Файл: Реферат тема Экологическая этика и экологическая культура По дисциплине Социальная экология стт группы пп2201дб (en).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Г.Ф. МОРОЗОВА»
РЕФЕРАТ
Тема: Экологическая этика и экологическая культура
По дисциплине: Социальная экология

Выполнил: ст-т группы ПП2-201-ДБ (en)

Гуйчмухаммет Аманов
Проверил: _______________________

Воронеж 2022
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экологический кризис, экологическая этика и экологическая культура…...5

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.

До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью, нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.


С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.

Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия.

Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.

Исходя из всего этого, в моей работе пойдет речь о термине культуры, о понятии экологической культуры, о том, насколько актуальна эта проблематика сейчас, затрону вопрос о проработке данной проблематики в современной науке и роли экологического знания в научном сообществе. Также весьма существенно для меня – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой и как воспринимается биоэтика населением.

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
История развития общества за последние столетия показывает, что активно преобразующая деятельность человека по отношению к природе привела не только к повышению уровня жизненных благ (в ряде стран с высоким уровнем жизни), но и к резкому ухудшению состояния окружающей среды (для всех стран). Происходит истощение природных ресурсов, а деградация окружающей среды за последние годы достигла катастрофического уровня. С середины прошлого века стали проявляться и усиливаться симптомы общепланетного экологического кризиса. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы, что приводит не только к ухудшению состояния природы, но и к многочисленным проблемам здоровья человечества. Как же сложилась эта ситуация?



Современная культура демонстрирует все большую отчужденность от природы, но на ранних этапах развития человечества отношение человека к природе складывались иначе. В античные времена жизнь в согласии с природой представлялась единственно верной. В мировоззрении как древних греков, так и большинства народов Востока, мир существовал как неизменная иерархическая система с присущей ей цикличностью времени (для многих восточных народов подобная позиция неизменна и до сих пор). Древнейшая мифология не расчленяла картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем остальным органическим миром».

Пифагор и Плутарх рассматривали доброе отношение к животным как основу нравственного поведения человека. Во времена античности каждое дерево, каждый источник, каждая гора имели своего духа-хранителя. Идеи анимизма защищали природу от человека, который не отделял себя от нее. Для античной натурфилософии в целом было характерно стремление познать единство мироздания. Особенность натурфилософии – в деизме: утверждается материальность и познаваемость законов природы, и вместе с тем признается созидательная и направляющая сила Высшего духовного начала – Абсолюта, перводвижителя (Аристотель) или Бога.

Христианская традиция радикально изменила взгляд человека на среду своего обитания. Согласно ей, человек возвышается над природно-космическим временным циклом. Противоречия в отношении человека и природы заложены уже в Библии: с одной стороны, сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:36), или «И нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл. 3:19). Но, с другой стороны, также говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Так стала утверждаться монополия человека на природу. Деятельно-практическая настроенность западного христианства способствовала покорению природы. «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, – писал Н.А. Бердяев, – в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога
, а не от природы».

Так целостное восприятие природы человеком и своего места в ней, присущее античной философии, стало разрушаться. В европейской традиции человек стал рассматриваться как центр и высшая цель всего мироздания. Антропоцентрическая идея построения вселенной прочно вошла в систему средневековых представлений о мире. И, по мнению Л. Уайта, когда человек Европы перешел к интенсивной обработке почвы (примерно XI в.), он фактически превратился в эксплуататора природы.

В эпоху Возрождения философы вновь обратились к античным воззрениям. Однако в истолкованиях гуманистов «Я» и мир оказались противостоящими друг другу. Человек был вычленен из природы и утвердился в условной оппозиции к ней. Природа превратилась в постоянный объект человеческого познания. Наиболее четко данную позицию сформулировал философ эпохи Возрождения Пико делла Мирандоло в «Речи о достоинстве человека»: «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа и, поставив его в центр мира, сказал: “не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой привязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно воле и своему решению... Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире...”». Эта позиция привела к экспансии познающего разума, к рождению феномена техники и стала нормой всей человеческой деятельности. Но было бы упрощением прослеживать в европейском сознании только эту тенденцию: в XVII в. обнаружился углубленный интерес к природе, как противовес господствующей тенденции. Например, Ж.Ж. Руссо активно выступал против технического оптимизма эпохи Просвещения и настоятельно рекомендовал человеку вернуться в лоно природы.

По мнению Н.А. Бердяева, в человеческой культуре есть два элемента – технический и природно-органический. Русский мыслитель отмечал три стадии в истории человечества – природно-органическую, культурную в собственном смысле и техническую, машинную. Этому соответствует различное отношение духа к природе: первую стадию характеризует погруженность духа в природу, вторую – выделение духа из природы и образование особой сферы духовности, третью – активное овладение духом природы, господство над ней [Бердяев Н.А. Там же]. Стадии эти, конечно, нельзя понимать, как хронологическую последовательность. Это прежде всего разные типы, которые могут находиться в синхронистическом пространстве.


Близкую схему взаимоотношений природы и культуры развивает современный исследователь В.А. Кутырев. Он выделяет три этапа: первый, когда природа предопределяет содержание культуры, отражая, прежде всего, потребность в приспособлении к ней, страх перед ее силой; второй, когда в культуре сознательно ставятся цели борьбы с природой, достижения максимальной свободы от нее; третий, когда искусственное довлеет над природой, и человечество переживает экологический кризис, одним из проявлений которого становится превращение культуры в нечто машинообразное, «постчеловеческое» или ее гибель – вслед за природой.

Наконец, как самое отдаленное последствие научно-технического прогресса, в сферу его воздействия попадает человеческий дух, который вслед за предметной деятельностью поворачивается в сторону искусственного. Техногенная цивилизация стремится изгнать из людей чувства, духовность, ценностное сознание, саму национально окрашенную культурную традицию и, напротив, все унифицировать, подчинить «единым стандартам». Между тем культурная традиция передает эстафету существования, она есть проявление универсалий бытия, фундамент и субстанция культуры. Когда искусственный, технический компонент возвышается над природно-органическим, – это симптом перерождения культуры. Человек может восприниматься как соединительное звено между природой и культурой, но по мере индустриального прогресса он все более становился разрушительным звеном: сотворив надприродный мир, человек стал утрачивать естественные корни. Мир человека стал миром артефактов, и человек вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности (Н.А. Бердяев): осознавая, что природа его единственное место жительства, он в то же время начал жечь, испепелять, расщеплять, взрывать ее.

По мере развития знаний и умений, со становлением машинного производства, в духовной сфере нарастал пафос отрыва от естественного, преодоления его. Научившись преобразовывать реальность, человек постоянно изменяет свое окружение, причем, в последнее время с небывалым ускорением. На протяжении жизни индивид, отрекшись от природных ритмов, многократно оказывается в только что рожденной и тут же исчезнувшей действительности. Он примеривает к себе стили жизни, маски, фантомную обстановку. Но психика, погруженная в эти конвульсии, не выдерживает. На современном этапе создается впечатление, что не человек творит машины, а механизмы и технологии диктуют ему свои законы. И он тянется к искусственным структурам, потому что надеется, что пересотворенный мир, вздыбившийся над природой, окажется более комфортабельным.