Файл: Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями Вашего учебного заведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями Вашего учебного заведения
Критерии рыночной сегментации. Сегментирование туристического рынка

Содержание


Введение 3

1 Туристический рынок: понятие и критерии рыночной сегментации 4

1.1 Понятие туристического рынка 4

1.2 Критерии рыночной сегментации на рынке туристических услуг 5

2 Сегментирование туристического рынка: признаки и пример 8

2.1 Признаки сегментирования туристического рынка 8

2.2 Туристическая фирма ООО «Бюро путешествий»: пример сегментирования рынка 13

Заключение 18

Список использованных источников 19



Введение



В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм торговли услугами. Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа. В этой сфере также работает очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Высокие темпы его развития, большие объемы денежных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию развитой туристской индустрии.

Экономические субъекты не могут нормально функционировать без маркетинговой службы, без разработки комплекса маркетинга в организации. Каждому предприятию в сфере туризма необходимо знать, какие туры, в каком объеме, когда и по каким ценам нужно формировать и продавать. В связи с этим тема исследования является очень актуальной.

Целью контрольной работы является изучение сегментирования рынка туристических услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие туристического рынка;

  • рассмотреть критерии рыночной сегментации на рынке туристических услуг;

  • рассмотреть признаки сегментирования туристического рынка.

В работе применялись методы описания, методы изучения литературных источников.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1 Туристический рынок: понятие и критерии рыночной сегментации




1.1 Понятие туристического рынка




Под понятием рынка понимаем процесс, в рамках которого покупатели и продавцы декларируют свои намерения покупать или продавать на определенных условиях. Иными словами, это взаимоотношения, которые возникают при обмене между продавцами и потребителями, решение которых формирует спрос и предложение.

Маркетинг непосредственно связан с понятием рынка. Рынок как экономическая категория появился одновременно с появлением товарного обмена. Взаимоотношения между продавцами и покупателями, а также предлагаемые ими цены имеют важное значение для удовлетворения интересов двух сторон [10].

Туристский рынок – это место, где происходят сделки купли-продажи услуг туризма (туров, туристского продукта).

Туристский рынок – это социально-экономические условия реализации услуг туризма (туров, туристского продукта). На туристском рынке сталкиваются спрос на услуги туризма, который предъявляет турист, и предложение услуг туризма со стороны туристской фирмы [11].

Механизм туристского рынка имеет определенную неполноту, для устранения которой государство должно формировать туристскую политику и регулировать сферу туризма.

Предложение услуг туризма обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются наличие производителей услуг туризма, уровень развития туристской индустрии, объем туристских ресурсов.

Производители услуг туризма – это туристские фирмы (туроператоры, турагенты), которые работают с целью получения прибыли и для удовлетворения потребностей туристов.

Туристская индустрия включает совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

На рисунке 1 отразим схему функционирования туристического рынка.


Фирмы – тур-операторы

Люди с туристическими потребностями и желанием путешествовать






Фирмы – тур-агенты


Предложение услуг туризма

Спрос на услуги туризма

Люди с высокой покупательской способностью





Туристская индустрия

Люди с покупательским поведением


Туристические ресурсы


Рисунок 1 – Схема функционирования туристического рынка [11]
Приведенная схема показывает, что спрос на услуги туризма обуслов­лен определенными предпосылками туристов как предъявителей спроса: людьми с туристскими потребностями и желанием путешествовать; людь­ми с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень ту­ристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспор­та и т.п.); людьми с покупательским поведением. 

1.2 Критерии рыночной сегментации на рынке туристических услуг



Рынок туристических услуг должен всегда развиваться. В свою очередь развитие подразумевает удовлетворение потребностей разной категории клиентов. Для эффективной реализации цели развития туристической отрасли в маркетинговых исследованиях турфирмы применяют процесс сегментирования рынка [4, с. 127].

В маркетинговой литературе описано достаточно критериев разделения туристического рынка, нет ни одной универсальной методики сегментации, которая бы обеспечила эффективное ее применение при любых условиях.

Критерии, которые служат созданию сегмента для одного продукта, могут быть непригодны для другого. Соответствующие критерии для построения продукта могут оказаться неподходящими для дистрибуции и т.д. Итак, каждая туристическая организация должна найти соответствующую ей методику сегментации, которая приспособлена к собственной рыночной стратегии и доступной информации, а также с целями выделенных сегментов [8].


Рассмотрим существующие критерии сегментации на рынке туристических услуг.

Количественные границы – определяются, прежде всего, емкостью сегмента, т.е. какой турпрдукт и по какой цене может быть на нем реализован, какое число реальных и потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т.п.

Исходя из этих данных турфирма должна определить, какие производственные мощности следует ориентировать на данный сегмент, каковы должны быть размеры сбытовой сети.

Доступность сегмента для турфирмы – это возможности турфирмы получить каналы распределения и сбыта турпродукции на данном сегменте рынка.

Собрав информацию, руководство турфирмы принимает решение о возможности начать продвижение своей турпродукции на выбранном сегменте рынка или ему еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети, имиджи турпродукции, налаживании отношений с посредниками.

Существенность сегмента, т.е. определение, насколько реальна та или иная группа потребителей-туристов, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам, не распадается ли она, в противном случае можно попасть в сегмент, где конкуренты имеют прочные позиции, или предложить турпродукт с нечеткими адресными признаками, который не будет признан потребителями.

Руководству турфирмы в данном случае необходимо выяснить, стоит ли ориентировать на этот сегмент производственные мощности или, напротив, надо их переориентировать на другой рынок.

Прибыльность сегмента. С помощью этого критерия определяется, насколько доходной будет для турфирмы работа на выделенном сегменте рынка. Оценка, как правило, осуществляется с помощью известных показателей: нормы прибыли, доходы на вложенный капитал и т. п. Иногда крупная турфирма руководствуется престижностью данного сегмента.

Защищенность выбранного сегмента от конкуренции – важно правильно оценить свои возможности в борьбе с конкурентами на данном сегменте рынка.

Важно определить, кто может стать конкурентом на выбранном сегменте, каковы его сильные и слабые стороны, каковы собственные преимущества в конкурентной борьбе и т.п.

Получив ответы на все поставленные вопросы, оценив возможности, свей турфирмы по всем критериям, можно принимать решение относительно того, подходит или нет данный сегмент для турфирмы.


Таким образом, критерии, которые туристические фирмы могут использовать в процессе сегментации необходимы им с целью поиска наиболее выгодной позиции на рынке.

2 Сегментирование туристического рынка: признаки и пример




2.1 Признаки сегментирования туристического рынка



Туристические фирмы, основываясь на результаты маркетинговых исследования, определяют группу целевых потребителей путем проведения сегментирования.

Путем сегментирования рынка туристических услуг можно решить следующие проблемы:

  • определить наиболее важных потребителей туристической продукции;

  • оказывать услуги в соответствии с пожеланиями и требованиями покупателей определенного региона;

  • установить взаимосвязь всех функциональных отделений предприятия с маркетинговой деятельностью;

  • повысить конкурентоспособность тур- продукции и предприятия в целом;

  • увеличить объем реализации путем приложения усилий на выбранный сегмент рынка, а вследствие, повысить прибыль [4, с. 128].

При выборе сегмента целевого рынка турфирма делит рынок на разные сегменты и в соответствии со своими целями разрабатывает турпродукцию для потребителей данного сегмента.

Для того чтобы эффективно усилить свою позицию на рынке, процесс сегментирования рынка должен отвечать следующим требованиям:

  • измеримость выделенного рыночного сегмента, то есть необходимо оценить с количественной стороны емкость рыночного потенциала, долю сегмента в нем и определить платежеспособный спрос;

  • выбранный сегмент рынка должен быть крупным и обеспечивать рентабельность производства и реализации турпродукции;

  • выбранные сегменты рынка должны быть доступны для осуществления предприятием своей деятельности;

  • наличие возможности влияния на потенциальных потребителей.

Признак сегментирования – это способ выделения данного сегмента на рынке. Для анализа рынка потребительских товаров применяют следующие факторы (группы признаков сегментирования):

  • географические;

  • демографические;

  • психографические;

  • поведенческие.

Географические признаки сегментации – это самый простой из описательных признаков сегментации. Применяется в качестве дополнения к сегментированию по другим признакам. В большей степени необходим для определения транспортных издержек и распределения рынка по площади. Его значение несколько возрастает, если имеются существенные различия сегментов в системах культурных ценностей и различия в климате.