Файл: Близнецовый метод исследования генетики человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологическое направление работ было предложено А. Р. Лурией, который возглавил психологическое отделение института.

В институте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта. По данным исследований речевое развитие на ранних стадиях онтогенеза задерживается в 35,9 % у монозиготных и в 27,4 % у дизиготных близнецов, среди одиночно рожденных – только в 2,04 % случаев. Фразовая речь у обследованных близнецов в среднем формировалась к 23,45 месяцу (к 25,2 месяцу – у монозиготных и к 21,7 месяцу– у дизиготных близнецов). У вторых по рождению монозиготных близнецов фразовая речь формировалась позже, чем у первых по рождению. Среди дизиготных близнецов фразовая речь формировалась несколько позже у первых по рождению, чем у вторых.

События, развернувшиеся вокруг генетики в 30-е гг., не обошли и Медико-генетический институт. Летом 1937 г. он был закрыт. Исследования по генетике в нашей стране прекратились.

В то время на Западе исследования по близнецам были продолжены.

Жизнь близнецов, их психологическое сходство и различие, их поведение задают ученым много вопросов, на некоторые из них можно найти ответы в скрупулезно проведенных и строго научных исследованиях разлученных монозиготных близнецов. Наиболее известны три из них: это исследование 19 пар, проведенное в США в 1930-х гг. Г. Ньюменом, Ф. Фрименом и К. Хольцингером; психолого-психиатрическое обследование 12 пар близнецов в Дании, которым руководил Д. Джуэль-Нильсен; и обследование 44 разлученных близнецов, проведанное Д. Шилдсом в Англии в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Разлученные монозиготные близнецы оказались похожими по результатам различных тестов, измеряющих уровень развития интеллекта, но это сходство было не настолько высоким, чтобы можно было сделать окончательный и категоричный вывод о наследственной обусловленности интеллекта.

Интересны высказывания авторов исследований разлученных монозиготных близнецов, мнения которых относительно влияния наследственности на психическое развитие оказались очень противоречивыми. Психолог Ф. Фриман подчеркивал: «Результаты исследования разлученных близнецов указали на то, что человеческую природу можно изменить, причем в такой степени, которую многие считали невозможной». Статистик К. Хольцингер более осторожен в своих высказываниях: «Значительные различия в условиях развития и воспитания могли оказать и большее влияние на членов таких близнецовых пap». Биолог Г. Ньюмен признавал, что на него произвело очень сильное впечатление сходство разлученных близнецов. Социолог Д. Шилдс делал два вывода, которые, несмотря на их противоречие, подтверждались результатами его исследования, –
условия развития могут быть весьма различными, но они не маскируют сходства в парах генетически идентичных близнецов. Однако даже монозиготные близнецы, выросшие раздельно, могут очень сильно различаться.

Главный вывод исследований – сохранение сходства монозиготных близнецов, несмотря на различные условия жизни.

В начале двадцатого века данные психологии, несомненно, отличались большой склонностью к биологическим объяснениям. Поведение разделялось на рефлексы (такие, как сосание и поворот в направлении звука), инстинкты (такие, как уклонение или бегство от опасных ситуаций, проявление социальных привязанностей посредством улыбок, прикосновений и объятий) и привычки, приобретенные или усвоенные в результате обучения. При механистическом подходе меньше всего внимания уделялось приобретенному поведению, и биологическую основу пытались найти даже в самых сложных навыках. Например, культурные обычаи и традиции были разложены на простые рефлексы и инстинкты, побуждающие живые существа объединяться с себе подобными. За десять лет набралось столько рефлексов и инстинктов, объясняющих процесс развития, что трудно было объять все это. Казалось, природа объясняет слишком много.

Третий этап. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности близнецов (60–90 гг. ХХ в).

В конце 1950-х гг. начались исследования, в которых развитие близнецов прослеживалось на протяжении многих лет. Первое такое исследование организовал в 1957 г. американский педиатр Ф. Фолкнер. Исследование продолжалось 17 лет – от рождения детей до окончания ими школы. Позже подобные исследования (их называют лонгитюдными, или продолжающимися), проводились в разных странах – в Англии, Австралии, Швеции, США. Есть такое исследование и в нашей стране – Московское лонгитюдное исследование близнецов, которое было начато в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 г

В результате исследований стало известно, что роль генотипа в формировании индивидуальных различий с возрастом увеличивается. Это означает, что генотипические предпосылки или задатки разных психологических особенностей проявляются тем в большей мере, чем старше становится человек. Связано это как с биологическим созреванием организма человека, в процессе которого изменяется экспрессия генов, так и с условиями развития. Люди склонны выбирать для себя те занятия, которые у них лучше получаются, в которых отдача от затраченных усилий выше, то есть те, к которым у них есть способности. Но занимаясь тем, к чему у них есть склонности (генетические предпосылки), люди именно это и тренируют. Благодаря такому взаимодействию генотипа, среды и собственной активности человека влияние генотипа на индивидуальные особенности с возрастом оказывается все больше и больше.


Обычно причины таких индивидуальных различий между людьми ищут в условиях развития детей – в том, как их воспитывают родители, насколько квалифицированы учителя, благодаря чему появилась или исчезла мотивация, в какую – хорошую или плохую – компанию попал ребенок. Все это, несомненно, важно, но, как показали близнецовые исследования, скачки и спады в развитии детей имеют не только средовые, но и генетические причины. В какой-то степени траектория развития, а также наиболее и наименее благоприятные периоды для усвоения тех или иных знаний и навыков задаются генетическими предпосылками. Надо помнить, что дети одного и того же хронологического возраста, попадающие в один класс или в одну и ту же группу детского сада, по своему психологическому и физиологическому возрасту могут сильно различаться.

Возобновление отечественных психогенетических исследований связано с изучением природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы. Эти исследования были начаты сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии в лаборатории Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына, а с 1972 г. продолжались (под руководством И. В. Равич-Щербо) уже в специальной лаборатории, основной задачей которой было проведение психогенетических исследований. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепция свойств нервной системы (СНС), разработанная

Б. М. Тепловым и его учеником В. Д. Небылицыным. Представления о базовом, врожденном характере СНС послужили побудительным мотивом для исследования роли наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей нервной системы. Подавляющее большинство психологических исследований выполнено с помощью близнецового метода.

Основанный на сравнении близнецов он позволяет приблизиться к решению многих вопросов, касающихся развития личности. С помощью этого метода можно проанализировать степень влияния биологических (генетических) и социальных факторов на развитие человека, следовательно, подойти к решению сложнейшей проблемы взаимодействия наследственности и окружающей среды.

С начала 80-х гг. XX в. психологическая проблематика в исследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследования становятся когнитивные характеристики – интеллект и когнитивные способности.


Во всем мире современное состояние социально-экономических и экологических условий развития подростков неблагоприятно отражается на их психическом здоровье. Растет число детей, которым необходима специализированная психологическая помощь. Близнецовое исследование «Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста» (E. Д. Гиндина, С. Б. Малых, М. М. Лобаскова) включало 250 пар близнецов 11–17 лет. Сопоставлены оценки трех групп респондентов (подростков, родителей и учителей). Показано, что такие свойства, как замкнутость, соматические жалобы и агрессивность у подростков формируются под влиянием генетических факторов и факторов среды, специфичных для каждого близнеца.

Методы, которыми располагает психогенетика, позволяют весьма надежно решать ее главную задачу: выяснение той роли, которую играют факторы наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков, индивидуальных особенностей развития. Изучение специфических психологических характеристик близнецовой пары необходимо для понимания процесса формирования личности каждого близнеца в близнецовой паре.

Уже давно ученые обращают внимание на часто встречающиеся и трудно объяснимые примеры поведения близнецов в разных ситуациях. Особенности среды изучали для того, чтобы связать с ними наблюдаемое разнообразие личностных качеств у близнецов.

Четвертый этап. Формирование личности близнеца-подростка как социально-педагогическая проблема (90 гг. XX в. – по настоящее время).

Объектом исследования выступает жизнедеятельность коллектива близнецов и каждого близнеца в близнецовой паре. В исследовании условно можно выделить два направления.

Первое – исследование воспитательного потенциала тех или иных базовых компонентов или их совокупности взаимодействия в системе коллективной жизнедеятельности близнецов-подростков. При этом результативность исследования всегда измеряется «прибавками» – новообразованиями как на стороне коллектива близнецов, так и личности.

Второе направление научного поиска – исследование процесса формирования определенных личностных феноменов близнеца-подростка (ценностных ориентации, жизненных целей, творческой индивидуальности). И в этом случае изучается взаимодействие компонентов системы. Однако главное здесь – сам процесс становления исследуемого личностного феномена.


Результаты, полученные в исследованиях близнецов в психогенетике, психологии, педагогике помогают не только понять происхождение разных психологических особенностей, но и дают возможность выработать рекомендации для их обучения и воспитания.

Современной наукой близнецовые исследования проводятся для самых разных целей. Одни – для изучения роли генотипа в формировании индивидуальных различий, другие – для сравнения эффективности разных воздействий, третьи – для того, чтобы понять, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате многоплодной беременности, и как сделать так, чтобы они были здоровы и не отставали в развитии от своих одиночно рожденных сверстников.
    1. Что позволяет исследовать?


Есть несколько разновидностей метода, в которых изучаются разные грани:

  1. Классический: исследуются сходства внутри пары.

  2. Метод контрольного близнеца: как разные внешние факторы отражаются на одном и том же человеке.

  3. Длительное наблюдение (лонгитюдное): исследуют одних и тех же людей долгое время, следя, как у них меняются значимые признаки.

  4. Близнецовые семьи: исследуют материнский эффект (когда фенотип ребенка определяется генами матери, а не обычным сочетанием материнских и отцовских); изучают наследственные факторы передачи заболеваний.

  5. Одиночные близнецы: когда одиночнорожденные дети изучаются в сравнении с близнецами, чей второй близнец умер при рождении.

  6. Сравнение близнецов с обычными людьми.

  7. Разлученные близнецы: изучаются разлученные в раннем возрасте пары близнецов, которые больше никогда не встречались, их сходства.

  8. Частично разлученные близнецы: близнецы живут врозь какое-то время (гомо- и дизиготные пары), сравнивают их сходства внутри пары.

Целью исследователей может быть все: от выявления влияния и эффективности лекарственных препаратов до степени обучаемости (что на нее влияет) и результативности каких-либо учебно-педагогических приемов т.п. например, фармакология не имеет более эффективного способа, чтобы оценивать действие новых лекарств, как исследования на однояйцовых близнецах. Также изучается многоплодие с разных точек зрения: генетики, медицины, демографии и других.

Глава II. Основная проблема метода


Самой важной проблемой считается подборка испытуемых по показателям фенотипа, то есть распределение по группам: монозиготных или дизиготных.