Файл: Реферат тема Экологическая этика и экологическая культура По дисциплине Социальная экология стт группы пп2201дб (en).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В традиционных культурах Востока, напротив, проповедуется преклонение перед природой и растворение в ней человека. Ценность личности здесь на втором плане. В техногенной культуре Запада, на первом плане – человек, личность, а природа – материал для его преобразующей деятельности. Человеческая активность в западной культуре направлена во внешний мир, на его преобразование, тогда как в восточных культурах мысль человека обращена вовнутрь, на воспитание, самоограничение и даже определенное подавление творческой индивидуальности.

Таким образом, мир культуры долгое время можно было рассматривать как естественную ступень мировой эволюции; между культурой и природой до определенного момента существовала гармония, но по мере технизации социальной жизни она была утрачена. Преодоление человеком собственной природности ведет к немотивированной жесткости, безверию души, дистрофии интуиции и чувств. Технизированный мир и деперсонификация – вот итоги самоотлучения человека от природы. Отчужденного индивида, воплотившего в себе противоречия технотронной цивилизации, можно назвать человеком-машиной.

Итак, в результате развития техногенной цивилизации перед человечеством встал выбор: либо сохранить привычный способ взаимодействия с природой – и тогда неизбежна экологическая катастрофа, либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни. Очевидно, что второй вариант единственно возможен. Но переориентацию всех видов производств необходимо начинать с коренной перестройки мировоззрения, прежде всего той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей. Предстоит выработать новые приоритеты в области как материальной, так и духовной культуры, в которой будет четко дан экологический акцент. Какие же существуют идеи по пути выхода из экологического кризиса?

С середины прошлого века на Западе (у нас эти идеи начали развиваться позже), активно начали разрабатываться принципы экологической этики. Экологическая этика – это, во-первых, моральный кодекс человека или общества в отношении окружающей среды; во-вторых, раздел социальной экологии, которая изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны.

Экологическая этика опирается на ряд понятий. Среди них: экологическое сознание – комплекс мнений, настроений, идей, отражающих отношение человека к проблемам экологии; экологическое поведение – система целенаправленных действий, ориентированных на решение существующих и предотвращение возможных экологических инцидентов; экологическая парадигма – ценностно-нормативное ядро экологического сознания; экологическая память – закрепление ценностной значимости экологических проблем (через семейное воспитание, образование, искусство, политику, право, религию и пр.) и др., а также ряд понятий, берущих начало непосредственно в экологической науке: биосфера, биоценоз, ландшафт, экосистема и пр.


Согласно принципам экологической этики (в некоторых странах им юридически присвоен статус законов) считается, что ни одно явление социальной жизни не может быть рассмотрено без соотнесения его с природными условиями в плане позитивного или негативного воздействия на них. В этом смысле экологическая этика выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма, а экология – важнейшим направлением современной научной мысли.

Экологическая этика, акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. Основные положения экологической этики разработаны в трудах немецкого врача и философа А. Швейцеpа «Культура и этика» и «Учение о благоговении перед жизнью». По его мнению, начиная с античности, этика пыталась выявить закон нравственности, разграничивающий добро и зло, но эти усилия оказались тщетными. До сих пор в этике главный предмет исследования – отношения человека к человеку и обществу, и в этом ее основной недостаток. Причины недейственности этики кроются в ее исходных предпосылках. Во-первых, говорит он, этика независима от рационального познания; она является цветком, произрастающим на почве мистики и религии. Во-вторых, в этике нельзя видеть продолжение биологических качеств человека. Она исходит от мышления, хотя ее нельзя логически объяснить. Наконец, в-третьих, этика может быть этикой только личности, а не общества.

Этика, по мнению А. Швейцера, должна исходить из самого факта сознания. Этот факт гласит: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить». При таком подходе этика заключается в том, «что я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственности. Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред…». Данный вариант экологической этики получил название «неантропоцентристкой» или «универсальной» этики, в основу которой положен принцип свойственной всему живому воли к жизни.


Мощный импульс развитию экологической этики дали также экологическая теология (изучение экологических этических взглядов различных религий) и экологическая этнография (изучение экологических этических традиций различных народов). Еще один толчок к развитию в качестве науки и свода правил жизнедеятельности экологическая этика получила в 1970-80 гг., когда «законодателем» в этой области для всего мыслящего мирового сообщества выступил Римский клуб, объединивший многих ведущих ученых, общественных деятелей, бизнесменов из разных стран. Цель деятельности клуба – формирование нового мышления в области экологии, направленного на противопоставление «парадигме человеческой исключительности».

На убеждениях, выработанных экологической этикой, формулируется парадигма современной экологической культуры. Экологическая культура складывается в определенной степени как противовес культу техники, сформировавшемуся в европейских странах. Гармоничное единство мира природы и мира человека – вот ее первый принцип. Ведь хотя человек и поднялся на вершину биосферы и претендует на роль ее организатора, в своей практической жизни он остается хищником. Поэтому вторым фундаментальным принципом экологической культурыявляется защита человека и жизни на земле в целом от человека-хищника, защита человека от него самого.

В России основы нравственного отношения к природе разрабатывал В.И. Вернадский. Основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, он был универсальным ученым. Вернадский определял собственное научное творчество как геологизацию – придание планетного масштаба трем основным, по его мнению, областям знания: химии, биологии и социологии. Наибольшей значимостью обладают две теории Вернадского: первая – учение о ноосфере в контексте универсального эволюционизма, вторая – теория существования «живого вещества».

Термин «ноосфера» («сфера разума» от греч. Noos – разум и sphaira – сфера) был введен в научную литературу в начале 1920-х гг. французским математиком и философом Э. Леруа. В его работах ноосфера мыслилась как чисто духовное явление. Вернадский рассматривал ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Появление ноосферы, по его мнению, связано с планетарным характером человеческого бытия и единением человеческого рода, интенсивной человеческой деятельностью по преобразованию земной поверхности, небывалым расцветом науки, техники и развитием средств связи, интегрирующих людей в единое целое.


Изучая биосферу, механизмы ее эволюции, Вернадский отмечает, что биосфера не есть неживая среда, представляющая лишь место обитания для жизни человека. Биосфера – это целостное образование живого и неживого, причем живое вещество, составляя ничтожную часть вещества на нашей планете, определяет основные особенности ее эволюции. Живое вещество – это тонкая пленка на поверхности планеты, усваивающая космическую энергию. Живое вещество способно реализовывать катализ, ускоряющий преобразование косной материи. Оно непрерывно эволюционирует и усложняется. Своеобразным венцом развития био- и ноосфер должно стать освобождение человечества от необходимости получать энергию растений и животных мира Земли, – это условие отрыва будущего человечества от планетного тела и перехода его эволюции в Космос. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как наиболее активной части живого вещества планеты, придется взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы и общества. К сожалению, он не предполагал, что люди так стремительно будут создавать кризисные ситуации, и теперь у человечества в целом может не хватить времени для осознания этой ответственности, корректировки своего поведения и перехода на новый этап развития – в ноосферу.

Таким образом, экологическая культура– это система ценностных ориентаций, сформировавшаяся под влиянием поисков решения экологической проблемы, среди которых следует выделить требование сохранения экосистем, отношение к Земле как уникальной экосистеме, осмотрительное и бережное отношение к животному миру. Но для этого необходимо, чтобы нормы экологической этики и принципы экологической культуры полноправно вошли в духовную культуру человечества, стали общезначимой ценностью.

В заключении отметим, что во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль. Социальная организация (технологический и экономический уровень развития) может быть одинаковой у различных народов, но национальные вкусы, обычаи, традиции – различны. Национальный мир – это единый космос, в котором слиты воедино человек и исторически окружающая его природа. Природа влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Таким образом, природа – это не только окружающие человека поля, леса и рощи, но и то, что человек получает при рождении – от рода. Культура связывает (а не только разъединяет) человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях. Природа и человек тесно связаны, и чтобы связь эта не порвалась, все сознательные усилия человечества должны направляться на поддержание равновесия между человеческой культурой и природой. Культура – это вторая природа, которую пересоздает человек, утверждая посредством этого самого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб безопасности человека и мира.


Наше время часто характеризуется как переход к эре постиндустриального общества, становление которого связано с переходом к информационному, а от него – к духовно-экологическому обществу. В основание последнего должны быть заложены, по крайней мере, три общечеловеческие ценности: первая – постепенный переход от антропоцентристской морали к природоцентристской, то есть взгляд на любые формы естественной природной эволюции – от минералов до приматов – не как на ресурс, а как на сокровище, вверенное человеку для сохранения и приумножения; вторая – признание как равнозначных национальных идеалов, отвечающих одному условию: они не должны оскорблять идеалы и святыни других культур; третья – понимание человека как деятеля, имеющего не только безграничные возможности для роста сознания и духа и актуализации резервов своей телесно-физиологической организации, но и несущего нравственную ответственность за эволюционные процессы на Земле и в Космосе. Основными отличительными чертами этого общества, судя по всему, будут его ориентация на коэволюцию социального и природного развития и высокий уровень информатизации экологической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.

Итак, “глобальный экологический кризис” заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы. Массовые загрязнения как радиоактивные, так или иного происхождения приводят к ухудшению здоровья, дебилизации и ухудшению качества населения.

Общество, таким образом, особенно сейчас крайне обеспокоено ситуацией складывающейся в сфере охраны здоровья и улучшения качества населения, ибо по оценке международной комиссии, исследующей данную проблему, качество населения в нашей стране по пятибалльной шкале находится на уровне 1,3. Сейчас разрабатываются различные программы по выводу нашей системы здравоохранения из тупика, но это практически невозможно.

Второй подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой. Тогда станет возможным решение проблемы экологического кризиса и охраны здоровья.