Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина Проектирование и организация работы с педагогическим коллективом Практическое занятие 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как вам кажется, все ли они по смыслу лежат в проектном поле? Аргументируйте свой ответ.

2.              Познакомьтесь с фрагментом предпроектного исследования гимназии № 6 г. Волгограда, представленным в приложении 1. Попробуйте про анализировать педагогический потенциал этого проектного шага. Как вы думаете, какие условия для проведения анкетирования следует создать, чтобы запланированный замысел удался?

3.              Предложите программу исследования, которая могла бы быть использована на предпроектном этапе, где объектом проектной деятельности выступают:

·         пространство досуга школьников;

·         среда учреждения высшего образования (педагогического университета);

·         система обучения.

Выделите в рамках выбранного объекта несколько возможных предметов для изучения. (При необходимости конкретизируйте объект.)

В программе укажите цель и задачи изучения объекта, методы и методики, которые могут быть использованы, способы накопления, обобщения и интерпретации информации.

4.              На основании материалов главы составьте таблицу: этапы проектной деятельности, задачи этапа, проектные результаты этапа, педагогические результаты этапа.

5.      На основании материалов главы постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности. Для этого обозначьте:

·                  какие процедуры являются обязательными для каждого из четырех этапов работы в проекте;

·         что должны знать, уметь, чувствовать участники проекта, чтобы успешно справиться с каждой из них;

·         какие трудности они могут испытывать по каждой из процедур;

·         какие виды помощи в связи с этим целесообразно оказать со стороны педагога;

·         что он для этого должен знать, уметь, чувствовать.

Задание 5. На основе анализа материалов сети Интернет найдите и проанализируйте пример процедуры апробации продукта проектирования,  позволяющий «испытать» его как в первоначально заданных, так и в вариативных условиях. Выявите особенности и охарактеризуйте их. 

Определите последовательность и особенности рефлексивного  этапа проектирования на примере конкретного педагогического проекта.

Ответ:

Предпроектный этап (стартовый). Задача –создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.


А) Диагностика ситуации.Задача педагога –создание стимула к тому, чтобы оглянуться вокруг, изучить ситуацию, увидеть противоречие, несовершенство действительности и захотеть преодолеть его собственным действием. В самом начале проекта устанавливается связь обучения с реальными проблемами жизни, профессии, познания. Полученную диагностическую информацию следует обобщить и упорядочить путем структурирования, ранжирования, дифференциации, математической и статистической обработки. Наглядное представление исследовательских данных помогает более точно определить предмет проектирования. Для того чтобы начать проектировать, необходимо присутствие в сознании не только оценочных знаний о реальном состоянии предполагаемого объекта преобразования, но также идеального образа этого объекта, способного стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Формирование идеального представления переходит к оформлению образа цели, отвечающего актуальным потребностям, как общества, так и самих разработчиков.

Б) Проблематизация. Задача педагога –помочь студентам не только увидеть в окружающей действительности некое противоречие, но найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решить. Для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта). В ходе такого обсуждения формируется общее поле проблем и составляется иерархия проблем.

В) Концептуализация .Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности. В ходе концептуализации идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.

Г) Выбор формата проекта. Проекты классифицируются по самым разным основаниям:

-по объектам: природные, технические, социальные, «Человеческие»;

-по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;

-по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;

-по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;


-по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;-по предметной области: исторические, экологические и др.;

-по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

-по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др. Формат проекта – своеобразный способ ограничения активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, контекста проекта, круга его участников и других необходимых параметров.

Д) Программирование и планирование хода проекта. В режиме групповых обсуждений и регламентированных дискуссий осуществляются следующие действия:

-теоретическое моделирование методов и средств решения поставленных задач, позволяющих при заданных исходных данных и условиях получить оптимальный результат;

-оценка условий реализации проекта по срокам с учетом необходимых ограничений и затрат;

-детальная разработка этапов решения конкретных задач проектирования;

-анализ вариантов решения проблемы, выбор наиболее приемлемых из них, исходя из конкретных условий проектирования;

-систематизация и обобщение полученных результатов;

-объединение, насколько это возможно, имеющихся вариантов решения;-конструирование предполагаемого результата.

Далее проектная деятельность развивается на уровне составления программы. Представление о необходимых действиях по реализации педагогического замысла, будучи непременным условием успешности проектной деятельности, связано с понятиями программирования и планирования. Программирование предполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, поскольку в динамичном процессе проектирования систематически будет осуществляться его детализация.

2.Реализация проекта.

Если предпроектный этап был осуществлен во всей полноте необходимых процедур, каждый из участников может приступать к реализации намеченных действий и последовательному решению поставленных задач вполне осознанно. Общие требования к основному этапу проектирования:


Каждый проектный шаг внутри этого этапа не может быть произвольным. Он определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретной задачей, за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). В каждый момент проекта любой его участник должен четко представлять, что, зачем, в какой срок ему предстоит сделать, каковы могут быть предполагаемые результаты. Особенность деятельности в проекте такова, что только при условии выполнения каждого из заданий и последующего «обмена» полученными результатами между участниками появляется возможность дальнейшего продвижения проекта.

Участник проекта должен представлять, где, у кого, в каких формах он может найти помощь и поддержку в случае затруднений в выполнении задания (решения вопроса). В одном варианте это будет преподаватель – предметник, в другом – тьютор, технический консультант. В третьем – следует обратиться к информационно-поисковым базам или учебным материалам; в четвертом – понадобится помощь близких людей, обладающих необходимым жизненным или профессиональным опытом, и т.п.

Совершенно необходимыми являются установление и поддержка на всем протяжении этапа системы обратной связи.

Должны быть четко организованы объективная промежуточная оценка полученных результатов и коррекция на этой основе хода проекта и своих действий оказывается возможной, если для каждого проектного шага

были предусмотрены хотя бы примерные критерии и (или) показатели его успешности.

Обязательным является включение в проектировочный этап процедуры апробации продукта, что позволяет «испытать» его как в первоначально заданных, так и в вариативных условиях.

Поскольку презентация итогового проектного продукта является социально значимым актом, поэтому ему желательно придать широкое общественное звучание. Это определенное этапное событие в совместной жизни, поскольку сопряжено с творческими усилиями и опытом преодоления. Именно поэтому круг участников презентации должен быть расширен по сравнению с числом непосредственных исполнителей проекта за счет привлечения экспертов, коллег, потенциальных потребителей продукта, участников аналогичных проектов.

3.Рефлексивный этап. Рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта).


4.Послепроектныйэтап. Апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими).

2. Виды педагогических проектов.

Рассмотрим три вида проектов: педагогический, культурологический и учебный проекты.

В предложенной классификация основными параметрами являются: направление деятельности и категории участников. Это даёт возможность не «растекаться по древу», а четко сосредоточится на разработке проекта, и осознать для чего это делается. В свою очередь каждый из проектов может подразделяться на виды.

И все-таки, надо признать, что предложенные варианты носят условный характер.

Педагогический проект – такие проекты ориентированы на изменения подходов в преподавании и организации образовательного процесса с учетом условий конкретного образовательного учреждения.

В целом проект должен способствовать улучшению образовательной среды ОУ.

- Социально-педагогический проект – фокусируется на проблемах воспитательного характера, решение которых должно способствовать гуманизации отношений между участниками образовательного процесса, и направлено на построение «идеального» общества.

- Социокультурный проект – ориентирован на решения проблем общекультурной направленности и на создание условий для адаптации граждан в социуме.

- Учебно-методический проект - нацелен на решение педагогических проблем в профессиональной сфере и самообразовании педагогов образовательного учреждения, возникающих при реализации ФГОС.

Культурологический проект – в целом ориентирован на развитие духовно-нравственной личности, на создание или совершенствование социокультурных связей между участниками образовательного процесса, выстраивание образовательного учреждения.

- Культурно-просветительский проект – нацелен на разрешение проблем поликультурного образования. Фокусируется способствующей развитию личности и расширению кругозора. Имеет информационно-лекционный характер. Может быть составной частью воспитательной и учебной работы в школе.

- Культуротворческий проект – ориентирован на погружение в социокультурные практики эстетических дисциплин и на развитие творческих способностей личности или коллектива.

- Культурно-образовательный проект - ориентирован на соединение концептуальных идей ООП образовательного учреждения с городской образовательной средой с целью социализации учащихся.