Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение вышего образования.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Братский государственный университет»
Кафедра «Подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Эксплуатационные материалы.
Химмотологической карта Урал 4320
Выполнил:
Студент группы ТТСз-20 И.Ю. Афанасьев.
Руководитель: С.Н. Герасимов.
Братск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Составление химмотологической карты
2. Описание используемых материалов
2.1 Моторные масла
2.2 Трансмиссионые масла
2.3 Гидравлические масла
2.4 Охлаждающие жидкости
2.5 Амортизационные жидкости
2.6 Тормозные жидкости
2.7 Пластичные смазки
3. Таблица заправочных емкостей
4. Тормозная жидкость
4.1 Общие сведения
4.2 Физико-химические свойства
4.3 Температура кипения
4.4 Вязкость
4.5 Воздействие на резиновые детали
4.6 Воздействие на металлы
4.7 Смазывающие свойства
4.8 Стабильность
4.9 Гигроскопичность
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Правильный выбор и рациональное использование эксплуатационных материалов во многом определяют надежность и долговечность техники, затраты на ее обслуживание и ремонт. Ошибка при выборе моторного масла может привести в лучшем случае к сокращению срока службы двигателя, в худшем — к его поломке.
Выбор и правильное применение масла осложняются зачастую тем, что технической документацией на некоторые машины предусматривается большое число марок смазочных материалов. Поэтому унификация их и использование заменителей могут иметь большое значение для упрощения эксплуатации автомобильной техники.
В автомобиле имеется большое число узлов и механизмов, где применяются пластичные смазки, разнообразие которых также предполагает грамотное их использование.
Выбор смазочных материалов более высокого качества, чем требуется, ведет к неоправданному увеличению затрат. Применение же материала с более низкими качествами неизбежно приводит к сокращению сроков службы автомобиля и перерасходу самого материала.
Проблемы использования топлива и смазочных материалов настолько важны, что возникла наука — химмотология, которая изучает свойства, качество и рациональное использование горючих и смазочных материалов в технике, устанавливает требование к горюче-смазочным материалам (ГСМ), что способствует разработке новых сортов, методов испытаний и унификации ГСМ.
Данная курсовая работа направлена на закрепление теоретических и практических знаний, а также на развитие у студентов навыков самостоятельной работы со справочными и нормативными материалами, инструкциями.
1. СОСТАВЛЕНИЕ ХИММОТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Химмотологическая карта смазки автомобиля регламентирует номенклатуру эксплуатационных материалов (ЭМ), применяемых в агрегатах автомобиля, их марку и качество, сроки эксплуатации до замены, определяет взаимозаменяемость ЭМ, нормы расхода, гарантирует экологические показатели, не превышающие ПДК и нормы.
Заполнение химмотологической карты начинается с изучения конструкции автомобиля, особенностей его агрегатов, сборочных единиц и их эксплуатационных условий и карты смазки.
Таблица 1.1. Химмотологическая карта автомобиля Урал-4320
п/п № | Наименование, индекс сборочной единицы | Точки смазки | Наименование и обозначение марок ГСМ | Масса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие при смене, л3(кг), г | Периодичность смены | Объем выполняемых работ | |||||||
Основные | Дублирующие | Зарубежные | На ед. изд. | На авто в целом | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | СО | |||||
1 | Картер двигателя ЯМЗ 236М2 | 1 | Масло М-4з/14Д (ТУ 0253-08151164-2002) | Летом М10Г2К Зимой М8Г2К (ГОСТ 10541-78) | SAE 10W40 API СС | 24,0 | 24,0 | Х | 2Х | | | Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить; Сменить масло. | |
2 | Радиатор системы охлаждения | 1 | ОЖ-40 «Лена» (ТУ 113 - 07-02-88) | Тосол –А40 ГОСТ 159-52 | Coolstreamstandard 40SAE J 1034 | 31 | 31 | Х | Х | | | Проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости довести его до нормы: 15 - 25 мм выше торцов охлаждающих трубок радиатора при температуре до +30 °С | |
3 | Пальцы передних рессор | 2 | Графитовая смазка УСсА ГОСТ 6261-74 | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | MobilMobiluxEP3 | 0,06 | 0,12 | | Х | | | Смазать через пресс-масленку | |
4 | Шарниры рулевых тяг и гидроусилителя | 6 | ШРБ-4 (ТУ 38 УССР 201143-77) | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | ShellRetinax HD 2 | 0,02 | 0,12 | | Х | | | Смазать через пресс-масленку | |
5 | Амортизаторы передней подвески | 2 | АЖ-12Т ГОСТ 23008-78 | Масло Веретенное АУ (ТУ38 101 1232-89) | MOTUL SHOCK FACTORY LINE SAE: VI 400 | 0,85 | 1,7 | | | | Х | Заменить масло не реже 1 раза в год. | |
6 | Передний подшипник первичного вала коробки передач | 1 | Смазка 158ТУ 38.101320-77 | Литол-24 ГОСТ 23258-78 | Alvania RL-1 (Shell) | 0,015 | | | | | Смазывать при ремонтных работах. | ||
7 | Коробка передач | 1 | Масло ТСп-15К ТМ-4-12 ГОСТ 17479.2-85 | ТАД17 ГОСТ 23652-79 ТМ-5-12 | SAE 80W 90 API:GL-5 | 8,5 | 8,5 | | | 2Х | | Заменить. | |
8 | Раздаточная коробка | 1 | Масло ТСп-15К ТМ-4-12 ГОСТ 17479.2-85 | ТАД17 ГОСТ 23652-79 ТМ-5-12 | SAE 80W 90 API:GL-5 | 3,5 | 3,5 | | | Х | | Заменить масло. | |
9 | Шарниры реактивных штанг | 12 | Шрус-4 (ТУ 38 УССР 201312-81) | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | ShellRetinax HD 2 | 0,03 | 0,45 | | | 2Х | | Смазать через пресс-масленку | |
11 | Подшипники ступиц колес | 6 | Шрус-4 (ТУ 38 УССР 201312-81) | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | ShellRetinax HD 2 | 0,5 | 3 | | | 2Х | | Смазать через пресс-масленку. | |
12 | Редуктор лебедки | 1 | Масло ТСп-15К ТМ-4-12 ГОСТ 17479.2-85 | ТАД17 ГОСТ 23652-79 ТМ-5-12 | SAE 80W 90 API:GL-5 | 7,5 | 7,5 | | | | Х | Заменять масло после 15-20 подтягиваний или 1 раз в год. | |
13 | Сцепной прибор | 2 | Фиол-1 ТУ 38 УССР 201247-80 | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | MobilMobiluxEP3 | 0,05 | 0,1 | | Х | | | Смазывать при работе с прицепом. | |
14 | Поверхность ходового винта тросоукладчика лебедки | 1 | Фиол-1 ТУ 38 УССР 201247-80 | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | MobilMobiluxEP3 | 0,3 | 0,3 | | | | | Смазывать после каждого пользования лебедкой. | |
- | Гидравлическая система рулевого управления | 1 | Масло марки Р ТУ 38.101.179-71 | ВМГЗ ГОСТ 17479.3-85 | AeroShell Fluid 41 ISO HM-22 | 6,5 | | Х | | | Х | Проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки мерной линейки. Масло «Р» менять при ремонте. 1 раз в год менять масло. | |
15 | Подшипник вала барабана лебедки | 1 | Фиол-1 ТУ 38 УССР 201247-80 | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | MobilMobiluxEP3 | 0,1 | 0,1 | | | | Х | Смазывать раз в год. | |
16 | Редукторы ведущих мостов | 3 | Масло ТСп-15К ТМ-4-12 ГОСТ 17479.2-85 | ТАД17 ГОСТ 23652-79 ТМ-5-12 | SAE 80W 90 API-GL-5 | 4,0 | 12,0 | | | Х | | Заменить масло. | |
17 | Манжеты подвода воздуха к шинам | 6 | Смазка Лита (ТУ 38-101-1308-90) | Циатим-201 ГОСТ6267-74 | ShellRetinax HD 2 | 0,05 | 0,29 | | | Х | | Смазать поверхности манжет и тонким слоем смазать рабочую поверхность полуоси | |
18 | Пневмоусилитель | 2 | Смазка Лита (ТУ 38-101-1308-90) | Циатим-201 ГОСТ6267-74 | Esso Beacon 325 | 0,03 | 0,06 | | | 4Х | | Сменить смазку. Смазывать манжеты поршней, рабочую поверхность цилиндров, шток и манжету проставки. | |
19 | Тормозной кран | 1 | Смазка ДТ-1 (ТУ 38 УССР 2-01-116—76) | Графитовая смазка УСсА ГОСТ 6261-74 | SLIPKOTE 490 | 2,3 | | | | | | | |
20 | Система гидротормозов | | ТЖ «Роса» | РОС DOT4 | MOTUL DOT4 | 0,12 | | | | | | | |
21 | Подшипники крестовин -привода лебедки -рулевого управ-ия -приводов мостов и промеж-го вала | 4 2 8 | Шрус-4 (ТУ 38 УССР 201312-81) | № 158 ТУ 38.101320-77 | ВР Energrease L21 М | 0,1 0,29 0,012 | 0,4 | | | | Х | Смазывать при ремонтных работах | |
22 | Оси педали привода тормозов и сцепления | 2 | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | № 158 ТУ 38.101320-77 | Mobil MobiluxEP2 | 0,01 | 0,02 | | | Х | | Смазывать через пресс-масленку. | |
23 | Шарниры полуосей переднего ведущего моста и верхние подшипники шкворней | 4 | 50% смазки AM (карданная) и 50% ТСп-15к | Смесь смазки АМ (карданной) Тад 17(50%) | SAE 80W 90 API-GL-5 | 1,45 | 5,8 | | | Х | | Смазывать при ремонтных работах. | |
24 | Муфта опережения впрыска | 1 | масло М-4з/14Д (ТУ 0253-08151164-2002) | Летом М10Г2К Зимой М8Г2К (ГОСТ 10541-78) | SAE 10W40 API CC | 0,16 | 0,16 | | | | Х | Проверить уровень масла и при необходимости долить. | |
25 | Картер рулевого управления | 1 | ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) | ТАД17 ГОСТ 23652-79 ТМ-5-12 | SAE 80W 90 API-GL-5 | 1,48 | 1,48 | | | Х | | Проверить уровень масла и при необходимости долить до нижней кромки контрольно-заливного отверстия. | |
26 | Главные передачи ведущих мостов: -передний мост -средний мост -задний мост | 1 1 1 | Масло ТСп-15К (при температуре не ниже - 30 °С) (ГОСТ 23652-79) | ТАД17 ГОСТ 23652-79 ТМ-5-12 | SAE 80W 90 API:GL-5 | 5,0 8,5 8,5 | 22,0 | | Х | Х | | Сменить масло. Залить масло до кромки контрольно — заливного отверстия на картере моста. Если главная передача демонтировалась, залить предварительно 1 литр масла через отверстие под сапун на картере главной передачи, остальное через контрольно — заливное отверстие до его кромки; Проверить уровень масла и при необходимости долить; | |
27 | Корпус поворотного кулака переднего ведущего моста | 2 | Смесь 50/50: Литол 24 и Масло ТСп-15К | Смесь 50/50: AM и Масло ТСп-15К | SAE 80W 90 API:GL-5 | 3,0 | 6,0 | | Х | 2Х | | Проверить уровень смазки в узле. При необходимости дозаправитьдо кромки контр. - заливного отверстия; Сменить смазку. | |
28 | Рабочие цилиндры тормозов | 6 | Смазка ДТ-1(ТУ 38 УССР 2-01-116—76) | Графитовая смазка УСсА ГОСТ6261-74 | SLIPKOTE 490 | 0,03 | 0,18 | | | | Х | Смазывать при ремонтных работах. | |
29 | Шлицевые соединения: -передн. и задн. мостов -среднего моста -рулевого управ-ия -привода лебедки | 2 1 1 2 | Литол-24 (ГОСТ 159-52) | Смазка «Лита» (ТУ 38-101-1308-90) | Mobil MobiluxEP3 | 0,48 0,02 0,01 0,04 | 0,55 | | 2Х | 3Х Х | | Смазать. |
2. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1 МОТОРНЫЕ МАСЛА
В инструкциях по эксплуатации автомобилей Отечественного автопрома обозначение моторных масел определено ГОСТ 17479.1-85 и включает в себя букву М (моторное); число, характеризующее класс вязкости; и букву, обозначающую принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.
М-4з/14Д (ТУ 0253-08151164-2002) – минеральное масло для высокофорсированных дизелей. Вырабатывается из смеси остаточного и дистиллятного компонентов и композиции эффективных присадок.
RUBIA TIR 8900 10W-40 API: CC-4 - моторное масло нового поколения с очень высокими эксплуатационными свойствами, созданное с применением синтетической технологии, нормирующей содержание серы, фосфора и сульфатной золы в масле. Предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей без наддува или с небольшим наддувом.
Таблица 2.1. Технические характеристики
Характеристика: | М-4з/14Д: | TOTAL RUBIA 8900 10W-40 |
Кинематическая вязкость при 100°С в пределах | 13-15 мм2/с; | 14,3 |
Температура застывания | не выше -45°С; | -37 |
Температура вспышки (о. т. ) | не ниже 190°С; | 200 |
Индекс вязкости | | 155 |
Плотность при 20°С | не более 900 кг/м3 | 889 |
Масло моторное М10Г2К (ГОСТ 8581-78) -летнее, используется при эксплуатации дизелей с невысоким наддувом. Получают путем смешения дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистой нефти, с композицией присадок. Масла группы Г2 вырабатывают из сернистой и малосернистой нефти.
Имеет антиокислительные, моюще-диспергирующие, нейтрализующие и противоизносные свойства.
Масло моторное М8Г2К(ГОСТ 8581-78) - масло проверенного качества, используют в условиях зимней эксплуатации дизелей с невысоким наддувом.
Таблица 2.2. Технические характеристики масел М8Г2Ки М10Г2К
Показатель | М4Г2К | М12Г2К |
Вязкость кинематическая,мм2/c:при 100С не менее | 10…11 | 12 |
Индекс вязкости,не менее | 120 | 115 |
Температура застывания, С не выше | -38 | -15 |
Температура вспышки в открытом тигле, С,не ниже | 200 | 210 |
Зольность сульфатная, %,не более | 0,9 | 1,3 |
Доля мех.примесей,%,не более | 0,015 | 0,015 |
Таблица 2.3. Классификация моторных масел по SAE иГОСТ 17479.1-85
ГОСТ 17479.1-85 | SAE | ГОСТ 17479.1-85 | SAE |
3з | 5W | 3з/8 | 5W-20 |
4з | 10W | 4з/6 | 10W-20 |
5з | 15W | 4з/8 | 10W-20 |
6з | 20W | 4з/10 | 10W-30 |
6 | 20 | 5з/10 | 15W-30 |
8 | 20 | 5з/12 | 15W-30 |
10 | 30 | 5з/14 | 15W-40 |
12 | 30 | 6з/10 | 20W-30 |
14 | 40 | 6з/14 | 20W-40 |
16 | 40 | – | – |
20 | 50 | – | – |
Таблица 2.4. Классификация моторных масел по API дизелей
Классификация | Масла для дизелей |
CA | Безнаддувные дизели при работе на бессернистом топливе, легкие условия эксплуатации. |
CB | условия работы безнаддувного дизеля при использовании малосернистого топлива |
CC | условия работы дизельного двигателя с малым наддувом |
CD | тяжелые условия работы дизеля с высоким наддувом и использовании малосернистого топлива |
CE | дизели с турбонаддувом выпуска после 1983 г. |
CF | дизели, работающие на топливе с содержанием серы до 0,5% |
CF2 | двухтактные дизели |
CF4, CG4 | дизели высокооборотные, магистральные выпуска после 1995 г. |