Файл: 1. Патофизиология как научная дисциплина. Предмет и задачи патофизиологии ее место в системе медицинских знаний. История развития патофизиологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Патофизиология как научная дисциплина. Предмет и задачи патофизиологии; ее место в системе медицинских знаний. История развития патофизиологии.
Патофизиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма, выяснение общих закономерностей возникновения, исхода и течения заболевания.
Объект исследования: больной организм
Предмет изучения:
1) выяснение общих и частных механизмов, лежащих в основе возникновения, развития и завершения патологических процессов.
2) Изучение типовых патологических процессов.
3) Выявление специфических для отдельных органов и систем типовых форм нарушения функций и их восстановления.
Курс патологической физиологии делится на 3 части.
1 часть — нозология, общее учение о болезни. При анализе болезни встают два вопроса: почему возникла болезнь и каков механизм ее развития.
2 часть — типические патологические процессы — процессах, лежащих в основе многих заболеваний: воспалении, опухоли, лихорадке, гипоксии, типических нарушениях обмена веществ, голодании.
3 часть — частная патологическая физиология — рассматривает нарушения в отдельных органах или системах: кровообращения, дыхания, эндокринной, нервной.
Задачи:
- Изучение основных закономерностей нарушения жизнедеятельности организма в условиях патологии
- систематизация и синтетическая обработка фактического материала
- создание экспериментальных моделей патологических процессов
- разработка и внедрение методов ранней диагностики, лечения, профилактики.
- расширение и углубление исследований по изучению причин возникновения сердечно-сосудистых, онкологических, психических.
- дальнейшее развитие клинической патофизиологии в аспекте изучения состояния человека в конкурентных производственных условиях с учётом психоэмоциональных напряжений.
СВЯЗЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ С МЕДИЦИНСКИМИ НАУКАМИ
Патологическая физиология опирается на сведения, которые дают физиология и биохимия. Много общего у патологической физиологии с нормальной физиологией. Обе стремятся открыть законы, по которым живет и функционирует организм. Патологический процесс вызывает новое состояние организма, что обусловливает и отличие патологической физиологии от нормальной.
Патологическая физиология связана с патологической анатомией. Широкое использование эксперимента является отличием патологической физиологии от патологической анатомии.
Патологическая физиология органично связана с клиническими науками.
История:
Пашутин – проблемы голодания, обмена веществ, теплообмена, кислородной недостаточности.
Фохт – заложил основы эксперимента кардиологии, моделирования заболеваний сердца.
Подвысоцкий – изучал процессы регенерации железистой ткани, развитие опухолей.
Воронин – нарушение микроциркуляции, воспаления, патология системы кровообращения.
Чернух – занимался механизмами выздоровления
Адо – патофизиология аллергии, воспаления, патология иммунитета.
Зайко – проблемы проницаемости биологических барьеров, изучение неврогенной дистрофии
Веселкин – патогенез лихорадки.
В 1554 г. французский врач Ж. Фернель обозначил термином «патология» область медицины, изучающую причины болезней, анатомические и функциональные нарушения при них. Написанный им труд рассматривался как лучший учебник по патологии. В 1758 г. вышло в свет руководство по медицинской общей патологии И.Д. Гаубия, в котором для обозначения «общей о болезнях науки», рассматривающей сущность, различия, причины и последствия нарушения нормального состояния твердых и жидких частей организма применен термин «общая патология». В Западной Европе и России на протяжении XVIII в. и начала XIX в. патология преподавалась как неотъемлемая часть курса теоретической медицины. Большой вклад в развитие общей патологии в первой половине XIX в. внесли врач-философ И.Е. Дядьковский и его ученик К.В. Лебедев, читавшие курс общей патологии и терапии в Московском университете. Их общепатологические воззрения — «философия патологии» — легли в основу первого оригинального руководства по общей патологии на русском языке («Общая антропопатология»), изданного К.В. Лебедевым в 1835 г.
Уставом Российских университетов 1835 г. введено преподавание общей патологии совместно с физиологией. Профессор кафедры физиологии и общей патологии Московского университета A.M. Филомафитский с 1835 по 1847 гг. впервые в России произвел ряд экспериментов по удалению почек у животных, перевязке мочеточников; в 1847—1848 гг. возглавил экспериментально-клинические исследования действия на организм эфира, хлороформа и других наркотических веществ.
В 1868—1869 гг. в университетах России созданы самостоятельные кафедры общей патологии. Ю. Конгейм обогатил науку выдающимися экспериментальными исследованиями, посвященными эмболии, инфаркту, описал причины и механизм развития воспаления. В 1877—1880 гг. он издал двухтомное руководство по общей патологии, которое было переведено на русский язык в 1878—1881 гг. Основное внимание автор уделил патологической физиологии, которая учит, каким образом совершаются функции органов в болезненном их состоянии после того, как произошло нарушение нормального жизненного процесса.
2. Методы патологической физиологии. Значение эксперимента в развитии патофизиологии и клинической медицины.
Патофизиология является главной экспериментальной дисциплиной в медицине, ее основным методом служит эксперимент или моделирование.
Эксперимент на живых объектах осуществляется на различных видах животных, на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах. Важное значение имеет правильный выбор животного, форма эксперимента (острый или хронический опыт), использование приборов и организация контрольных опытов.
метод выключения – удаление или повреждение какого–либо органа (хирургическое, химическое, механическое) и сравнение появившихся симптомов с клинической картиной заболевания при предполагаемом поражении функции того же органа у человека;
метод включения – введение в организм различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов с результатами аналогичных воздействий при заболеваниях человека;
метод раздражения – путем воздействий изменяют функции органа (при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
метод изолированных органов (изолированное сердце, печень, легкие и т.д.) позволяет оценить истинный характер, глубину повреждения этого органа и его вклад в развитие недостаточности кровообращения, пищеварения, дыхания;
метод парабиоза – соединение и совместное функционирование двух животных, позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;
метод тканевых культур позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;
метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии.
Эксперимент не воспроизводит полностью болезни человека. Законы развития заболеваний в человеческом обществе отличны от закономерностей развития процессов в животном мире:
-
в человеческом обществе отсутствует естественный отбор; -
огромна роль социального строя; -
ряд заболеваний (язвенная и гипертоническая болезнь, подагра, ИБС) лишь с приближением могут быть получены в эксперименте; -
некоторые заболевания человека (корь, скарлатина) невозможно воспроизвести в эксперименте.
Клиническая патофизиология - широкое использование биофизических, биохимических, электрофизиологических методов исследования непосредственно в клинике, что позволяет проводить безвредные целенаправленные функционально–диагностические исследования на больных и получать данные для углубленного понимания типовых форм патологии и отдельных заболеваний.
Физического и математического моделирования- построение математических моделей когда имеется возможность связать математическими соотношениями основные параметры изучаемого объекта и условия, определяющие возможность его функционирования (модель работы головного мозга, сердца). При этом используется вычислительная техника, что позволяет воспроизводить в моделях различные патологические процессы, состояния, изучать их механизмы, прогнозировать течение и исход.
3. Понятие об экзогенных и эндогенных болезнетворных факторах. Роль окружающей среды в механизме возникновения болезни. Классификация болезнетворных факторов окружающей среды и их характеристика.
Этиологический фактор – предмет или явление, которые, непосредственно воздействуя на организм, вызывают при определенных условиях болезнь и сообщают ей специфические черты.
По происхождению все этиологические факторы делят на две группы:
Внешние (экзогенные) этиологические факторы:
1. механические – воздействие явлений или предметов, обладающих запасом кинетической энергии, способных вызвать перелом, растяжение, размозжение;
2. физические – воздействие различных видов энергии: электрической (ожоги, электрошок, фибрилляция сердца), ионизирующего излучения (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термических факторов (высокой и низкой температуры – ожоги, отморожения);
3. химические – воздействие кислот, щелочей, ядов органической и неорганической природы, солей тяжелых металлов, гормонов;
4. биологические – вирусы, бактерии, гельминты;
5. психогенные – действующие на кору ГМ, вызывают ятрогенные заболевания
По интенсивности действия
различают:
-
чрезвычайные, экстремальные этиологические факторы (большие дозы яда, воздействие молнии, электрического тока высокого напряжения, падение с большой высоты, вирулентные МО, ионизирующая радиация); -
обычные, но действующие в необычных количествах и размерах, т.е. обычные по своей природе, но выходящие по интенсивности за пределы диапазона физиологических приспособительных возможностей организма (недостаточное содержание кислорода в воздухе, острые психоэмоциональные перегрузки, действие чрезмерно высоких или низких температур); -
индифферентные – факторы, которые у большинства людей не вызывают заболеваний, но у некоторых при определенных условиях могут стать причиной заболевания (пыльца растений, цветов, домашняя и производственная пыль, некоторые антибиотики).
4. Механизм патогенного воздействия ионизирующих излучений, электрического тока.
В отношении электрических свойств организм представляет собой неодинаковый и плохой проводник. Жидкие среды - хорошие проводники, а эпидермис, связки и кости являются диэлектриками.Тяжесть электротравмы зависит от поражения жизненно важных органов, расположенных на пути прохождения тока. Наиболее опасно прохождение через сердечную мышцу (развивается ФП и ФЖ, которая не проходит). Остановка дыхания отмечается после прохождения тока по трансбульбарной петле, после наступает паралич дыхательного центра. Спазм дыхательных мышц и голосовой щели прекращает или затрудняет дыхание.
Пройдя через биологические среды, ток производит поляризацию атомов и молекул, изменяет ориентировку заряженных частиц и усиливает их движение. Электрическая энергия переходит в тепловую. Нарушение целостности ткани вплоть до разрывов и даже переломов костей – это механическое действие тока. Смещение ионов (электролиз) и изменение их концентрации у клеточных мембран нарушают в тканях биотоки действия, служат причиной появления биопотенциалов повреждения, которые вызывают патологическое раздражение возбудимых структур (нервных и мышечных волокон). Электрический ток изменяет состояние коллоидов.
Действие ионизирующего излучения.
Этиология. Общим свойством ионизирующего излучения является способность проникать в облучаемую среду и проводить ионизацию. Такой способностью обладают лучи высокой энергии и радионуклиды. Различают