Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина Проектирование и организация работы с педагогическим коллективом Практическое занятие 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если администрация школы докажет, что факта недосмотра не было, то иск будет отклонен (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).
Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
1 ситуация. В доме культуры, где проводились занятия у детей, прозвенел звонок, предупреждающий о пожаре. Дети в панике начали кричать и толкаться к выходу. Решение: педагогу необходимо объяснить, что нужно сохранять спокойствие, построить ребят по парам (для избегания такой ситуации научить их строиться на занятиях по правилам безопасности) и выходить на улицу.
2 ситуация. Особую опасность для детей представляет неправильное поведение на проезжей части, незнание основных правил пешехода, невнимательность, отвлечённость в местах быстрого движения транспорта. Решение: педагог должен провести различные занятия по изучению правил ПДД, задачей которых является формирование представления у детей о безопасности на улицах и дорогах. Например, «Мой друг - светофор» - познавательная игра, викторина «У дороги опасно», конкурсы по изучению ПДД «Правила дорожного движения выполняй без возражения».
3 ситуация. На уроке рисования ученик говорит, что забыл кисти и хочет пойти домой, чтобы их взять. Решение: педагогу необходимо предоставить ученику недостающие предметы для рисования и ни в коем случае не отпускать ребенка домой, так как может случится, что угодно, а на время занятия педагог несет ответственность за своих учеников.
Задание по теме 1.3. Выбор формата проекта. Программирование проекта
Цель: формирование умений осуществлять выбор формата проекта и программирование проекта; оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Задание 3. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующиеприменение различных видов публичного представления проекта (не менее 3).
На основе материалов лекции и учебно–методических пособий заполните таблицу «Функции педагогического планирования».
Задания по теме 2.1. Этап реализации проекта, рефлексивный и послепроектный этап
Цель: формирование умений определять особенности деятельности на этапе реализации проекта; осуществлять рефлексию результатов на послепроектном этапе.
Задание 4. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к этапу реализации проекта, рефлексивному и послепроектному этапам.
Ответ:
Работа на завершающей стадии проекта включает в себя две основные процедуры, разные в технологическом, но в данном случае, сближающиеся в функциональном отношении. Это экспертиза и рефлексия.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия — это не только знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные переживания и когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексивные процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику. Оценка проекта проводится различными способами:
Рефлексивный этапвключает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта. Метафорически его можно назвать «Уроки проекта», при правильной организации педагогом он, пожалуй, несет наибольшую нагрузку. Рефлексии подлежат прежде всего ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась. Рефлексия на выходе из проекта — это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. В итоговой рефлексии словно «закольцовывается» проектное время. Это видение себя со стороны — «здесь и сейчас». Это и ретроспективный взгляд на пройденный путь. Это и взгляд в будущее. В культурном опыте накоплено множество форм, видов, приемов, техник индивидуальной, групповой, коллективной рефлексии. Педагогу предстоит только выбрать, каким лучше воспользоваться для той или иной ситуации. Организация процедуры на стороне педагога предполагает предварительное обдумывание, определяющее:
В качестве иллюстрации рассмотрим, каким образом в рамках одного из социально-педагогических проектов проводится обучение детей приемам рефлексии. На первом занятии детям объясняют смысл самого понятия. Затем под руководством методистов-инструкторов дети переходят к отработке навыков рефлексии: осознанию происходящего в группе и с группой; описанию своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятий. В ходе рефлексии ведущий выясняет у участников проекта их состояние, наличие желания продолжить работу, отношение к происходящему, оценку собственного вклада в совместную деятельность, понимание тренинговой ситуации. Внимание детей привлекают к личностным и групповым результатам встречи. Полученный рефлексивный опыт далее может быть перенесен на различные ситуации проектирования (СНОСКА: По материалам И. В. Сиволобовой и Е. Н. Белолипецкой (г. Волгоград)).
Послепроектный этапследует непосредственно после завершения проектных действий, получения представления и оценки результатов. Действия всех заинтересованных участников проекта в этот период определяют его объективную жизнеспособность и дальнейшую судьбу полученного проектного «продукта». Здесь возможны разные варианты.
1. Переход к новому проекту.
2. Интеграция с другими проектами.
3. Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта.
4. Смена статуса субъекта проектной деятельности.
5. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов).
6. Распространение проекта на другие уровни (административный, федеральный, международный).
Таким образом, структура любого проекта включает в себя четыре этапа.
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.
2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).
3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта).
4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.
1. Ниже приведены примеры формулировок тем учебных проектов, взятые из реальной практики: «Шотландия», «Праздники», «История вычислительной техники», «История Рождества в России», «Наши увлечения», «Прогулка по Парижу», «Гармония моды», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Музыка в нашей жизни», «Спорт в нашей жизни», «Русская усадьба», «Наш Пушкин», «Конечная остановка детства».
Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
1 ситуация. В доме культуры, где проводились занятия у детей, прозвенел звонок, предупреждающий о пожаре. Дети в панике начали кричать и толкаться к выходу. Решение: педагогу необходимо объяснить, что нужно сохранять спокойствие, построить ребят по парам (для избегания такой ситуации научить их строиться на занятиях по правилам безопасности) и выходить на улицу.
2 ситуация. Особую опасность для детей представляет неправильное поведение на проезжей части, незнание основных правил пешехода, невнимательность, отвлечённость в местах быстрого движения транспорта. Решение: педагог должен провести различные занятия по изучению правил ПДД, задачей которых является формирование представления у детей о безопасности на улицах и дорогах. Например, «Мой друг - светофор» - познавательная игра, викторина «У дороги опасно», конкурсы по изучению ПДД «Правила дорожного движения выполняй без возражения».
3 ситуация. На уроке рисования ученик говорит, что забыл кисти и хочет пойти домой, чтобы их взять. Решение: педагогу необходимо предоставить ученику недостающие предметы для рисования и ни в коем случае не отпускать ребенка домой, так как может случится, что угодно, а на время занятия педагог несет ответственность за своих учеников.
Задание по теме 1.3. Выбор формата проекта. Программирование проекта
Цель: формирование умений осуществлять выбор формата проекта и программирование проекта; оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Задание 3. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующиеприменение различных видов публичного представления проекта (не менее 3).
На основе материалов лекции и учебно–методических пособий заполните таблицу «Функции педагогического планирования».
Функции | Характеристика | Возможные ситуации применения |
Функция педагогического планирования как единого целого | (предварительное определение целей, задач, содержания, видов деятельности, форм, методов, средств, комплекса условий, технологий, результатов и способов оценки результатов педагогического планирования). | К формам педагогического планирования в ДОО относятся: годовое планирование, перспективное планирование, календарное планирование. Рассмотрим каждую форму отдельно. Годовое планирование охватывает работу всего детского сада в целом. В нем отражены цели, задачи, направления деятельности на год; работа по организации образовательной деятельности, методическая работа, взаимодействие с семьей, социально-психологическая работа, оздоровительная работа, административно-хозяйственная работа, контроль за учебно-воспитательной работой. Годовой план определяется после анализа работы за предыдущий год, когда выявлены проблемы, плюсы и минусы работы, поставлены задачи на новый учебный год. В годовом плане отражается экспериментальная работа, задачи обобщения передового педагогического опыта; расписывается содержание и формы методической работы с воспитателями (темы педагогических советов, консультаций, методических объединений, семинаров и т. д.). Годовой план разрабатывается заведующей, старшим воспитателем, психологом и медицинским персоналом. Утверждается годовой план на общем собрании коллектива ДОО. Задачи и содержание годового плана отражаются в перспективном и календарном планах педагогов дополнительного образования, воспитателей. Перспективный план определяет направления работы на ближайшие 1-3 месяца. На его основе строится календарный план, имеющий наибольшую степень детализации педагогического процесса. Перспективный план не должен быть объемным, но должен отражать все направления воспитательной, обучающей и развивающей, оздоровительной и коррекционной работы с детьми, взаимосвязь с родителями, школой, развитие видов деятельности дошкольников. Перспективный план составляется воспитателями для каждой возрастной группы, педагогами дополнительного образования, старшим воспитателем и заведующей исходя из их должностных обязанностей, годового плана, целей и задач образовательной программы, программы воспитания и обучения дошкольников, их возрастных и индивидуальных возможностей и способностей. Календарный план составляется на 7-14 дней. В нем отражается содержание деятельности педагога и детей в течение всего дня. Условно день в ДОО делится на первую и вторую половину дня. Расписываются все режимные процессы, виды педагогической работы, начиная с приема детей (время, способы организации, режим). К календарному плану воспитателей прилагается:
|
Функция обеспечения, движения и развития педагогического процесса во времени и пространстве | (план определяет последовательность действий педагогов в ежедневной работе с детьми. Это позволяет видеть настоящую, прошедшую и перспективную деятельность всех специалистов, работающих с детьми разных возрастных групп). | Образовательная функция реализуется, прежде всего, в процессе обучения, но не в малой степени она реализуется во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений. Воспитательная функция целостного педагогического процесса проявляется во всем: от воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, от личности воспитателей и их профессионализма, до учебных планов и программ, форм, методов и средств, используемых в учебно-воспитательном процессе. Развивающая функция. Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. "Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий, в первую очередь, самого ребенка", — считал Н. Н. Блонский. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, по интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сфер обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний и умений и навыков с уровнем развития обучаемого. Л. С. Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития. Исходя из этой теории, если воспитание предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие ребенка ничтожно. Воспитание идет на одном уровне с развитием воспитанника, если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагаем, пытаясь воспитывать или обучать. Это зона актуального развития. Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребенок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной. |
Задания по теме 2.1. Этап реализации проекта, рефлексивный и послепроектный этап
Цель: формирование умений определять особенности деятельности на этапе реализации проекта; осуществлять рефлексию результатов на послепроектном этапе.
Задание 4. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к этапу реализации проекта, рефлексивному и послепроектному этапам.
Ответ:
Работа на завершающей стадии проекта включает в себя две основные процедуры, разные в технологическом, но в данном случае, сближающиеся в функциональном отношении. Это экспертиза и рефлексия.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия — это не только знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные переживания и когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексивные процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику. Оценка проекта проводится различными способами:
-
на основе привлечения независимых экспертов; -
в ходе (само)оценки результатов проекта в соответствии с выбранными критериями; -
в ходе рефлексии по поводу успешности и целостности проектирования как совместной деятельности, включая ее цели, содержание, формы, способы осуществления; -
входе рефлексии по поводу проектирования как процесса, выстроенного по определенным правилам.
Рефлексивный этапвключает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта. Метафорически его можно назвать «Уроки проекта», при правильной организации педагогом он, пожалуй, несет наибольшую нагрузку. Рефлексии подлежат прежде всего ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась. Рефлексия на выходе из проекта — это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. В итоговой рефлексии словно «закольцовывается» проектное время. Это видение себя со стороны — «здесь и сейчас». Это и ретроспективный взгляд на пройденный путь. Это и взгляд в будущее. В культурном опыте накоплено множество форм, видов, приемов, техник индивидуальной, групповой, коллективной рефлексии. Педагогу предстоит только выбрать, каким лучше воспользоваться для той или иной ситуации. Организация процедуры на стороне педагога предполагает предварительное обдумывание, определяющее:
-
выбор предмета рефлексии, значимого для основного числа участников; -
его функционально-целевое структурирование, задающее предстоящий «мыслительный маршрут»; -
определение типа предстоящей рефлексии и ее категориального контекста; -
нормирование (установление регламента, правил) рефлексивной деятельности; -
прогнозирование способов удерживания позиции «активного созерцания» на период, необходимый для полноты рефлексивного акта; -
формирование психологической готовности принять любое, даже критическое мнение, полученное в ходе рефлексивной деятельности.
В качестве иллюстрации рассмотрим, каким образом в рамках одного из социально-педагогических проектов проводится обучение детей приемам рефлексии. На первом занятии детям объясняют смысл самого понятия. Затем под руководством методистов-инструкторов дети переходят к отработке навыков рефлексии: осознанию происходящего в группе и с группой; описанию своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятий. В ходе рефлексии ведущий выясняет у участников проекта их состояние, наличие желания продолжить работу, отношение к происходящему, оценку собственного вклада в совместную деятельность, понимание тренинговой ситуации. Внимание детей привлекают к личностным и групповым результатам встречи. Полученный рефлексивный опыт далее может быть перенесен на различные ситуации проектирования (СНОСКА: По материалам И. В. Сиволобовой и Е. Н. Белолипецкой (г. Волгоград)).
Послепроектный этапследует непосредственно после завершения проектных действий, получения представления и оценки результатов. Действия всех заинтересованных участников проекта в этот период определяют его объективную жизнеспособность и дальнейшую судьбу полученного проектного «продукта». Здесь возможны разные варианты.
1. Переход к новому проекту.
2. Интеграция с другими проектами.
3. Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта.
4. Смена статуса субъекта проектной деятельности.
5. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов).
6. Распространение проекта на другие уровни (административный, федеральный, международный).
Таким образом, структура любого проекта включает в себя четыре этапа.
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.
2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).
3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта).
4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.
1. Ниже приведены примеры формулировок тем учебных проектов, взятые из реальной практики: «Шотландия», «Праздники», «История вычислительной техники», «История Рождества в России», «Наши увлечения», «Прогулка по Парижу», «Гармония моды», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Музыка в нашей жизни», «Спорт в нашей жизни», «Русская усадьба», «Наш Пушкин», «Конечная остановка детства».