Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример мотивации обучающихся к проекту «Праздники»:
- Совсем недавно был праздник. Какие ваши любимые праздники? А что вы представляете, когда слышите слово «праздник»?
Обучающиеся делятся ассоциациями. Создается кластер: подарки, праздничное блюдо, традиции, история праздника, символика, костюмы, празднование в других странах, песни, стихи и т.д.
- Можно ли сказать, что мы все это знаем о наших любимых праздниках? А нужно ли это знать? (Да, это может пригодиться в жизни).
Этап презентация результатов очень важен в воспитательном плане. Ребенок должен понимать, что его работа не напрасна. Те знания и опыт, которые он получил, нужен, востребован другими. С этой целью можно организовать не только выступления перед детьми, но родителями.
Задание по теме 4.8. Технологии организации празднования Нового года
Цель: формирование умения определять сущность и специфику технологий организации празднования Нового года.
Задание 6. Выявите особенности игровых досуговых программ по празднованию Нового года для каждого возрастного периода участников данного праздника. Охарактеризуйте данные особенности.
Предложите и охарактеризуйте приемы и способы решения задач предпроектного этапа технологии организации празднования Нового года (возраст участников, форма проведения праздника на выбор обучающегося). Опишите особенности организации совместной с детьми подготовки новогодних мероприятий.
Выявите требования детей к проведению Нового года и предложите разнообразные варианты их решения при подготовке и проведении данного праздника (не менее 3).
Особенности проведения новогоднего праздника в раннем возрасте. Музыкальная деятельность
Основная задача праздников, устраиваемых в детских учреждениях - доставить детям радость. Праздники обязательно должны сопровождаться хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Костюмы детей должны быть удобными, красивыми, интересными.
Остановимся подробнее на новогоднем празднике. Новогодний праздник - любимый детский праздник. Здесь много интересного, необычного: нарядная елка, веселые маски, сказочные персонажи. Всем ребятам предоставляется возможность принять участие в хороводах, играх, забавах, получить яркие, запоминающиеся впечатления, побывать в ролях знакомых героев сказок и мультфильмов. На этом
празднике появляется основной персон Дед Мороз, любимец детей. Все действия объединяются вокруг елки и Деда Мороза. Дети участвуют в хороводах, в играх с Дедом Морозом, в сюрпризах, небольших инсценировках.
Следует остановиться на особенностях раннего возраста.
В двухлетнем возрасте активность ребенка проявляется, главным образом, при восприятии зрелищ и выражается в сосредоточенном внимании, улыбке, отдельных репликах, хлопках в ладоши.
У трехлетнего ребенка обычно наблюдается более оживленная реакция, больший контакт с воспитателем, ответы на его вопросы.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность.
Навыки у них еще неустойчивы. Дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им всегда помогает. В программу праздников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых.
Действия малышей еще не сложны, мало проявляется их самостоятельность - песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь, подпевая ему. Пляски и игры проводят по показу.
Большая роль отводится сюрпризным моментам - это и элементы кукольного театра, мыльные пузыри, сказочные персонажи.
Итак, мы постепенно переходим к особенностям праздника"Новый год" для детей раннего возраста. Дети раннего возраста еще не способны воспринимать идею праздников. Однако их привлекает необычность, красочность происходящего действия. Праздничные дни должны быть необычайными и радостными для малышей.
Основа детского праздника - игра!
Музыкальный материал, включенный в сценарий праздничных утренников, должен соответствовать уровню развития детей, их возможностям.
Построение праздников для детей раннего возраста отличаются.
Используется только хорошо знакомый материал:1-2 песни, двухчастные пляски, несложные игры, знакомые персонажи зайчик, медведь, лиса, белочка, волк и т. д.
Незнакомые, абстрактные и злые отрицательные персонажи на праздниках для детей раннего возраста не используются, так как дети маленькие. В сценарий не включаем больших стихов, монологов. Достаточно небольших четверостиший, понятных детям.
Главное, чтобы больше звучала музыка, подключаем пение взрослых, гостей.
Стараюсь больше использовать сюрпризных моментов, интересных музыкальных эффектов - игру на треугольнике, скрипке, металлофоне, включение "волшебных" фонариков, использование "волшебной" музыки и т. д. Так как продолжительность праздника у маленьких детей 30 минут, можно сделать, чтобы дети не сидели на стульчиках, а больше двигались: бегали стайкой, прятались за елкой.
Сидеть можно на ковре около елки или вокруг нее. На празднике новогодней елки большая и ответственная роль принадлежит Деду Морозу. Трудность исполнения заключается в том, что Дед Мороз должен суметь развеселить детей, заинтересовать их происходящим действием. Нелегко создать и образ Деда Мороза. Некоторые изображают его стареньким, слабеньким, он засыпает на празднике, другие слишком бойким, суетливым. Третьи изображают Деда Мороза глупым, смешным. Такое трактование образа Деда Мороза неправильно. Дед Мороз должен быть сильным, величественным, в то же время простым, радушным в обращении с детьми.
Далее стоит отметить особенности раннего возраста в связи с образом Деда Мороза.
При участии Деда Мороза в празднике новогодней елки должен быть выделен воспитатель, ведущий праздник. Роль Деда Мороза большая и ответственная. Иногда он ведет праздник совершенно самостоятельно, без ведущего. До появления Деда Мороза праздничные номера проводятся ведущим воспитателем.
Следует напомнить, что в раннем детстве рекомендуется вводить игрушечного Деда Мороза или куклу на ширме, заменяющий взрослый персонаж. Так как маленьких детей может испугать большой Дед Мороз.
Так же следует остановиться на вопросе убранства новогодней елки. Елка как и Дед Мороз - главный элемент новогоднего праздника. Особое внимание уделяется украшению елки.
Развешивать украшения, игрушки нужно сообразуясь с сюжетом, величиной, цветом. Сюжетные игрушки размещаются главным образом на нижних ветках, чтобы дети имели возможность их рассмотреть. На более высоких ветках располагаются блестящие игрушки - шары, бусы, фонарики. Если ветки елки слишком завешены игрушками, то она теряет легкость, ажурность.
Зелень ветвей должна непременно выделяться. Сейчас начала проявляться тенденция не очень правильная - украшать елку одними шарами. Я считаю это не верным. Игрушки на елке - это один из элементов проявления фантазии детей, их мечтаний. Они любят угадывать знакомые персонажи, находить их на елке. Игрушки могут сделать и сами дети при помощи воспитателя, прийти в зал и повесить их на елку. Не следует забывать, что
праздник мы готовим для детей, а не для взрослых. Елка должна быть прочно закреплена на полу, освещение электрическим. Гирлянды только заводского типа, с сертификатами качества. Свечи использовать плавающие. И конечно не следует забывать и основной момент праздника - это подарки. Для детей раннего возраста они не должны быть большими, тяжелыми. Главное, интересно обыграть момент нахождения подарков - при помощи сюрпризных моментов. Здесь большое поле деятельности для фантазии.
Итак, в завершении можно сказать, что новогодний праздник является самым любимым
у детей. Они долго вспоминают его, повторяют новогодние песни, стихи. Наряду с этим следует заметить, что он является и самым трудоемким, хлопотным для всего персонала.
Новогодний праздник требует большой предварительной подготовки. Но все это забывается, когда видишь радостные. изумленные глаза детей и понимаешь. что все это сделано не напрасно.
При проектировании праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки (предпроектный этап, этап проектирования и подготовительный этап), проведения праздника (этап реализации) и последействия (диагностико-аналитический этап).
Предпроектный этап можно представить в виде следующей таблицы:
Участники программы | Учащиеся 1-4х классов, посещающих группы продленного дня |
Изучение интересов и ценностных ориентиров | Наблюдение, опрос детей и родителей: конкурсная игровая программа |
Наличие творческой группы единомышленников | Учащиеся 4-х классов, воспитатели ГПД, родительский комитет |
Выдвижение идей | Методика коллективного творческого дела (КТД): «Если делать что-то вместе – все гораздо интересней!» |
Цель | создание условий для сплочения детского коллектива, осмысления проблемы культуры поведения, пробуждение интереса к педагогически целесообразным формам досуга |
Определение педагогических задач | создать праздничное настроение у детей активизировать потребность в творческом взаимодействии и общении создать условия для проявления коммуникативных качеств и умения работать в команде, определять свою роль в коллективе; показать интересные виды досуговой деятельности и создать условия для принятия предложенных форм проведения досуга способствовать овладению детьми поведенческими навыками на празднике пробудить познавательный интерес к духовному наследию, традициям празднования Нового года в современном мире и в старину |
Разработка замысла | Методика КТД: «Новогодние приключения снеговика» |
Форма проведения | Праздник (среднесрочная программа) |
Форма обратной связи | Фотоотчет, самоанализ, блиц-опрос, отзывы |
Место проведения | Учебный класс ГБОУ гимназия №74 |
Материально-техническая база | кабинет, оборудованный компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, с проектором, экраном, интерактивной доской; компьютерные презентации; реквизит для конкурсов; новогоднее оформление класса |
На этапах проектирования и подготовительном используется методикаКТД, разработанная И.П. Ивановым.
КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.
Первый этап – предварительная работа педагога-воспитателя. На этом этапе я ставлю цель перед группой единомышленников.
Второй этап - коллективное планирование. Проводится стартовая беседа, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела. Я помогаю некоторым группам при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов.
Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах.
Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.
Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.
Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.
Этап проектирования включает в себя проработку замысла, написание сценария с учетом поставленных педагогических задач, композиционным построением и использованием выразительных средств.