Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине История и онтология науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «История и онтология науки»

Энциклопедизм возрожденческой культуры

ФИО студента

Бирюков Кирилл Андреевич

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Группа

ГМУ-М-5-В-2022-3


Москва

Содержание:


Введение...........................................................................................................................3
1. Характеристика эпохи Просвещения.........................................................................5

2. Энциклопедизм возрожденческой культуры..........................................................10
Заключение.....................................................................................................................13

Список использованной литературы...........................................................................15


Введение.

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» был создан во Франции в 1751-1780 гг по инициативе Дени Дидро и математика Жана д’Аламбера. Дидро удалось собрать вокруг «Энциклопедии» выдающихся людей своего времени – знаменитых философов, писателей, историков, государственных деятелей, ученых, прогрессивно настроенных священников. Они стремились познакомить подписчиков, число которых год от года росло, с последними открытиями в науке, достижениями техники. Дидро настоял на обращении энциклопедии к техническим изобретениям и ремеслам, сопровождение статей по этим вопросам рисунками и чертежами. Движение энциклопедистов родилось после создания «Энциклопедии». Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, д’Аламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн и многие другие просветители, выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители, включая министров. Несмотря на большие расхождения во взглядах и различия в имущественно-сословном положении, энциклопедистов объединяло стремление к скорейшим социальным переменам, устранению сословного деления, равномерному распределению собственности. Они были убеждены в том, что 18 век приближает наступление «царства разума» они должны были способствовать этому. Энциклопедисты воспитывали чувство гражданского мужества, способность мыслить самостоятельно. Изучение энциклопедизма возрожденческой культуры и определили актуальность темы. Тема исследовалась учеными: Н.Г.Поповым, А.П.Разумовым, А.С.Корниловым, др., они изучали вопросы энциклопедизм в культурном аспекте, история создания «Энциклопедии» Дидро, движения энциклопедистов, др. Цель исследования – изучение энциклопедизма возрожденческой культуры. Объект исследования — культура эпохи возрождения. Предмет исследования — энциклопедизм возрожденческой культуры. Для достижения цели решались следующие задачи:


1. Охарактеризовать эпоху Просвещения;

2. Изучить энциклопедизм возрожденческой культуры;

3. Исследовать работу энциклопедистов.

Характеристика эпохи Просвещения.

Предпосылками формирования просвещения были условия: развитый уровень буржуазных отношений, развитие машинного производства, которое приведет к отчуждению человека от природы, утверждение и упрочение государственной власти, развитие национального самосознания, развитие свободомыслия и как следствие развитие публицистики, усиление власти рационализма и формирование этики разумного эгоизма. Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Представители Просвещения в Англии – Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн предоставляли решение возникших проблем конкретным наукам, фиксируя очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Старались обосновать теорию прогресса, связать ее со стадиями хозяйственного, политического развития общества. Согласно Т. Г.Грушевицкой, А. П.Садохину во Франции за XVIII век количество образованных людей увеличилось с 63 до 79%. Образовательные реформы привели к социальному расколу в обществе добавили критики со стороны образованных людей по отношению к государству, просвещенческая идеология – это идеология незначительного круга людей. Цель просветить народ, не была достигнута. Просветители пытались бороться с предрассудками, с религиозными воззрениями. По А.П. Разумову основными идеями эпохи Просвещения были: культ разума и науки, объединение разума и природы, вера в преобразующую силу идей и образования, признание влияния социальной и естественной среды на формирование личности, возражение врождённых идей, признание преимущества опыта, переосмысление вопросов мироздания и общественного порядка провозглашение «царства разума», стремление согласовать жизнь человека с естественными законами, утверждение ценности личности независимо от ее социального положения, провозглашение равенства всех людей (все имеют одинаковые права на счастье и свободную жизнь), вера в возможность воспитания гармоничной человеческой личности, живущей по законам разума и природы, утверждение большой воспитательной роли искусства в обществе, стремление к общей перестройке мира («граждане мира»). Просветители достаточно негативно относились к церкви. Просветители считали, что бог создал мир, но в последствии уже не вмешивался в ход. Церковь не смогла ответить на позиции просветителей, т.к сама находилась в кризисе. Постепенно исчезает ордер иезуитов. В большинстве стран прекратились суды инквизиции, и в Европе стало открываться все больше светских школ. Считали, что социальную разницу между людьми установил не бог, а люди, поэтому социальные различия необходимо устранять. Современное государство — это государство, где соблюдаются права человека, человек имеет естественные права, которыми он наделяется благодаря своему разуму. За счет этого оказывается возможным счастливая жизнь человека в обществе. Примером воплощения таких идеи, стали идеи просвещенных монархов: Фридрих II(Пруссия), австрийская императрица Мария Терезия, сын Иосиф II, Екатерина II (до 1773) . Эпоха Просвещения выбирала в качестве идеала государственного устройства просвещенную монархию. С позиции просветителей монарх обязан быть просвещенным. Они выступали за идеи гражданского общества – общество, в котором все равны перед законом и природой. Человек как носитель разума мог быть гражданином мира, задача культуры по отношению к человеку сводилась к тому, чтобы объяснить, что хорошо для человека, что плохо. Особое влияние имела концепция Жан Жака Руссо «Концепция естественного состояния». Руссо был родоначальником романтической традиции, выступал против идеи государства, культуры. Говорил, что культура это искусственное образование, поэтому ее надо устранить, естественный человек — это счастливый человек, счастье достижимо только в слиянии человека с природой. Он ввел культ доисторического человека. Народы, люди счастливы только до появления культуры, а культура делает человека несчастным, но в своей концепции Руссо не отвечал на вопрос, почему народы рано или поздно находясь в естественном состоянии, переходят к культуре. Идеи Руссо оказали мощное влияние на рождение революционных настроений. Его считали даже идеологом Французской революции. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, последнее выражалось в осуждении национализма, признании равных возможностей всех наций. Распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, это ярко видно во Франции. По Э. Фагэ французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно было назвать собственно французской, идеалом считался скорее абстрактный «человек», но отнюдь не Родина. Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры. Знание дает возможность мыслителям XVIII в говорить не только о доприродном и сверхприродном, заявлять, что все есть природа и все может быть выражено на языке причинно-следственных отношений. В такой задаче в свернутом виде содержались попытки создать энциклопедический синтез, ввести в него эволюцию, эволюционную историю как замену Божественной иерархии. Для мыслителей эпохи Просвещения был характерен универсализм творческих и жизненных интересов.



В целом, культура эпохи Просвещения – культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Благодаря Просвещению, определения «культурный» и «образованный» могли уже относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами. Идеей просветителей была идея самопознания. Сначала она была интуитивной, далее переросла в одну из главных идей просветителей. Они считали, что через познание себя можно познать и окружающий мир. Критикуя существующую реальность, в своих работах они предлагали идеальный мир, модель мироустройства (Монтескье «Персидские письма», Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Круза», Свифт «Приключения Гулливера»). Главным видом искусства XVIII века была литература, она способна четко сформулировать идею, идеологию и донести ее до читателей. XVIII веке Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В философии, литературе, искусстве страны появляются новые веяния проявляющиеся с особой силой. Французскому образцу подражали в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признавала авторитет французской культуры. XVIII в отодвигает на второй план религиозные и национальные различия, апеллирует только к «человеческому» содержанию культуры. Искусство XVIII в отходит от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его каждодневной жизнью. «Соизмеримость» проявляется в философии и науке. Частная жизнь противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.

Эпоха Просвещения может быть названа «золотым веком утопии». Философия подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые бы способствовали торжеству добродетели, вселенскому счастью. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества трактатов об идеальных обществах, путей их построения и установления. XVIII в. выдвигал новое понимание человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека. Эпоха Просвещения создала красивый миф о том, что история разных людей и народов демонстрирует их склонность к терпимости и свободе, к человечности, взаимопомощи. Уже в последние десятилетия XVII века появляется много произведений художественной литературы, путевых заметок, философских сочинений, где с симпатией повествуется о турках, персах, китайцах, индусах, причем в симпатии содержится косвенный упрек европейским обычаям, законам, религиям. Просветители предлагают непринужденно и изящно отмахнуться играючи от норм и предписаний своих стран, своих традиций, своей религии. Возникает ощущение большого, всемирного простора, по которому движется мысль, которая в целом принадлежит просвещенному человеку.


Таким образом, идеи Просвещения серьёзно изменили жизнь людей. Благодаря им широко распространилось образование, утвердились представления о естественных правах человека, усилился процесс секуляризации сознания.

Энциклопедизм возрожденческой культуры.

Энциклопедизм — это мировоззрение, направленное на включение широкого спектра знаний в одно произведение. Термин охватывает как энциклопедии, так и связанные с ними жанры, в которых полнота является заметной особенностью. Слово энциклопедия является латинизацией греческого enkýklios paideía, что означает всестороннее образование. Энциклопедия — одно из немногих обобщающих влияний в мире сверхспециализации. По словам британского писателя Герберта Уэллса, это должна быть не «смесь, а концентрация, прояснение и синтез» . В XVIII веке понятие энциклопедист относится уже не к определенному человеку, а энциклопедизм является характеристикой, свойством некой группы людей, их называли «энциклопедисты, просветители». Направление оказало огромное влияние на культуру Европы. Дидро и Жан д’Аламбер стали организаторами и редакторами «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1759 г.). В написании статей участвовали ведущие французские философы и ученые, работавшие в различных областях естественных и общественных наук (Ж. Бюффон, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. де Жокур, М. Ж. Кондорсе, др.). И. И. Горлова сообщает, что энциклопедия Дидро и д’Аламбер включала материал накопленный людьми о природе, науке, обществе и искусстве. Необычность энциклопедии заключалась в том, что она была идейной платформой, авторами были лишь единомышленники, в задачи входило освещение просвещенческой идеологии с главным принципом — принципом словаря.

Согласно В. М. Диановой, Ю. Н.Солонину Дидро удалось собрать вокруг «Энциклопедии» выдающихся людей своего времени – знаменитых философов, писателей, историков, государственных деятелей, ученых, прогрессивно настроенных священников. Они стремились познакомить подписчиков, число которых год от года росло, с последними открытиями в науке, достижениями техники. Дидро настоял на обращении энциклопедии к техническим изобретениям и ремеслам, сопровождению статей по этим вопросам рисунками и чертежами. По философским воззрениям Дидро стоял на научно обоснованных позициях среди французских просветителей. В своих работах («Разговор Даламбера и Дидро», «Сон Даламбера» и др.) он исходил из понимания материализма XVIII в., как механистического, развивал идеи Спинозы и Локка. По В.П. Лега областью интересов Жан Батист Д’Аламбер была математика, физика, астрономия. Его философские взгляды выражены в работе «Основы философии», во «Введении к Энциклопедии».


Исходный пункт философии — сенсуализм Локка. Выступал против картезианской философии, в частности дуализма, но не мог преодолеть его в ряде моментов. Первый том Энциклопедии появился в 1752. Последние тома были вручены подписчикам в 1762. Издание неоднократно приостанавливалось, его авторы подвергались преследованиям, но было благополучно завершено. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря тому, что оно явило собой образец успешного капиталистического предприятия, принесшего в конце концов своим издателям 2,5 млн франков чистой прибыли. «Декларация прав человека и гражданина» опиралась на «Энциклопедию», являла собой идеологию первого этапа Французской революции 1789, объявлялось о равенстве политических прав, основанном на природном равенстве всех людей перед разумом, об исконной свободе каждого гражданина. Указывалось, что государственная власть принадлежит не монарху, не какому-либо сословию, но всей нации. Создатели «Энциклопедии» сходились в неприятии клерикальной идеологии, которую считали выражением социального неравенства и деспотизма, противопоставляя ей точку зрения «здравого смысла». Их идеал общественного устройства признавал в качестве суверена народ и отвергал как несостоятельные все сословно-абсолютистские ограничения. Принцип «разумного эгоизма», признаваемый большинством авторов «Энциклопедии» обосновывал естественность стремления каждого человеческого индивида к счастью и необходимость устраивать общество в соответствии с этим стремлением. За 30 лет (1751 — 1780гг) вышло тридцать пять томов, одиннадцать справочных книг, включающих карты, схемы, рисунки, чертежи, а также восемь томов указателей. По Н.Г. Поповой задачами энциклопедистов были преодоление консервативной идеологии, царившей во всех проявлениях жизни общества, развивавшегося в феодальных традициях, борьбу с повсеместным влиянием клерикализма, включая культуру и науку. По обобщениям А.С. Корнилова энциклопедисты подвергались нападкам иезуитов. Благодаря тому движению Фридрих 2 в Пруссии, Иосиф 2 в Австрии ввели общее начальное образование. Принцип «мозаичности», на основе которого из «кусочков» сведений по различным наукам, ремеслам и искусствам складывается целостная картина знания и умений (гениально угаданный Дидро), повлиял на структуру общеобразовательной школы 19–20 вв.

Таким образом, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Д. Дидро и коллектива авторов пропагандировала новое естественнонаучное мышление, проводила критику идеологии феодализма. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс. Много времени уделяли проблемам образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение «хороших законов». На мой взгляд, «Энциклопедия» был необходимым, давно назревшим трудом в эпохе Просвещения, будившим средневековое общество от патриархальных устоев, продвигавшим его вперед на пути к истинному знанию.