Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

– занятия детей в творческих мастерских;

– участие детей в конкурсах;

– сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;

– участие детей в играх;

– просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

проведение единых тематических мероприятий;

привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий
, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.


Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Задание 4. Выявите особенности и принципысценарно-режиссерских основ организации досуговой деятельности, охарактеризуйте их. Путем самоанализа охарактеризуйте свое участие в коллективе и взаимодействие с коллегами, социальными партнёрами при  реализации  данных  принципов.

Принципы режиссуры культурно-досуговых программ – это художественные закономерности режиссерской организации драматургического сценарного материала. Они определяются как эстетическими законами, так и целями педагогического воздействия на аудиторию.

Принципы режиссуры досуговых программ, как и принципы любой художественной системы отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудожественных и активизирующих принципов.

Результаты представьте в виде таблицы:

Принцип (особенность)

Характеристика

Конкретные  примеры реализации.

Общехудожественный, эстетический закон

Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени.
Другими словами речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизансцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскрывающую художественный образ программы.

Однако не будем забывать один из основных законов композиционного построения сценария, который также актуализируется в контексте данного принципа режиссуры, а именно подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу.

Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно

образное слово;


музыка;


шумовые и фоновые материалы;


фото-, кино- и видеоматериалы;


театральное, хореографическое и пластическое действие;


световое решение.


Активизирующий принцип

Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории и диктует необходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке. 

Пример для активизации детей дошкольного и младшего школьного возраста ‒ спектакль «Приключения в Мумидолине», где главные герои ‒ Мумик, Лисенок и Цыпа, сражались со злой Моррой и ее подданными ‒ Мерзляками. Началась история с того, что, заигравшись, ребята случайно нарисовали злую Морру, которая хотела заморозить всю волшебную страну ‒ Мумидолину. ... Например, для того, чтобы активизировать детскую аудиторию физически, можно сыграть в старинную русскую игру «Казаки - разбойники».


Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Сотрудничество нашего учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. 

Задание по теме 4.1. Разнообразие педагогических технологий организации досугового отдыха

Цель: формирование умений определять сущность и специфику педагогических технологий организации досугового отдыха.

Задание 5. Разработайте памятку для организатора досуговой деятельности по использованию различных педагогических технологий ее организации (не менее 10 позиций). Отразите необходимость привлечения помощи коллег и социальных партнеров для организации досуговой деятельности.

Технология социального проектирования

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждений.

Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: - формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; - устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность: - социальнозначимая, имеющая социальный эффект; - результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; - задуманная, продуманная и осуществленная подростком; - в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; - через которую формируются социальные навыки подростка.


Социальные проекты направлены на совместную работу педагогов, родителей, детей и жителей социума.

Участие детей в реализации проектов позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни, культуре общения и поведения, формировать потребность в социальной активности.