Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Порядок измерения длины:

• начать мерить от самого края;

• отметить конец мерки;

• после того как мерка уложится полностью, поставить кубик (чтобы не запутаться);

• перенести мерку и продолжить измерение.

- Сколько бантиков получится? Как узнать? (Пересчитать кубики.) Затем лента разрезается на части (по количеству кубиков). Сколько кукол будет с бантиком? (Завязать бантики куклам.) Почему мы взяли столько кукол?

  1. Измерение емкости

Упражнение «Сварим кукле кашу».

Воспитатель выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу. Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.

Воспитатель предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко (типа розетки). Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).

  1. Измерение площади

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? Буратино тоже очень любит ходить в гости к своим друзьям Мальвине и Пьеро. А ходят ли в гости с пустыми руками? Как вы думаете, что можно подарить? (Ответы детей). А вот Буратино решил подарить своим друзьям красивые скатерти на стол. Для Мальвины- самую большую, а для Пьеро- поменьше. Но ему нужна наша помощь. Он не может определить, какая скатерть самая большая. Давайте ему поможем. У вас на столах лежат эти скатерти. Каким способом можно определить, какая из скатертей имеет большую площадь? (Дети пытаются определить это путем наложения). Получилось ли у нас сравнить эти скатерти путем наложения друг на друга? (Ответы детей). Почему не смогли? (Ни одна из скатертей не поместилась полностью на другой). Как нам тогда быть? Так что мы можем сделать для того, чтобы сравнить по площади две скатерти, если их нельзя наложить друг на друга? (Надо воспользоваться меркой) Как вы думаете, что может служить меркой в нашем случае? (квадраты)

Как можно измерить площадь ковриков? (надо сосчитать количество квадратов в каждом коврике). Дети считают количество квадратов в каждом коврике. Сколько квадратов на зеленой скатерти? (8) Сколько квадратов на желтой скатерти? (9) Какую скатерть подарит Буратино Мальвине, если нужна скатерть большей площади? (желтую) Какую скатерть подарить Пьеро, если нужна скатерть меньшей площади? (зеленую) Итак, чтобы измерить площадь фигур, можно выбрать мерку и узнать, сколько раз она помещается в данной фигуре.


Задания по теме 3.2.  Развитие пространственных представлений дошкольников

 Цель: закрепление знанийо развитиипространственных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 5. Разработайте комплекс заданий (не менее 4) по развитию временных и пространственных представлений у детей подготовительной группы, используя наглядные средства.

  1. Игра «Живая неделя»

Материал: Карточки с цифрами от 1 до 7.

1-й вариант. Карточки с цифрами от 1 до 7 перемешивают и раскладывают на столе изображениями вниз. Ребенок берет одну карточку и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Берет следующую карточку «Я – вторник. Какой день следующий?» И так далее. Для усложнения карточки можно перемешать и перевернуть.

2-й вариант. Предложить назвать дни недели, которые идут перед пятницей (после вторника; между средой и воскресеньем и т. д.).

Или:

– Седьмой день, назови себя и скажи, в каких сказках встречается число семь.

– Третий день недели, назови себя и вспомни пословицы с числом три.

Для усложнения карточки днями недели выстраиваются от любого дня недели.

2. Игра «Части суток»

На полу или столе на небольшом расстоянии один от другого лежат четыре квадрата определенного цвета, обозначающие часть суток: желтый – утро, красный – день, синий – вечер, черный – ночь. Взрослый читает стихи, предлагает ребенку встать возле той части суток, которая была раньше (позже) той, о которой говорится в стихотворении.
Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало.

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

А. Фет
Случится, в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше.

Присядь, попробуй на пенек,

Не торопись. Послушай.

Я. Аким
Ярко звезд мерцанье

В синеве небес,

Месяца сиянье

Падает на лес.

В. Никитин
Весело сияет

Месяц над селом,

Белый свет сверкает

Синим огоньком.

В. Никитин
После выполнения задания предложить детям ответить на вопросы:



– О какой части суток говорится в каждом стихотворении?

– Как можно назвать одним словом: утро, день, вечер, ночь? (сутки)

Игра проводится несколько раз с изменением задания.
2.Дидактическая игра «Волшебный коврик».

Выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева); Выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).

4.Дидактическая игра «Лабиринт».

Воспитатель выдает лист каждому ребёнку, на котором изображен лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Потом детям предлагают помощь в нахождении дороги к кубку, для этого необходимо выполнение инструкции, а затем следует проверка правильности выполнения. Сначала лист с лабиринтом необходимо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем следовать по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. После того, как ребенок дойдет до конца, он может себя проверить: педагог этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, путём накладывания её на свой лист, ребёнок увидит – весь ли путь он проделал верно.

Задание 6. Составьте пособие по формированию у детей пространственных представлений – комплекс из 2-3 зрительных диктантов для детей 5-6 или 6-7 лет (по выбору обучающегося).

1.Упражнение «Графический диктант. Слон»

Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:

4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

2.Упражнение «Графический диктант. Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
3.Упражнение «Графический диктант. Маленькая собачка».
Начальная точка – отступить 2 клетки вниз и 1 клетку вправо.

1 клетка вправо, 1 клетка вверх,

1 клетка вправо, 2 клетки вниз,

2 клетки вправо, 1 клетка вверх,


1 клетка вправо, 3 клетки вниз,

1 клетка влево, 1 клетка вверх,

2 клетки влево, 1 клетка вниз,

  1. клетка влево, 2 клетки вверх,

1 клетка влево, 1 клетка вверх.

 Задания по теме 3.3. Развитие временных представлений дошкольников

 

Цель: закрепление знанийо развитиивременных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 7. Выделите временные категории, которые усваивают дети в разных возрастных группах (заполните таблицу).

Возрастная группа

Временная категория

 Младшая группа (3-4 года)

 Контрастные части суток: день - ночь, утро - вечер

 Средняя группа (4-5 лет)

 Последовательность: утро-день-вечер-ночь. Вчера, сегодня, завтра.

 Старшая группа (5-6 лет)

 Утро-день-вечер-ночь составляют сутки. Какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Текучесть, периодичность, необратимость времени, последовательность всех дней недели, месяцев, времен года. «Сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Задание 8. Проведите анализ самостоятельно составленного конспекта занятия по теме «Ориентировка во времени» по заданным критериям. Ответ представьте в виде таблицы

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы ДОУ «Введение понятия «Время»

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости. Напомнить детям, что такое 1 минута, познакомить с длительностью трех минут.

Развивающие:

Развивать «чувство времени», умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем. Развивать мышление и логику.


Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, выдержку.

Оборудование: мяч, песочные часы, секундомер.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что такое неделя; сколько дней в неделе; какой сегодня день недели. Воспитатель рассказывает следующую историю:

«Когда-то давным-давно, когда люди еще не дали дням недели имя, им было очень трудно жить и разговаривать соседями из других деревень. Они сначала придумали для каждого дня недели цвет. Первый день у них был красный , второй день – зеленый, третий – желтый. И так все 7 дней. А в деревне, которая была не так далеко, и куда они ходили в гости, первый день недели был окрашен в желтый цвет. Все остальные цвета тоже не совпадали. И людям из разных деревень было очень трудно договориться, в какой день встретиться. Вот, например, договорились они встретиться в красный день, а у другой деревни красный день совсем другой. Так они никак встретиться и не могли.

Прошло много времени. И один мудрец предложил людям дать каждому дню название. Первый день надо назвать понедельник, он первый, он идет по неделе, поэтому понедельник. Второй лень - вторник, он второй – вторник. Третий день – это середина недели, он – среда, среда - середина недели. Четвертый день недели – четверг, четверг – четвертый. Пятый день недели – пятница, пятница - пятый день. Шестой день недели – суббота. А последний седьмой день недели – воскресенье.»

Воспитатель предлагает детям всем вместе хором повторить названия дней недели по порядку.

Ребята, кто мне может сказать (воспитатель задает вопросы, на которые дети отвечают по очереди):

Что на неделе раньше: вторник или среда?

Что на неделе раньше: суббота или понедельник?

Что на неделе раньше: четверг или вторник?

Какой день недели идет за средой?

Какой день недели идет за пятницей?

Каким днем заканчивается неделя?

Какой день посередине недели?

Какой день между средой и пятницей?

Молодцы. Вы все отлично справились. Сутки, которые в разговоре люди обычно называют «день», сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели, как мы уже выяснили, имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же. Неделя начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Первые пять дней – это будни. Мы ходим на работу, в школу, в детский сад. Суббота и воскресенье – это выходные, когда мы отдыхаем.