Файл: Цель урока обобщение и систематизация знаний учащихся о способах питания живых организмов. Задачи Обучающие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о способах питания живых организмов.

Задачи:

Обучающие

Продолжить углубление знаний учащихся об автотрофном способе питания. Сформировать у учащихся сущность процесса хемосинтеза. Раскрыть значение хемосинтеза в биосфере.

Развивающие

Развитие познавательного интереса к предмету.Развитие логического мышления, памяти.

Воспитательные

Воспитание творческого отношения к применению знаний.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: учащихся: устные ответы, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (проектор, экран), учебник «Биология.11 класс. И.Н. Понамарева.

I. Организационный момент.

Организационное начало урока.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание№ 1: закончите предложения.

1. Фотосинтез – это … (синтез органических веществ на свету).

2. Процесс фотосинтеза осуществляется в органеллах клетки – … (хлоропластах).

3. Свободный кислород при фотосинтезе выделяется при расщеплении … (воды).

4. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород? На … (световой).

5. В течение световой стадии … АТФ. (Синтезируется.)

6. В темновой стадии в хлоропласте образуется … (первичный углевод – глюкоза).

7. При попадании солнечного счета на хлорофилл происходит … (возбуждение электронов).

8. Фотосинтез происходит в клетках … (зеленых растений).

9. Световая фаза фотосинтеза происходит в … (тилакоидах).

10. Темновая фаза происходит в … (любое) время суток.

Фотосинтез протекает в клетках зеленых растений в хлоропластах. Этот процесс лежит в основе всей жизни на Земле и заключается в превращении энергии солнца в энергию химических связей органических веществ

3.Подведение итогов по опросу.

4. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала:

- способы питания живых организмов.

- процесс хемосинтеза.

- характеристика групп хемотрофных организмов.


- значение хемосинтеза в биосфере.

Активизация знаний учащихся:

1.Способы питания организмов.

2.Каких видов организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков.

3.К какому царству организмов относятся хемосинтетики.

Изложение материала:

Способы питания организмов:

- автотрофы –синтезируют органические вещества (фототрофы, хемотрофы)



- гетеротрофы- питаются готовыми органическими веществами (паразиты, сапрофиты, голозои) -



- сочетание автотрофного и гетеротрофного питания (эвглена зеленая, росянка)

Хемосинтез. Вам известно, что, кроме фотоавтотрофов, синтезировать органические соединения из неорганических способны также хемоавтотрофы. Принципиальное различие между этими группами автотрофных организмов заключается в источнике энергии. Фотоавтотрофы для образования органических веществ используют энергию света. Для хемоавтотрофов источником энергии служат реакции окисления неорганических соединений. Энергия, которая высвобождается в результате этих реакций, сначала запасается в виде АТФ, а затем используется для синтеза органических веществ. Такой способ питания называется хемосинтезом.

Хемосинтез — способ автотрофного питания, при котором для образования органических соединений используется энергия, выделяющаяся при окислении неорганических веществ. Этот путь метаболизма открыл в конце XIX в. российский микробиолог С. Н. Виноградский. Хемосинтез характерен для некоторых групп бактерий (железобактерий, бесцветных серобактерий, нитрифицирующих, водородных и др.).

Железобактерии распространены в соленых и пресных водах. Они окисляют соединения двухвалентного железа до трехвалентного. Например:



Благодаря железобактериям в болотах, на дне морей и других водоемов образуются железные руды.

Бесцветные серобактерии встречаются в почве, серных источниках, месторождениях серы, сульфидов и др. Они окисляют сероводород до молекулярной серы, которая накапливается в клетках бактерий:




При недостатке сероводорода бесцветные серобактерии могут осуществлять дальнейшее окисление серы до серной кислоты:



Деятельность этих микроорганизмов способствует разрушению и выветриванию горных пород, может приводить к повреждению каменных и металлических сооружений. Человек использует бесцветные серобактерии в процессах очистки сточных вод и для выделения различных металлов из руд.

Нитрифицирующие бактерии обитают в почве и водоемах. Они окисляют аммиак, который образуется при гниении органических веществ и разложении конечных продуктов азотистого обмена животных и грибов (мочевины, мочевой кислоты и др.):

 

При этом образуются азотистая и азотная кислоты, анионы которых (нитрит и нитрат) хорошо усваиваются растениями в качестве источников азота.

Водородные бактерии, как и нитрифицирующие, широко распространены в водоемах и почве. Молекулярный водород, который выделяется в результате жизнедеятельности других микроорганизмов, они окисляют до воды:



Водородные бактерии сравнительно быстро связывают углекислый газ и превращают его в органические соединения. В связи с этим они используются для получения кормового и пищевого белка, а также в системах поглощения СО2 в замкнутых пространствах (подводных лодках, космических кораблях).

Хемоавтотрофы являются важным звеном в природном круговороте веществ: железа, серы, азота и др. Они участвуют в формировании и разрушении горных пород, образовании почвы и повышении ее плодородия. Хемосинтезирующие бактерии — единственные автотрофы, напрямую не зависящие от энергии Солнца. На уровне всей биосферы их вклад в производство органических соединений незначителен. Однако в тех экосистемах, куда не проникает солнечный свет (экосистемы пещер, океанических глубин), хемоавтотрофы играют важную роль в качестве продуцентов. Взаимодействуя с минеральными веществами почвы, азотистая и азотная кислоты образуют соли, которые являются важнейшими компонентами питания высших растений – нитриты и нитраты.


Значение хемосинтеза:

- круговорот серы, азота, железа.

- усваивают ядовитые вещества: аммиак и сероводород.

- образуются нитриты и нитраты, которые усваиваются растениями.

- серобактерии используются для очистки сточных вод.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

- оформить таблицу «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза».

Название процесса

Источник углерода

Источник энергии

Продукты реакции

Организмы осуществляющие процесс

Фотосинтез














Хемосинтез














IV. Закрепление изученного материала.

1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом на год?

2) Сколько углекислого газа (кг) было поглощено растениями в процессе фотосинтеза, если известно, что ими было синтезировано 900 г глюкозы?

V. Домашнее задание.

Изучить параграф и отвечать на вопросы.

VI. Рефлексия.

1.Что Вас сегодня удивило на уроке?

2.Что Вы открыли на уроке

3.Чему Вы научились сегодня?