, государственный заказ (образовательные гранты), ГОСО, обеспечение качества учебных материалов, государственный контроль (в том числе за выполнением законодательства). Многие развитые страны имеют гораздо меньший арсенал, а у нас – очень солидный, и его надо совершенствовать.

Независимая аккредитация вузов в ведущих странах мира сегодня является основным, причем международным, механизмом совершенствования качества процесса высшего образования.

Кроме того, для более адекватного контроля конечных результатов высшего образования требуется создать адекватное правовое обеспечение для независимой сертификации квалификаций выпускников вузов по регулируемым профессиям и активизировать эту сертификационную деятельность на практике.

Таким образом, вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Более того, реформационные процессы в образовании, при любом подходе к их оценке, во главу угла ставят именно проблему либо сохранения существующего уровня качества образования, либо достижения еще более высокого уровня. В этой связи уместно вновь напомнить, что главной задачей реформирования казахстанского образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.



Управление качеством невозможно без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности.

Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования. В свою очередь, управление зависит от его методологии и организации, которые характеризуют цели и методы их достижения, функции, полномочия и ответственность за качество образования[4].

Делая выводы можно отметить, что управление качеством услуг в сфере образования – это вид и элемент управленческой деятельности уполномоченных на то субъектов системы образования (органов, учреждений, должностных лиц) по выявлению и согласованию разнообразных факторов и условий, опосредующих образовательный процесс (образовательную деятельность), в целях достижения и поддержания оптимальных показателей качества (уровня) образования, соотносимого с различными компонентамиструктуры и функционирования системы образования.

Список использованной литературы
1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана ««Казахстан в новой реальности: время действий». Акорда, 1 сентября 2020 г.

2. Образование: обеспечить качество на всех уровнях. https://kazpravda.kz/articles/view/obrazovanie--obespechit-kachestvo-na-vseh-urovnyah.

3. Харин В.Ф. Формирование системы менеджмента качества ВУЗа. Сертификация. Журнал. - 2018. - №1 - [Электронный ресурс]. URL:://www.mesi.ru.

4. Максимова В.Н. Аксиологическая теория в контексте качества образования //Педагогика. 2019. - № 2. С.9-14.

5. Асет Сыздыков. Какие новшества и задачи отражены в новом национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация». https://bilimdinews.kz/?p=174860.