Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. Самостоятельная работа 2.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. Самостоятельная работа 3.2.
Томиловой Дарьи.
Задание 1. Разработайте конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду с детьми среднего дошкольного возраста.
Хозяйственно-бытовой труд в средней группе
Цель: формирование у детей привычки поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате.
Задачи:
- Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам:
-
вытирать пыль; -
мыть игрушки; -
аккуратно расставлять их на полки.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело. Формировать у детей положительное отношения к работе, ее результатам.
4. Учить тщательно прополаскивать, отжимать, тряпочки и губки. После работы расправлять и развешивать тряпочки.
5. Учить доводить начатое дело до конца.
Оборудование: клеенки, тазики, тряпочки, губки, мыло, клеенчатые фартуки.
Игровой момент: Грязная игрушка.
Ход деятельности:
1 этап организационный:
Воспитатель: Ребята, пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун Вредилиус наслал на них пыль и грязь. Хорошо, что Вредилиус не успел заразить все игрушки, он заразил только детскую посудку, муляжи фруктов и овощей, полки и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь играть с этими игрушками нельзя. И если мы не спасем их, то заразятся все игрушки в группе, а потом и во всем саду. Слышите, как игрушки умоляют вас спасти их?
Минутка тишины.
Воспитатель: Слышите?
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли игрушкам сейчас? Какое у них настроение? (грустные, печальные игрушки)
Воспитатель: Что же делать подскажите?
Высказывания детей, советы и предложения по спасению игрушек.
Совместно решаем помыть игрушки, протереть пыль на полках, мебели и стульчиках.
Воспитатель: Кто, что хочет делать?
Распределяем обязанности.
Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним, что делаем сначала?
Вспоминаем последовательность действий и сразу же объясняем, для чего мы это делаем:
-
надеваем фартуки, чтобы во время работы не замочить одежду.
-
ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки.
-
два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол.
-
третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.
-
наливаем в два таза воду, в одном будем игрушки мыть с мылом, в другом ополаскивать их.
-
берем мыльницу с мылом, чтобы мыть игрушки, а мыльница, чтобы не запачкать стол мылом.
-
тряпочки и губки, тряпочками будем протирать пыль на полках, мебели, подоконниках, губками – мыть игрушки.
2 этап – основной (практическая деятельность детей)
Приступаем к работе.
Воспитатель: Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились.
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
(дети встают парами – мальчик и девочка друг напротив друга)
1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки» - пальчики бегут по пальчикам на против стоящего партнера)
2. Прыгали – скакали (пальчики «попрыгать» по плечам друг друга).
3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).
4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
5. И забили гвоздик (постучать кулачками).
6. Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
7. Где же человечки? (Спрятать пальчики под мышки друг друга).
Воспитатель: А теперь за работу.
Дети надевают фартуки, воспитатель приносит воду, мыло. По мере необходимости воспитатель направляет работу. По окончании работы дети убирают все на места, моют руки и садятся на стульчики.
3 этап – завершение работы, подведение итогов.
Воспитатель: «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять?
Воспитатель: Как вы думаете, теперь наши игрушки здоровы?
Воспитатель: А как вы им помогли выздороветь?
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как красиво и уютно в нашей группе! Это вы, молодцы! Замечательные хозяева! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?
Минутка тишины.
Воспитатель: Что вы услышали?
Воспитатель: Какое настроение сейчас у игрушек?
Задание 2. Разработайте содержание хозяйственно-бытового труда в средней группе.
Хозяйственно-бытовой труд.
Мытье игрушек (кукольной посуды)
Возраст 4-5 лет
Содержание труда
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, стеллажи или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить внимания.
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, стеллажи или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить внимания.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует тщательно продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям.
Так, предлагая детям протереть игрушки, подчеркивают необходимость сначала все приготовить и удобно расположить: поставить стол, постелить на него клеенку.
Дети и сами могут участвовать в приготовлении всего необходимого для
труда : достать из шкафа тазик, подносы, надеть фартуки.
Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате
Задачи:
1) Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам :
вытирать пыль;
мыть игрушки;
вытирать игрушки полотенцем;
аккуратно расставлять их на полки.
2) Формировать у детей положительное отношение к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.
3) Воспитывать такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.
4) Учить доводить начатое дело до конца.
5) Воспитывать интерес к труду.
Ход деятельности:
Трудовая деятельность тесно переплетается с игрой. Так, например, перед тем, как приступить к мытью игрушек, мы сообщаем детям, что кукла Катя заболела, так как пообедала из грязной посуды.
Врач ее вылечил и дал совет, что сделать, чтобы Катя больше не заболела. Как вы думаете, что посоветовал доктор? Дети высказывают предположения, среди которых звучит предложение - помыть посуду. Как известно, мытье посуды необходимо для того, чтобы на ней не оставались остатки еды. Они представляют из себя прекрасную среду для развития болезнетворных бактерий и плесени.
Дети соглашаются и делятся на три группы. Каждой группе дается свое задание. Но перед тем как приступить к мытью, мы готовим все необходимое: тазики (два из них с водой, ветошь, мыло, клеенка на столы.
Первая группа моет кукольную посуду с помощью ветоши и мыла.
Вторая группа детей ополаскивает вымытые игрушки в чистой воде и передает их третьей группе.
Третья группа детей вытирает посуду и складывает ее в тазик.
Во время мытья посуды дети проговаривают причины, по которым они это делают («мы моем посуду для куклы Кати, чтобы она больше не болела», уточняют свои действия («мы моем посуду с мылом», «мы полощем посуду в чистой воде», «мы протираем посуду насухо»). Завершив работу, дети убирают рабочий инвентарь: расставляют посуду на полки, протирают столы, аккуратно развешивают ветошь для просушки, возвращают на место тазики. Это приучает их быть аккуратными не только во время, но и после завершения трудовой деятельности.
В ходе трудовой деятельности мы с детьми отгадываем загадки, посвященные труду и чистоте :
Результаты деятельности
В результате трудовой деятельности
Дети обучаются простейшим трудовым умениям и навыкам, самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате:
-вытирают пыль;
- моют игрушки;
-вытирают игрушки полотенцем;
-аккуратно расставляют их на полки.
Воспитывается интерес к труду.
Воспитывается привычка к трудовому