Файл: Методические рекомендации Тема 3 Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения. Методы улучшения качества воды2 часа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МЕББМ ҚАЗАҚСТАН-РЕСЕЙ



НУО КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ

МЕДИЦИНАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ







кафедра общественного здравоохранения с курсом гигиены и эпидемиологии

методические рекомендации






Тема № 3 Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения. Методы улучшения качества воды-2 часа.
Цель. Дать представление о гигиеническом значении водного фактора и научить оценивать качество питьевой воды и возможность использования водоисточников для водоснабжения

Ознакомить с методами улучшения качества воды и научить давать обоснованные рекомендации по их выбору на основании данных санитарного обследования водоисточников и анализов воды.

Задачи обучения.

Студент должен знать:

  • Физиолого-гигиеническое и народно-хозяйственное значение воды;

  • Нормы хозяйственно-питьевого водопотребления;

  • Инфекционные и паразитарные заболевания, связанные с воднымфактором

  • Заболевания, связанные с природным уровнем минерализации, микроэлементным и макроэлементным составом воды;

  • Влияние химического загрязнения воды на здоровье населения;

  • Основные критерии качества питьевой воды и гигиеническое значение микробиологических, химических, органолептических и радиологических показателей СанПина РК «питьевая вода», по которым они определяются;

  • Санитарно-гигиеническую характеристику подземных и поверхностных источников и систем водоснабжения;

  • Гигиенические требования к выбору источников централизованного и децентрализованного водоснабжения;основные методы улучшения качества воды;

  • Специальные методы улучшения качества воды;



Студент должен уметь:

  • Оценить роль водного фактора в развитии конкретного заболевания.

  • Рекомендовать выбор водоисточника для водоснабжения на основании данных санитарно-гигиенического обследования и показателей качества воды;

  • Оценивать качество воды питьевой и давать заключение об ее пригодности по результатам анализа;

  • Рассчитывать дозу хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды и проводить обеззараживание.

  • Оценивать эффективность обеззараживания воды, определяя остаточный хлор в воде;

Основные вопросы темы:

  • Роль водного фактора в развитии инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний

  • Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором

  • Оценка качества питьевой воды

  • Санитарная надежность подземных и поверхностных водоисточников,

  • Гигиенические требования к выбору водоисточника для водоснабжения

  • Основные методы улучшения качества воды

  • Специальные методы улучшения качества воды

  • Методы расчета доз хлорсодержащих препаратов и коагулянтов для обеззараживания воды.

Методы обучения и преподавания: решение ситуационных задач, дискуссия

Литература

Основная литература.

  1. Большаков А.М. Общая гигиена. – М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2016, 432 с.

  2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека. М.: Академия, 2013, 400 с.

  3. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека. М.: Феникс, 2017, 413 с.

  4. Бокарев М.А. Гигиена. СпецЛит, 2017, 719 с.

  5. Мустафина И.Г. Гигиена и экология., Лань, 2017, 472 с.

  6. Архангельский В.И.Гигиена и экология человека. М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2016, 176 с.

  7. Солодовников Ю.Л. Гигиена и экология человека. М.: Лань, - 2017, 468 с.

  8. Мазаев В.Т.Коммунальная гигиена. М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2014, 704 с.

  9. Большаков А.М. Гигиена труда. – М.: Феникс, - 2015, 332 с.

  10. Н.Ф.Измеров. Гигиена труда М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2015, 480с.

  11. Болдырев В.Д., Механтьев И.И. Общая гигиена Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015,156 с.

  12. Наумов И.А. Общая гигиена - - 2013 год - 336 с.


Дополнительная литература:

  1. Архангельский В.И. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования. М., Практическая медицина, 2017, 272 с.

  2. Мельниченко Т.И. Общая гигиена, социально гигиенический мониторинг. Практическая медицина., 2014, 332.


Ситуационные задачи по оценке качества питьевой воды

1. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть:

запах – 2б

вкус, привкус – 2б

цветность - 20º

сухой остаток –340 мг/л

хлориды –84 мг/л

сульфаты –154 мг/л

железо – 0,03 мг/л

общая жесткость – 5,5 ммоль/л

нитраты –3,0 мг/л

фтор –0,75 мг/л

остаточный хлор-0,5 мг/л

микробное число – 40

общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды

удельная α-загрязненность –0,5 Бк /л

2. Дайте заключение о качестве питьевой воды в зоне с умеренным климатом:

запах – 2б

привкус –3б

цветность -10º

мутность 0,5 мг/л

сухой остаток – 2400 мг/л

хлориды – 520 мг/л

сульфаты – 900 мг/л

железо – 0,3 мг/л

медь- 0,5 мг/л

общая жесткость – 15 ммоль/л

фтор – 1,0 мг/л

микробное число – 30

общие и термотолерантные кишечные

бактерии и колифаги - отсутствуют в 100 мл

3. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть:

запах и привкус – 1б

цветность-10º

мутность –1мг/л

жесткость –5 ммоль/л

сухой остаток –800 мг/л

хлориды – 300 мг/л

сульфаты – 430 мг/л

фтор – 1,0 мг/л

свинец – 0,04 мг/л

кадмий – 0,005 мг/л

общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги – 0 в 100 мл

4. Дайте заключение о качестве водопроводной воды:

вкус, привкус – 2б

цветность - 25º

сухой остаток –800 мг/л

хлориды –400 мг/л

сульфаты –180 мг/л

железо – 0,5 мг/л

общая жесткость – 7,1 ммоль/л

нитраты –10 мг/л

фтор –0,9 мг/л

остаточный хлор-0,7 мг/л

микробное число – 30

общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды

удельная α-загрязненность –0,15 Бк /л

5.Дайте заключение о качестве питьевой воды в жаркой климатической зоне:

запах – 2б

привкус –3б

цветность -10º

мутность 0,5 мг/л

сухой остаток – 1200 мг/л

хлориды – 350 мг/л

сульфаты – 600 мг/л

железо – 0,5 мг/л

медь- 1,5 мг/л

общая жесткость – 10 ммоль/л

фтор – 1,0 мг/л

микробное число – 30

общие и термотолерантные кишечные


бактерии и колифаги - 2 -в 100 мл

Информационно-дидактический блок:
Вода имеет важное значение в жизни человека. Гигиеническое значение воды определяется:

  • ее физиологической ролью

  • использованием в санитарно-бытовых и оздоровительных целях

  • ролью в распространении инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.

Заболевания, связанные с водным фактором, делятся на 2 группы:

1.обусловленные биологическим загрязнением;

2.связанные с химическим составом воды.

К биологическим загрязнителям относятся патогенные микробы, вирусы, яйца и личинки гельминтов, простейшие, грибки.

Вода всегда рассматривалась как один из важнейших факторов передачи различных инфекционных заболеваний, зачастую приобретающих характер эпидемии. В этом заключается ее эпидемиологическое значение. Водным путем передаются многие заболевания: 1.Вызываемыепатогенными микробами:кишечные инфекции - холера, брюшной тиф, паратифы, дизентерия, колиэнтериты и др.; антропозоонозные инфекции: желтушный и безжелтушный лептоспирозы, туляремия, чума, сап, сибирская язва, бруцеллез, лихорадка Ку, туберкулез.

Причиной их является загрязнение источников выделениями больных животных (свиней, собак, коров) и грызунов, а также трупами погибших в период эпидемий грызунов.

2. Вызываемые вирусами: эпидемический гепатит, полиомиелит, гастроэнтериты, менингиты, вызванные вирусами Коксаки и ЕСНО и др.; аденовирусные конъюнктивиты, риниты, фарингоконъюнктивальная лихорадка и др.;

  1. Вызываемые простейшими: амебиаз, лямблиоз, трихомониаз, хламидиаз и др..

  2. Гельминтозы, вызываемые:

  • геогельминтами - промежуточные стадии которых развиваются в воде, почве: аскариды, власоглав, острицы, анкилостомы, шистосомы, ришта и др.

  • биогельминтами (широкий лентец, кошачья двуустка и др.), промежуточные стадии которых развиваются в организме моллюсков, ракообразных и рыб, употребление последних приводит к заражению.

  1. Грибковые заболевания - например, эпидермофития, микроспория, трихофития и др.


Заболевания, связанные с химическим составом воды подразделяются на 2 группы:

  • Заболевания, связанные с природным химическим составом воды

  • Заболевания, связанные с химическими загрязнениями антропогенного происхождения.

Заболевания, связанные с природным химическим составомводымогут быть обусловлены:

  • уровнем минерализации;

  • особенностями солевого состава;

  • особенностями микроэлементного состава.

Минерализованная вода (содержание солей свыше 1000 мг/л), а также повышенное содержание хлоридов (свыше 350 мг/л) и солей кальция и магния (жесткость выше 7,0 ммоль/л) приводят к развитию диареи, угнетению секреции пищеварительных желез, задержке воды в организме, нагрузке на сердечно-сосудистую систему, развитию гипертонической болезни, атеросклероза, артрозов, мочекаменной и желчнокаменной болезней и др. К изменениям водно-солевого обмена, расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта приводит и употребление слабоминерализованной воды (содержание солей менее 100 мг/л).

Высокие концентрации нитратов и нитритов могут быть причиной развития водно-нитратной метгемоглобинемии и злокачественных заболеваний. С питьевой водой в организм поступает до 80% фтора и стронция, тогда как суточная потребность в других микроэлементах покрывается всего лишь на 1-10%. При избытке фтора развивается флюороз, при недостатке – кариес. Повышенное содержание стронция приводит к развитию стронциевого рахита.

Вследствие антропогенного воздействия вода интенсивно загрязняется химическими веществами, поступающими в нее со сточными водами предприятий, с сельскохозяйственных полей, в результате судоходства и т.д. Наиболее опасными загрязнителями являются тяжелые металлы, углеводороды, нефть, мышьяк и др. соединения. При превышении допустимых концентраций они могут оказывать вредное воздействие на организм человека. Для большинства из этих соединений характерна политропность, высокая токсичность, способность к кумуляции, канцерогенное и мутагенное действие, что делает их весьма опасными агентами. Профилактика заболеваний, обусловленных водным фактором, включает в себя целый комплекс мероприятий: