Файл: 1. Правовой статус предпринимателя Предприниматель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За государственную регистрацию предпринимателя с него взимается плата. Полученные средства зачисляются в бюджет города, района, по месту регистрации. Регистрирующий орган не может требовать представления иных документов, кроме установленных законом. Документы должны представляться лично, уполномоченным лицом или почтовым переводом. День выдачи регистрирующим органом документов является датой их предоставления. Заявитель должен получить расписку в получении документов, их перечень и дату получения регистрирующим органом.
Отказ в государственной регистрации
Федеральный закон «О государственной регистрации предпринимателей» (ст. 23) предусматривает отказ в регистрации. Основаниями для отказа в государственной регистрации является: непредставление всех необходимых для регистрации документов; оформления заявления с нарушением требований законодательства; представление документов в несоответствующий орган; в иных случаях, предусмотренных законом.
При неосуществлении государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности уполномоченный сотрудник регистрирующего органа ставит на заявлении соответствующий штамп, указывает основания, по которым государственная регистрация не осуществлена.
Решение об отказе в регистрации должно приниматься не позднее 5 рабочих дней. Не допускается отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности. Решение об отказе, содержащее основание отказа в регистрацию, направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении решения. Решение можно обжаловать в судебном порядке.

3. Правовые вопросы нормативного управления бизнесом

Общая характеристика правовой регламентации управления в предпринимательской деятельности

Основная нагрузка в решении вопросов управления созданной предпринимательской организацией или ведении самостоятельного бизнеса предпринимателем без образования юридического лица лежит, конечно же, не на государстве и обществе, а на самом предпринимателе. Государство лишь задает общие параметры ведения такой деятельности, предопределяет системы дозволенного и недозволенного, внешние критерии. А вот достижение конечного эффекта в результате использования имеющегося потенциала в рамках возможного — дело самих заинтересованных лиц.


Поэтому еще до начала соответствующей деятельности предприниматель должен задуматься над тем, как она будет организована, кто и как будет принимать решения, исполнять их, каким образом будут построены информационные потоки и т.п. То есть следует продумать систему организации и управления бизнесом.

В определенной степени часть такого рода проблем решается сама по себе, поскольку содержание ряда действий задано на уровне предписаний правовых актов (например, это касается порядка, сроков и форм отчетности перед государственными органами), частично организационные действия предопределены избранной организационно-правовой формой (например, структура управленческих органов в акционерном обществе в основном установлена в Законе об АО и т.п.).

Система знаний о том, как управлять организацией, обычно именуется наукой менеджмента, а сам процесс управления — менеджментом. Русскими неполными аналогами этих слов являются «администрация», «администрирование», «руководство».

Если термин «управление» является общим для всей человеческой деятельности (например, можно говорить об управлении космическим кораблем или даже собственной судьбой), то понятие «менеджмент» (от лат. manus — рука, agere — действовать) традиционно используется для указания на управленческие процессы в производственных и социальных взаимоотношениях. Иначе говоря, о менеджменте правильно говорить лишь применительно к связям между людьми и организациями. Лица, профессионально осуществляющие процесс управления в результате выработки собственных решений и их реализации, именуются менеджерами. При этом не имеет значение официальное наименование должности, поскольку важна сущностная характеристика функций. Поэтому под менеджерами следует понимать не любых работников организации, а только тех, которые входят в штатный состав и управомочены принимать решения в отношении других работников; в этой связи выражение, например, «менеджер торгового зала» (имея виду продавца) и не точно, и не содержательно.

Общие принципы, методы и средства науки управления организациями в настоящее время достаточно хорошо изучены, изложены в соответствующей литературе[1] и могут оказаться весьма полезными для юристов.

Что касается правовых основ (юридического сопровождения) управления организацией, то специальный курс обычно не читается: отдельные компоненты изучаются в рамках трудового права (в части взаимоотношений администрации и работников), административного права (в части общих подходов к регулированию отношений властного характера), гражданского права, корпоративного права, уголовного права, банковского права и т.д.


Управление есть выработка и принятие решений и их реализация для достижения известной цели, в его основе лежит процесс передачи информации (управляющего сигнала) в определенной форме.

Управление организацией можно рассматривать с учетом объекта (цели), на который направлен процесс управления (повышение прибыли и снижение расходов, упорядочение взаимоотношений между подразделениями, увеличение объема продаж и т.п.), состава управленческих действий: выбор цели и формирование задач, прогнозирование (планирование), определение средств и методов, подбор кадров, принятие решения, осуществление действий по реализации, мониторинг, проверка эффективности и т.п., а также иных критериев.

С правовой точки зрения особый интерес вызывает дифференциация управленческой работы по следующим сферам и сегментам деятельности организации:

  • • создание организации, включая выбор вида бизнеса и организационно-правовой формы организации, построение модели управления;

  • • составление бизнес-плана, т.е. разработка проекта ведения дел. Такой план может быть как общим, имеющим стратегическое значение, так и локальным (например, для закупки нового оборудования). Важнейшими компонентами вся-кого бизнес-плана являются цель, сроки осуществления, источники финансирования, расходная часть, кадровый, организационный, юридический механизм реализации, среда осуществления и конечные итоги. Для различных направлений деятельности бизнес-планы могут иметь специфические различия[2]. Если по общему правилу составление бизнес-плана является делом самой организации (предпринимателя), то в ряде случаев законодатель предусматривает обязанность его представления, например при получении налоговых льгот, государственной финансовой помощи. Иногда в составе требуемых документов бизнес-план не назван, но по смыслу имеется в виду именно он; так, для получения федеральных инвестиций требуется указание сведений, представляющих собой основные параметры бизнес-плана (см., например: постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. М10 (ч. II). Ст. 932). И если обычно состав показателей бизнес-плана нормативно не определяется (все зависит от потребности), то в названных случаях и он сам, и его параметры приобретают юридическое значение;

  • • формирование собственной системы бухгалтерского учета и отчетности, иной государственной отчетности, а также продуманной налоговой политики, обеспечивающей как законность, так и оптимальность налоговых платежей;

  • • организация персонала, в том числе создание кадровой службы, подбор, расстановка кадров, правовое закрепление их прав и обязанностей в должностных инструкциях, обеспечение их ротации и профессиональной пригодности, определение способов и форм удовлетворения организации в рабочей силе (кадрах) (обычный наем, привлечение сторонних организаций, аутсорсинг, лизинг персонала и т.п.), что обычно предопределяется нормами трудового законодательства;

  • • определение конкретной модели управления, системы принятия решений, иерархии управленческих органов становление внутренней структуры организации, выделение ее подразделений, создание филиалов и представительств;

  • • организация ресурсно-материального обеспечения и сбыта, установление требуемого правового режима используемого имущества, проведение требуемой маркетинговой политики;

  • • организация правовой работы

  • • разработка и реализация внутренних стандартов, техно-ло- гических процедур, систем сертификации, управления качеством товаров (работ, услуг);

  • • обеспечение имущественной (материальной) и информационной безопасности организации, физической безопасности работников[3], разработка систем снижения рисков. Управление безопасностью и рисками требует принятия самых различных мер, в числе которых разработка локальных актов, направленных на обеспечение сохранности имущества, минимизацию потерь, заключение договоров об охране денежных средств и материальных ценностей, создание собственной службы безопасности, принятие мер по информационной защите. В частности, следует одобрить практику создания отделов (подразделений) «риск-менеджмента» (управления рисками)[4], которые заняты не рутинной работой, а поиском отклонений от нормы, нейтрализацией источников опасности, в чем бы они ни заключались (например, при значительных объемах возврата продукции, низкой ликвидности хозяйственных операций). Организационная работа в этом направлении предполагает создание соответствующих правовых режимов. Речь идет о введении режима коммерческой тайны, режима конфиденциальности применительно к секретам производства, совершении регистрационных процедур в отношении объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, знаков обслуживания, изобретений). Правовое регулирование отношений в связи с коммерческой тайной осуществляется прежде всего ФЗ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283);

  • • формирование и проведение определенной корпоративной политики, обеспечивающей реализацию общих целей партнеров по бизнесу (участников, акционеров), и достижение единства цели всех заинтересованных лиц. Непременным компонентом такой политики является установление и решение задач по изменению уставного капитала, его соотношению с прочими активами, по реорганизации, созданию сопутствующих компаний (например, дочерних или на основе соглашений с контрагентами), участию в согласованных действиях на рынке в пределах допустимого антимонопольным законодательством и иная аналогичная работа. Сюда же, видимо, следует отнести работу юристов с уставом и другими учредительными документами, локальными актами, по проверке их на соответствие потребностям организации и законодательству, обновлению этих актов. Формирование корпоративной политики обычно выражается и в особом корпоративном стиле (девизе, символах, форме одежды, общих ценностях и пр.);

  • • разработка собственной системы локальных актов, включая правила внутреннего трудового распорядка, положений об органах управления, о подразделениях и т.п. В рассматриваемой сфере существенное значение имеют методические и рекомендательные акты, адресованные всех корпорациям. В частности, известны Кодекс корпоративного поведения, представленный российскому деловому сообществу в 2002 г. на заседании Координационного совета по корпоративному управлению при ФКЦБ России, в 1998 г. Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию разработаны Принципы корпоративного управления[5];

  • • организация системы планирования и долгосрочного прогнозирования в целях своевременной модернизации оборудования, технологии и других элементов производственной и непроизводственной сферы. На практике юридическое закрепление этой работы выражается в установлении соответствующих направлений деятельности, обязанных лиц, их компетенции и ответственности не за «то, что есть, а то, что будет», отражение этих аспектов в учредительных документах, локальных актах, рабочей документации, иных регламентов[6]. Практика ведущих компаний мира убеждает — планирование не архаизм советских времен, а насущная необходимость современного бизнеса, если даже планирование называется как-то иначе (например, «бюджетирование», «стратегирование» и т.п.[7];

  • • определение и закрепление инвестиционных и инновационных действий, обеспечивающих перспективу развития;

  • • организация документооборота. В современный период успешный бизнес требует четкой работы с документацией (ее создания, использования, хранения). Поэтому одной из задач в сфере упорядочения внутренних отношений является организация правильного внутреннего документооборота. Следует учитывать, что большинство нормативных актов и государственных стандартов, определяющих прядок и содержание собственной документации организаций, в настоящее время носит преимущественно методический характер, но они есть применительно ко всякой организационной документации[8]: и к документации технической, и к делопроизводству[9]. При разработке инструкции по делопроизводству и документообороту можно ориентироваться на образцы соответствующих актов крупных отечественных коммерческих организаций (например, ОАО «АвтоВАЗ»), а также имеющихся актов ведомств.


Как видим, значительная часть вопросов управления может быть решена только в рамках надлежащего правового регулирования — с помощью норм законодательства и локальных актов. И существенная роль в этой работе принадлежит юристам.