Файл: Занятие 23 Тема "Модель строения жидкостей и твердых тел. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Механические свойства твердых тел".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта

Занятие № 23

Тема:"Модель строения жидкостей и твердых тел. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Механические свойства твердых тел".

Цели:

Прогнозируемые результаты

личностные:

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметные:

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметные:

– владение основополагающими физическими понятиями (физическое явление, физическая величина, модель, пространство, время, тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации, фазовый переход особенности строения вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;

- закономерностями, законами и теориями (формулировка, границы применимости): основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона), законы термодинамики, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах;


- уверенное пользование физической терминологией и символикой: работа газа, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;

– владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

– умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы (независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, амплитуда, частота, период колебания, длина волны);

– сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни: использование низкого вакуума в медицине, применение высокотемпературного пара для стерилизации медицинского инструментария и медикаментов, использование кристаллов и других материалов в медицине и технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды

– сформированность умения решать физические задачи:

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле:

  • решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева-Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой;

- объяснять: нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение решать задачи в общем виде, применяя изученные формулы;

- читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа;

- вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема;

- определять экспериментально параметры состояния газа;

- приводить примеры практического применения физических знаний: законов термодинамики;

развивающая:


-способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения

главного, переноса теоретических знаний на практику; развития мировоззрения;

-развития навыков устной и письменной речи;

-развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

воспитательная:

-воспитывать интерес к физике и показать важность и значимость физики в практической деятельности медицинского работника;

-воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- развития логического мышления;

методическая:

- стимулировать познавательную и творческую активность;

- усилить мотивацию обучающихся с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного и современных технических средств, для создания условий усвоения материала.

Тип занятия: лекция

Форма проведения: теоретическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, решение практических задач.

Межпредметные связи: математика, история, биология, экология, гигиена.

Внутрипредметные связи: основное уравнение МКТ, уравнение Дальтона, абсолютная температура, внутренняя энергия идеального газа, первое начало термодинамики, работа газа.

Оборудование: доска классная, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

Рабочая программа учебной дисциплины физика, ТП, конспект лекции, план занятия.

Дидактическое оснащение занятия: Таблицы «Первое начало термодинамики», сборник задач по ред. А.П. Рымкевича 10-11кл.


Литература и интернет-источники:

Для студентов:

  1. Основная: Марон А.Е., Марон Е.А.Дидактические материалы по физике 10 кл: учебно-методическое пособие. – М., 2018;

  2. Физика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни : в 2 ч. Ч. 1 / JI. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др.; под ред. В. А. Орлова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

  3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018;

Дополнительная:

Учебник физики под ред.Е.А.Безденежных, А.Ф.Шевченко

Для преподавателя:

  1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2015.

  2. Марон А.Е., Марон Е.А.Дидактические материалы по физике 10 кл: учебно-методическое пособие. – М., 2015;

  3. Физика. 11 класс. Базовый и углублённый уровни : в 2 ч. Ч. 1 / JI. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др.; под ред. В. А. Орлова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

  4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015;


План:

  1. Организационный момент – 2-3 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 7-10 мин.

  3. Изучение нового материала – 50-52 мин.

- Поверхностное натяжение жидкости.

- Коэффициент поверхностного натяжения.

- Явление смачивания – не смачивания, условия возникновения и основные характеристики.

- Капилляр и его основные характеристики.

-Капиллярные явления.

- Модель строения твердых тел.

- Механические свойства твердых тел.

  1. Рефлексия. Подведение итогов – 15-20 мин.

  2. Домашнее задание – 1-2 мин.

Учить лекционный материал. Уч.- к «Физика-10кл.» под ред. Генденштейна ч.2 §§ 30.
СВР: 1.Составление конспекта «Виды деформаций».

2. Презентация «Механические свойства костной и мышечной ткани»


Ход занятия:

1. Оргмомент: проверка присутствующих, внешнего вида, готовности к занятию.

2. Проверка домашнего задания

3. Строение жидкости и свойства жидкости.

Жидкость.

1)Расстояние между молекулами небольшое;

2)Молекулы взаимодействуют друг с другом;

3)Практически не сжимаема;

4)Есть объѐм.

5) Формы (принимает форму сосуда);

6)Ближайшие молекулы жидкости расположены упорядочено, но с ростом расстояния, порядок быстро нарушается, такое строение называется – ближний порядок.

7)Молекулы большую часть времени совершают колебания около положения равновесия (10-12 колебаний в секунду). Примерно через 100 колебаний молекулы перескакивают из одного положения в другое.

Поверхностное натяжение.

Жидкость не заполняет весь объем сосуда, в который она налита.

Между жидкостью и газом (или паром) образуется граница раздела. Молекулы в поверхностном слое жидкости (2) , в отличие от молекул в ее глубине (1), окружены другими молекулами не со всех сторон.

Силы межмолекулярного взаимодействия, действующие на одну из молекул внутри жидкости взаимно скомпенсированы.

Любая молекула в поверхностном слое притягивается молекулами, находящимися внутри жидкости.


В результате появляется некоторая равнодействующая сила, направленная вглубь жидкости. Под действием этой силы молекулы жидкости стремятся уйти из поверхностного слоя и жидкость стремится принять форму с наименьшей площадью поверхности. (В отсутствие других сил форму шара.).



Сила поверхностного натяжения.

Силой поверхностного натяжения- называется сила, направленная вдоль границы поверхности жидкости перпендикулярно ее границе и стремящаяся уменьшить площадь поверхности жидкости.



Коэффициент σ называется коэффициентом поверхностного натяжения (σ > 0). σ = Н/ м

Коэффициент поверхностного натяжения зависит от:

1. Рода жидкости.

2. Наличия примеси.

3. Температуры.( )

Наличие сил поверхностного натяжения делает поверхность жидкости похожей на упругую растянутую пленку, с той только разницей, что упругие силы в пленке зависят от площади ее поверхности (т. е. от того, как пленка деформирована), а силы поверхностного натяжения не зависят от площади поверхности жидкости


Рассмотрим границу между жидкой и твердой фазой на примере жидкости в цилиндрическом сосуде.



Твердое тело – стенка сосуда. Влиянием газовой фазы пренебрегаем.

Если молекулы жидкости, находящиеся вблизи границы Т-Ж( твёрдое тело – жидкость) на ее свободной поверхности, притягиваются к твердому телу сильнее, чем к жидкости, то они «вытягивается» из жидкости в сторону твердого тела, т.е. увеличивается площадь границы Т-Ж.

Если силы притяжения молекул из граничной области к жидкой фазе больше, чем к твердой, то площадь границы Т-Ж стремится к уменьшению. Получающийся на границе угол края жидкости к твердому телу называется углом смачивания.

Если этот угол меньше 900, говорят имеет место смачивание; если – больше 90