Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Цель занятия: закрепление знаний об обучении дошкольников счетной и вычислительной деятельности, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задания по теме 2.2. Обучение дошкольников счетной и вычислительной деятельности

Задание 1. Проанализируйте самостоятельно разработанное занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу:

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес»

Цель: активизировать мыслительную деятельность детей посредством игровых заданий.

Задачи:

Образовательные: формировать умение сравнивать предметы по размеру; обозначать результат сравнения словами (широкий – узкий, шире - уже). Повторить понятия «один», «много», «ни одного». Закрепить знание цветов.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение.

Воспитательные: продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Словарная работа: карта, грибы, болото, дорожки, широкая – узкая, шире - уже.

Планируемый результат: дети умеют группировать предметы по цвету; понимают смысл обозначений и называют словами: широкий – узкий, шире - уже.

Подготовительная работа: рассматривание карт, игры с лего-конструктором, драматизация сказки «Колобок», сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Материалы и оборудование: письмо от Колобка, карта путешествия, корзинка, грибы (по количеству детей); лего-конструктор, два обруча.

Ход:

1 часть (Организационно – мотивационная)

Воспитатель: Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Колобок. Вы уже прибрали игрушки? Если да, то я приглашаю вас в гости. Чтобы не заблудиться в лесу, высылаю вам карту, по которой вы доберетесь до моего дома. Жду вас в гости! Колобок». Ну что, ребята, отправляемся в путь? В группе у нас порядок? Нашей няне не придется прибирать за нами, пока ходим в гости? Тогда в путь. (Дети слушают, проявляют желание и интерес участвовать в предложенной ситуации).


2 часть (Основная)

Воспитатель: - Посмотрим карту. Дорога лежит через лес. А как вы думаете, что мы можем найти в лесу? (Ответы детей). В лесу мы с вами будем собирать грибы. Посмотрите на нашу поляну. (Дети рассматривают поляну).

- Сколько грибов на поляне? (Много). Молодцы, грибов на поляне много. Давайте, сейчас каждый из вас сорвет только один гриб. (Дети берут по одному грибу, воспитатель задает вопрос каждому ребенку:

-Сколько у тебя грибов, Маша? (Один)

-А у тебя сколько грибов, Женя? (Один)

-Сейчас давайте сложим все наши грибы в корзину. (Дети по очереди кладут грибы в корзину).

-Сколько ты положила грибов в корзину, Таня? (Один)

-А ты сколько положил грибов в корзину, Миша? (Один)

-Посмотрите, сколько стало грибов в корзине? (Много).

-А сколько осталось грибов у тебя, Саша? (Ни одного)

-А у тебя, Вера? (Ни одного)

-Какие вы ребята молодцы, собрали все грибы на нашей поляне! На поляне их было много, каждый положил в корзину по одному грибу и ни одного гриба на поляне не осталось. (Воспитатель хвалит всех детей).

Воспитатель: - Отправляемся дальше в путь. Посмотрите на карту. Лес мы с вами прошли, впереди болото. Как же нам перебраться через болото, ведь там можно увязнуть? (Ответы детей). Вы предложили разные варианты, а можно выложить дорожку лего-конструктора. Попробуем? (Воспитатель вместе с детьми строит две дорожки. Хвалит детей. «Молодцы, выкладываем дорожку все вместе, дружно, кладите детали по очереди, не ссорьтесь». Затем просит детей показать и назвать широкую дорогу, затем узкую дорогу. Сказать и показать, какая дорога шире, какая уже.

Физкультминутка.

Воспитатель раздает детям детали лего-конструктора, на пол кладет два обруча. Предлагает детям в красный обруч положить все красные детали, а в синий обруч все синие детали. Дети под музыку выполняют задание.

Воспитатель - Мы почти добрались до домика колобка, осталось пройти поле. Посмотрите сколько здесь красивых цветов. (Рассматривают карту) Нам нужно проложить дорожку, чтобы не затоптать цветы.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель - Давайте из всех полосок выберем полоску подходящего размера. (На столе разные по длине и ширине полоски бумаги, дети примеряют по карте и выбирают нужную). Воспитатель добивается, чтобы дети использовали в речи слова: широкая – узкая, шире – уже, одинаковые (равные) по ширине.

Воспитатель - Ребята, нам пора возвращаться домой, в детский сад. А вернемся мы на автобусе. Водителем сегодня будет Матвей, ему руль. Вам я раздаю детали лего-конструктора. Чтобы войти в автобус, вам нужно назвать, какого цвета ваша деталь. После ответов всех детей имитируют возвращение на автобусе.



3 часть (Заключительный)

Воспитатель - Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Вам было трудно? Игры были интересные? (Ответы детей). Мне хочется вас похвалить, что вы были дружными во время путешествия, помогали друг другу, спасибо за ваши ответы, за знания. Молодцы!

Вопросы

Возрастная группа

Комментарий

Соответствие занятия перспективному плану

Занятие соответствует перспективному плану

Соответствие поставленных на занятии задач

возрастным психологическим особенностям детей группы

Занятие соответствует возрастным психологическим особенностям детей младшей группы

требованиям учебной программы дошкольного образования

Занятие соответствует требованиям учебной программы дошкольного образования

Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)

Соблюдено

Подготовка

к занятию

Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)

Проведено

Эстетичное оформление наглядных материалов

Соблюдено

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Предлагаемые материалы соответствуют возрасту детей

Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования

Оборудование и наглядность было размещено рационально и доступно

Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм

Коллективная форма работы

Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.)

Использованы игровой метод, проблемная ситуация, метод упражнений. Приемы: объяснение, уточнение, показ.

Реализация здоровьесберегающего подхода

Индивидуально-дифференцированный подход к детям

В ходе занятия оказывались помощь и поощрение слабым детям, поощрение активным детям.

Оптимальная длительность занятия

Соблюдена – 15 минут.

Интеграция разных видов детской деятельности

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, конструирование.

Использование физкультминутки, смена поз

Физкультминутка организована в виде подвижной игры, смена поз – на протяжении всего занятия.

Контроль за правильностью осанки

-

Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте)

Интерес

Дети проявляли интерес на занятии

Активность

Были активны

Проявление инициативы

Предлагали варианты, как перебраться через болото.

Полнота   ответов

Воспитатель напоминал об ответе полным предложением.

Умение адекватно оценивать собственную работу

В младшей группе деятельность детей оценивает воспитатель

Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности

-

Рефлексия:

Занятие проведено на хорошем уровне в соответствии с методикой проведения занятий в младшей группе.


Задание 2. Составьте конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.

Конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности в младшей группе

Программное содержание

- Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

- Развивать мышление, внимание, речь.

- Воспитывать выдержку, усидчивость, дружеские взаимоотношения между детьми.
Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: тележка, 5 игрушек белочек, 5 шишек, лесенка.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, разделенные на «окошки»: в верхних «окошках» - изображены белочки (5 штук), на подносах - по 5 шишек, вырезанных из картона.
Воспитатель читает потешку:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке.

А белочка в тележке

Щелкает орешки.

Воспитатель выкатывает тележку с белочками и шишками.

Воспитатель: « Что лежит в тележке? (Ответы детей). Давайте всех белочек поставим на верхнюю ступеньку лесенки. Сколько белочек мы поставили? (Много). А теперь под каждую белочку положим шишку. Одна белочка – одна шишка. Сколько белочек? (Много). Что можно сказать о количестве шишек и белочек? (Поровну). Посмотрите, шишки покатились и упали с верхней ступеньки лесенки (кладет шишки на нижнюю ступеньку лесенки и сопровождает действия словами: «Одна белочка – одна шишка»). Под каждой белочкой лежит шишка. Шишек и белочек поровну? (Ответы детей).

Работа с раздаточным материалом. Перед детьми карточки с изображением белочек. Воспитатель предлагает детям дать каждой белочке одну шишку. Дети раскладывают шишки на нижней полоске карточки. (Предварительно воспитатель напоминает правила раскладывания предметов).

 Задания по теме 2.3.Развитие представлений о величине и способах её измерения

Цель: закрепление знаний о развитии представлений о величине и способах её измерения, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 3. Разработайте 2-3 упражнения (игры) на развитие представлений о величине и способах ее измерения для применения на занятии по формированию математических представлений.


  1. «Посадим ели» (подготовительная к школе группа)
    Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
    Материалы: счетные палочки, ватман, нарисованный домик и ели.
    Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора. Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?» Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).
    Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)
    Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели». Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой. Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

  2. «Кто быстрее подберет коробки» (подготовительная к школе группа)

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал: 6-8 коробок разного размера.

Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, воспитатель объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру». Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

Задание 4. Разработайте проблемные ситуации для измерения длины, емкости и площади с помощью условной мерки.

  1. Измерение длины.

На доске горизонтально прикреплена лента.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из неё мы сделаем бантики вот такой длины (показывает мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать? Выслушивает ответы. Затем показывает, как надо измерять.