ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок
Тема: «Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда».
Предмет: геометрия
Класс: 10
Используемые педагогические технологии:
технология проектного обучения, информационные технологии.
Тема урока: Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда
Тип урока: урок закрепления и развития знаний.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Список используемых источников и программно-педагогических средств:
-
Л.С. Атанасян. Геометрия. 10-11 классы,- М: Просвещение, 2014г. -
Программное обеспечение динамической математики GeoGebra.
Цели:
Образовательные:
Проверить знание теоретического материала о многогранниках (тетраэдр, параллелепипед).
Продолжить формирование умения анализировать чертеж, выделять главные элементы при работе с моделью многогранника, намечать ход решения задачи, предвидеть конечный результат.
Отработать навыки решения задач на построение сечений многогранников.
Развивать графическую культуру и математическую речь.
Формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках геометрии.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся.
Формировать и развивать у учащихся пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Воспитывать умения работать индивидуально над задачей.
Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Техническое обеспечение:
Компьютерный класс, программное обеспечение динамической математики GeoGebra, мультимедиапроектор.
Раздаточный материал:
Бланки-карточки с заданиями для практической работы, бланки-карточки с ответами.
Структура урока.
1. | Приветствие. Организационный момент. | 1 мин |
2. | Постановка цели и задачи урока. | 2 мин |
3. | Повторение изученного материала. | 5 мин |
4. | Изучение нового материала. | 12мин |
5. | Практическая работа на построение сечений. | 15мин |
6. | Проверка выполнения работы. | 5 мин |
7. | Домашнее задание | 2 мин |
8. | Рефлексия. | 2 мин |
9. | Итоги | 1 мин |
Ход урока:
1)Приветствие. Организационный момент.
2) Постановка цели и задачи урока.
- Задачи на построение сечений в многогранниках занимают заметное место в курсе стереометрии. Их роль обусловлена тем, что решение этого вида задач способствует усвоению аксиом стереометрии, следствий из них, развитию пространственных представлений и конструктивных навыков. Умение решать задачи на построение сечений является основой изучения почти всех тем курса стереометрии. При решении многих стереометрических задач используют сечения многогранников плоскостью.
На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели алгоритмы построения несложных сечений куба, тетраэдра и параллелепипеда. Эти сечения, как правило, задавались точками, расположенными на ребрах или гранях многогранника. Сегодня на уроке мы с вами научимся строить сечения тетраэдра и параллелепипеда плоскостью, проходящей через три данные точки, такие, что никакие три из этих точек не лежат в одной грани. Для этого мы будем использовать программу GeoGebra.
3) Повторение изученного материала.
- Давайте повторим некоторые вопросы теории.
-
Что такое секущая плоскость? -
Как можно задать секущую плоскость? -
Что такое сечение тетраэдра (параллелепипеда)? -
Какие многоугольники мы получали при построении сечений тетраэдра? -
А какие многоугольники мы можем получить при построении сечений параллелепипеда?
4) Изучение нового материала
Изучение темы «Решение задач на построение сечений» облегчается с помощью различных компьютерных программ. Одной из таких программ является программное обеспечение динамической математики GeoGebra. Она подходит для изучения и обучения на любом из этапов образования, облегчает создание математических построений и моделей обучающимися, которые позволяют проводить интерактивные исследования при перемещении объектов и изменение параметров.
Рассмотрим применение этого программного продукта на конкретном примере.
Задача 1
На ребрах AB, BC, CD тетраэдра DABC отмечены точки M, N, P (рис. 1). Построить сечение тетраэдра плоскостью MNP.
рис. 1
-
Откроем программу GeoGebra. -
В меню Вид выберем Полотно 3D (Полотно 2D можно закрыть) -
С помощью инструмента создадим тетраэдр DABC. -
С помощью инструмента на ребрах AB, BC, CD тетраэдра DABC отметим точки M, N, P (переименовать точку можно выделив ее и вызывая контекстное меню правой кнопкой мыши, выбрать соответствующий пункт). -
Построим прямую, по которой плоскость MNP пересекается с плоскостью грани ABC. Точка M является общей точкой этих плоскостей. Для построения еще одной общей точки продолжим отрезки NP и BC до их пересечения в точке E (рис. 2), которая и будет второй общей точкой плоскостей MNP и ABC Для этого выбрав инструмент нужно щелкнуть поочерёдно по точкам N, P и B, C и с помощью инструмента отметить точку E – точку пересечения прямых NP и BC.
рис. 2
Следовательно, эти плоскости пересекаются по прямой ME. Прямая ME пересекает ребро AC в некоторой точке Q.
-
Проведём прямую ME выбрав инструмент и щелкнув поочерёдно по точкам M, E. С помощью инструмента отметим точку Q – точку пересечения прямой ME и ребра AC. -
Четырёхугольник МNPQ – искомое сечение. Выделим его используя инструмент поочерёдно щелкая по точками M, N, P, Q, M.
рис. 3
-
Д важды щелкнув по объектам Tetrahedron и Четырёхугольник (рис. 3) можно вызвать контекстное меню с настройками, в которых можно выбрать цвет заливки и прозрачность соответствующего объекта.
Также при построении сечений необходим инструмент позволяющий строить прямую параллельную данной через заданную точку. Для построения достаточно выбрать соответствующий инструмент и щелкнуть по прямой и точке, через которую требуется провести прямую.
Задача 2.
На ребрах параллелепипеда даны три точки A, B, C. Построить сечение параллелепипеда плоскостью ABC (рис. 4).
рис. 4
При построении сечений параллелепипеда следует учитывать тот факт, что если секущая плоскость пересекает две противоположные грани по каким-то отрезкам, то эти отрезки параллельны. Для создания параллелепипеда требуется использовать инструмент , а для построения сечения нужно выполнять действия аналогичные тем, что использовались в задаче 1.
5) Практическая работа в программной среде GeoGebra на построение сечений.
Ученики получают бланки-карточки для практической работы (приложение 1, приложение 2) и садятся за компьютеры для выполнения практической работы. На бланках также расположено несколько различных примеров построения сечений. Практическая работа состоит из 12 вариантов по 2 задания на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Учитель контролирует выполнение работы и помогает учащимся в случае затруднений.
6) Проверка выполнения работы.
Ученики получают бланки с ответами (приложение 3). Проверяют работы друг друга, отмечая правильно построенные сечения. Учитель оценивает работы учащихся.
7) Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания я попрошу вас решить задачи, аналогичные задачам в практической работе. Каждому предлагается выбрать 2 других варианта заданий.
8) Рефлексия.
- Итак, подведем итог, чему мы научились сегодня на уроке?
- Какие теоретические положения нам часто приходилось использовать?
- Какие ошибки были допущены при решении задач? Как вы их устранили?
- Кому приходилось возвращаться к задаче несколько раз?
- Где в практической деятельности вам пригодится сегодняшний урок?
На этапе рефлексии деятельности учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность на уроке.
9) Итог урока.
В завершение урока учащиеся с помощью учителя фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Выставляются оценки.
Практическая работа по построению сечений параллелепипеда. Приложение 1
Приложение 3
Ответы к практической работе.
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2