Файл: Реферат тема Концепция устойчивого развития в рф по дисциплине Социальная экология стт группы пп2201дб (en).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Г.Ф. МОРОЗОВА»
РЕФЕРАТ

Тема: Концепция устойчивого развития в РФ
По дисциплине: Социальная экология

Выполнил: ст-т группы ПП2-201-ДБ (en)

Гуйчмухаммет Аманов
Проверил: _______________________
Воронеж 2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Индикаторы устойчивого развития…………………………………………...6

2. Цели и задачи устойчивого развития России. Этапы перехода……...….…12

3. Специфика перехода России к устойчивому развитию………………….....16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ
Экологические проблемы поставили человечество перед выбором дальнейшего пути развития. Он направлен на неограниченный рост производства, или этот рост должен соответствовать естественной среде и реальным возможностям человеческого организма?

Это нашло отражение в крупнейшем мероприятии по вопросам окружающей среды - Конференции Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.

На встрече обсуждалась концепция «устойчивого развития». Это модель развития, которая отвечает потребностям живых людей, не используя возможности для удовлетворения потребностей будущих поколений. Документ под названием «Повестка дня на XXI век», принятый на конференции, является глобальным планом действий по решению проблем экономического развития с учетом экологических факторов на следующее столетие.

Принимая во внимание эти проблемы, все страны должны реструктурировать свои структуры производства и потребления, чтобы соответствовать новым глобальным требованиям устойчивости и экологической безопасности. Это может быть достигнуто только усилиями всех людей, но с учетом экологического ущерба, который они наносят экосистеме нашей планеты, страны должны сами начать двигаться к этой цели.

Этот вопрос особенно важен для России. Потому что защищена огромная территория, которая может быть местом для обновления природных экосистем, что гарантирует экологическую устойчивость. Экологические проблемы в нашей стране носят глобальный характер и, несомненно, затронут глобальные интересы.


В России в поддержку реализации положений этой Конференции был издан Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, на основе которого в 1996 г. была опубликована Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В этом документе содержится анализ состояния окружающей среды в России через 3,5 года после начала перехода к рыночной экономике, излагаются некоторые общие принципы и направления перехода государства к модели устойчивого развития. Концепция была рекомендована регионам страны для конкретизации и исполнения. К сожалению, в дальнейшем ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Законе РФ «Об охране окружающей среды» не содержится конкретных стимулов природоохранной деятельности. Поэтому ни одно из указанных в данной концепции мероприятий не было претворено в жизнь.

Высшие органы управления больше не занимались этими вопросами. Вероятно, это связано с тем, что дискуссия по поводу перспектив перехода политики нашей страны на принципы устойчивого развития совпала с периодом проведения в России радикальных либеральных реформ, это сделало нежелательным для их идеологов корректное понимание и отражение в проводимой политике социального аспекта концепции устойчивого развития, поскольку подорвало бы опору преобразований, ориентированных на преобладание системы рыночных отношений и частной собственности.

На заседании Объединенного комитета начальников штабов 24 октября 1995 года президент США Б. Клинтон сказал: За четыре года мы и наши союзники получили разнообразное стратегическое сырье стоимостью 150 миллиардов, сотни тонн серебра, золота и ювелирных изделий. В несуществующих проектах было перевезено более 20 000 тонн алюминия и 2000 тонн цезия, бериллия и стронция в незначительных количествах. Потрясая идеологическую базу Советского Союза, мы смогли бескровно вывести нашу нацию, нашего главного конкурента США, из войны за мировое господство. Достаточно, чтобы на территории бывшего Советского Союза проживало чуть более полумиллиона человек, что будет достаточно для оказания сырьевых услуг экономике США в будущем.

В результате радикальных либеральных реформ 90-х гг. В прошлом веке Россия не смогла сформировать систему рыночной экономики по западной модели. Это стало причиной формирования идеологического вакуума в общественном сознании, вложения элементов психологии колоний, рабов и стало наполняться западными идеологиями. По сей день идет информационная война, направленная на уничтожение самобытности российского общества. Целью этой разведывательной атаки является формирование и интеграция настроений потребителей Запада на фоне всех отказов в стране. Как видите, План поэтапного захвата и развала Клинтона в Японии был успешно реализован.



Конечно, курсы, направленные на построение рыночной экономики в России, не соответствуют принципам устойчивого развития. Однако, по словам рыночной системы, или по словам некоторых экономистов, российская эпоха "дикого капитализма" не способствовала формированию политики, которая обеспечивает и гарантирует основу нашей будущей жизнеспособности.

Рыночная экономика, основанная на спросе и предложении, требует постоянно увеличивающегося потребления, а для ее удовлетворения требуется все более широкое использование природных ресурсов и разрушение глобальной экосистемы. Это хорошо понимали выдающийся русский ученый-палеонтолог И.А. Ефремов и известный американский ученый-эколог Б. Коммонер в 60-70-х гг. ХХ в. Так, И.А. Ефремов указывал, что природа не подчиняется «временным законам рынка» и отвергает их.


1. ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Индикаторы устойчивого развития, система показателей, характеризующих состояние, динамику и тенденции экономики, окружающей среды, населения, социальной сферы стран, регионов и мира в целом, в аспекте устойчивого развития. Впервые о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития было сказано в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Задача разработки индикаторов устойчивого развития еще далека от решения, однако уже имеются рекомендации по методологии выбора индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого. Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс - это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи. Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр, узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее. Разработкой индикаторов устойчивого развития занимаются Департамент политической координации и устойчивого развития ООН, Комиссия ООН по устойчивому развитию, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SСОРЕ). Проблема создания системы индикаторов устойчивого развития. ещё далека от решения, хотя предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населённых пунктов и предприятий. Пока все эти разработки имеют предварительный характер. Работы ведутся в двух направлениях: во-первых, предлагаются новые частные и специальные индикаторы, так что число их видов непрерывно растёт; во-вторых, делаются попытки построить интегральные и даже единый индикатор. Мировой опыт в области разработки
индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению: построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

  • экологические;

  • экономические;

  • социальные;

  • институциональные;

Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

  • эколого-экономических;

  • эколого-социально-экономических;

  • экологических.

С помощью индикаторов характеризуется жизнеспособность системы и ее устойчивость, способность к изменению и эволюции. Наряду с термином «жизнеспособность» ряд отечественных авторов использует термин «сфера жизненных интересов». Оценка индикаторов может быть, как количественной, так и качественной. Количественно устойчивость может быть оценена с помощью так называемых показателей Бьесиота, представляющих собой отношение скорости реагирования системы на угрозу к скорости распространения этой угрозы. Жизнеспособность каждой из систем может быть определена с помощью базовых ориентиров. Боссель выделяет 6 базовых ориентиров системы, обусловленных окружением (существование, эффективность, свобода действий, безопасность, адаптируемость, сосуществование), и 3 базовых ориентира, обусловленных системой (репродуктивность, психологические потребности, ответственность). Индикаторы и индексы должны соответствовать следующим критериям:

  • Обладать чувствительностью;

  • Быть легко и однозначно интерпретируемыми;

  • Сочетать в себе экологические, экономические и социальные аспекты;

  • Быть научно обоснованными;

  • Иметь количественное выражение;

  • Быть репрезентативными;       

  • И т.д.

Индикаторы и индексы могут быть также классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном. При разработке комплексных индексов развития различными организациями часто используется достаточно сложная система показателей, сбор информации по которым является трудоёмкой и дорогостоящей задачей. Широкое признание в мире получила система экоиндикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:


  • набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;

  • несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;

  • набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи. Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель «давление-состояние-реакция» (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление») (см. рисунок 1). Таким образом, «давление» отражает воздействие человеческого общества на природу, в результате своей деятельности. Данный факт является неизбежным следствием того, что абсолютно любое производство не является безотходным, следовательно, человеческая деятельность неизбежно связана с потреблением ресурсов и производством отходов. Показатели «давления» характеризуют эффективность применяемых технологий в стране, количество выбросов, энерго- и материалоёмкость производств и т.д. Показатели «состояния» необходимы для иллюстрации экологической ситуации в стране, характера природоохранной политики, качества окружающей среды в целом. Примерами показателей «состояния» являются: уровень загрязнённости окружающей среды, показатели состояния экосистем, запасы природных ресурсов, и др.



Рисунок 1. Схема модели «давление-состояние-реакция»

Показатели «реакции» отражают реакцию общества на экологические проблемы. Примерами показателей «реакции» общества являются: создание и продвижение природоохранных программ, развитие экологически чистых, природосберегающих технологий, налоги на выбросы и т.д. Модель ДСР удобна для тех, кто принимает управленческие решения, т. к. выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями. Модель «давление-состояние-реакция» легла в основу многих других систем индикаторов - например, Европейских индикаторов воздействия Евростата. Одна из самых масштабных систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (Комиссией ООН по устойчивому развитию). В системе КУР были выделены четыре подсистемы индикаторов: