Файл: Все бензопилы делятся на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все бензопилы делятся на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные.
Бытовые бензопилы предназначены для выполнения небольших объемов работ в домашних условиях. Они имеют небольшую мощность и вес, удобны в обращении и имеют невысокую цену.
Полупрофессиональные бензопилы способны решать более сложные задачи - от строительных до валки деревьев. Однако они не рассчитаны на интенсивные нагрузки и имеют меньшую мощность, чем профессиональные модели. Такие бензопилы используются для обрезки веток или валки небольших деревьев.
Профессиональные бензопилы обладают высокой мощностью. Главная их особенность - возможность работы по 8 часов в день без перерыва в ежедневном режиме. Такие бензопилы изготавливаются из прочных и износостойких материалов, а их ресурс достигает до 2500 моточасов. Область применения профессиональных бензопил - заготовка древесины в промышленных масштабах.
Специальные бензопилы используются для обрезки веток на высоте, когда желательно иметь одну руку свободной. Пилы с «классической» компоновкой для таких ситуаций малопригодны. Поэтому в специальных пилах заднюю рукоятку размещают прямо над двигателем, за счет чего общая длина инструмента существенно уменьшается по сравнению с «классическими» аналогами. Вторая ручка располагается по обычной схеме.
Двигатель. Сердцем бензопилы является двухтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, от работоспособности которого напрямую зависят и получаемая мощность, и отчасти моторесурс.
Для повышения «долголетия» двигателя на стенки цилиндра наносится специальное износостойкое хромовое или никель-силиконовое (никосиловое) покрытие, удерживающее тончайшую масляную пленку, необходимую для смазки поршня. Однако на рынке встречаются бензопилы, у которых покрытие стенок цилиндра отсутствует. При продолжительных нагрузках инструмента это приводит к быстрому износу двигателя.
Топливная смесь. В двухтактном двигателе в отличие от четырехтактного для смазки всех трущихся деталей (поршень, коленчатый вал и т.д.) нельзя применить систему масляных насосов, и масло приходится добавлять непосредственно в бензин.
Поэтому в качестве топлива для двигателя используется рабочая смесь бензина с октановым числом не ниже 92 и
специального двухтактного масла, рекомендованного производителем бензопилы, в определенном соотношении. Обычно это 50:1 (2%) - 50 литров бензина на 1 литр двухтактного масла.
Однако для каждого масла следует соблюдать свою пропорцию, указанную на этикетке, например, 1:33 (3%) или 1:25 (4%). Это достаточно важно, так как попытки работать только на бензине или нарушение требуемых пропорций топливной смеси быстро приведут к выходу двигателя из строя.
Кроме того, не рекомендуется применять мотоциклетные масла, рассчитанные на малые обороты двигателя или масла для моторных лодок с внешним водяным охлаждением.
Мощность и вес. Основными показателями бензопилы являются ее мощность и вес. Чем мощнее пила, тем более тяжелая работа может быть выполнена, тем более длинная шина может быть установлена и тем более твердую древесину можно пилить.
Как правило, мощность подбирается исходя из предполагаемого использования: например, для дома достаточно 2-2,6 л.с., тогда как для профессиональной валки требуется не менее 4,5-5 л.с.
В бытовых моделях производители избегают наращивать мощность, ибо это ведет к увеличению веса. В быту, особенно, при отсутствии опыта работы с бензопилой рекомендуется выбирать менее мощную модель. Такая модель проще в обращении и легче. От работы с тяжелой бензопилой быстро устают руки, что приводит к снижения безопасности. Кроме того, большая мощность - не самый главный фактор при использовании бензопилы в домашнем хозяйстве. А вот для профессиональных пил очень важно соотношение большая мощность/малый вес - этот параметр существенно влияет на удобство при работе и, как следствие, на качество труда.
Антивибрационная система. Кто хоть раз работал бензопилой «Урал» или «Дружба» знает, какую огромную нагрузку испытывают кисти рук из-за вибрации. Сильная «тряска» при продолжительной работе может привести к тяжелым заболеваниям суставов, нарушению кровообращения и прочим неприятным последствиям. Поэтому наличие у бензопилы антивибрационной системы просто необходимо, особенно на профессиональных моделях.
Современные бензопилы, как правило, строятся по принципу двух масс: блок двигателя соединяется с рукояткой и топливным баком с помощью демпфирующих элементов: резиновых вставок или стальных пружин.
Воздушный фильтр. Попади внутрь двигателя пыль или грязь - и он неминуемо выйдет из строя. Поэтому бензопилы снабжаются двухступенчатой системой защиты двигателя от пыли.
Первичную (грубую) фильтрацию всасываемого воздуха от пыли выполняет посаженная на вал мотора крыльчатка, «раскручивающая» поток поступающего воздуха. Крупная грязь отлетает к краям лопастей, а воздух к карбюратору поступает из центральной области. Более тонкую очистку выполняет воздушный фильтр, эффективно задерживающий мелкие частицы.
Наиболее распространены капроновые фильтры. Они легко чистятся и достаточно долговечны. Однако, при работе в пыльных условиях (например, при валке «горельника») рекомендуется использовать фетровые фильтры, пропитанные специальным маслом.
О чем не следует забывать при эксплуатации бензопилы - так это о своевременной чистке воздушного фильтра. Очередность этой процедуры обычно указана в инструкции, и сроки лучше не нарушать - опилки, оседая на поверхности фильтра, могут так «сцементироваться», что получившуюся корку не снимешь ничем.
Некоторые модели бензопил для увеличения интервала между чистками воздушного фильтра оснащаются компенсатором, обеспечивающим постоянное соотношение бензина и воздуха в пропорции, которая позволяет работать на постоянной мощности при загрязнении фильтра до 90%. В таких пилах фильтр чистится один-два раза в неделю теплой мыльной водой.
Пильная цепь. В разных бензопилах и рабочих ситуациях требуется применение различных типов цепей. Использование правильной цепи оптимизирует производительность пилы и улучшает контроль за распиловкой древесины.
Пильная цепь характеризуется двумя основными параметрами - шагом и толщиной ведущего звена.
Шаг цепи - расстояние между тремя заклепками соединительных звеньев цепи, деленное пополам. Различают цепи с шагом 0,325" , 3/8" и 0,404 дюйма.
Толщина ведущего звена - толщина, которая позволяет ведущему звену свободно скользить в направляющей канавке шины. На сегодняшний день это 1,3 мм, 1,5 мм или 1,6 мм.
Чем меньше шаг цепи и ее толщина, тем меньший уровень вибрации она будет обеспечивать, но и тем более низкую производительность будет иметь. Поэтому цепи с шагом 0,325" (или с шагом 3/8" и толщиной звена 1,3 мм) рекомендуются для непрофессионального использования.
На мощных бензопилах используются цепи с шагом 3/8" и 0,404". Уровень вибрации у них повышен, но и производительность гораздо больше. Именно такие цепи наиболее подходят для валки и раскряжевки леса.
Существует также особый класс задач, с которыми обычные цепи справиться не в состоянии из-за быстрого затупления режущего зуба - распиливание загрязненной или мерзлой древесины. Для подобных работ применяются специальные цепи с твердосплавными напайками.
Тормоз цепи. Бензопила - один из самых опасных инструментов. Даже легкого касания движущейся цепи достаточно, чтобы нанести серьезную травму. К тому же у пилы есть одна неприятная особенность - обратный удар, или резкий отброс инструмента, который происходит, если конец пильной шины встречается с поверхностью обрабатываемой древесины. Единственный способ уберечься при этом от травмы - быстрая остановка цепи.
Для защиты от «обратного удара» используется специальный тормоз, приводом для которого служит щиток бензопилы, расположенный перед левой рукой оператора. Задача тормоза цепи - вовремя отреагировать в такой ситуации, остановив цепь «на подлете». Чем раньше он включится - тем лучше.
Существуют два основных способа активации тормоза - назовем их контактным и инерционным. Первый - это когда при обратном ударе рука рабочего упирается в специальный щиток, соединенный рычагом с тормозным механизмом, срабатывает пружина, включается тормоз, и цепь останавливается.
Второй - когда рычаг перемещается благодаря собственной инерционности, без соприкосновения с рукой.
Шина. Шина - один из определяющих компонентов пильной гарнитуры. Длина шины влияет на глубину реза: чем она длиннее, тем с большим диаметром ствола может справиться бензопила.
Однако обязательно следует учитывать, что длина шины должна быть согласована с мощностью пилы. При недостаточной мощности двигателя придется прилагать дополнительные усилия при пилении, а это неизбежно приведет к преждевременной изнашиваемости пильной гарнитуры и двигателя, а также к увеличению расхода топлива. Происходит это потому, что, чем длиннее шина, тем большее сопротивление она оказывает вращательному моменту коленчатого вала двигателя.
Поэтому в технических характеристиках бензопилы обязательно указывается рекомендуемая, т.е. максимальная, длина шины (шины меньшей длины ставить можно, а вот большей - не желательно). Как правило, в бытовых пилах используются шины длиной от 30 до 40 см, а в профессиональных - до 75 см.
Передняя рукоятка. Оказывается, есть разница в том, из чего она сделана. Одни производители используют пластиковую трубку, другие - алюминиевую с пластиковым покрытием. Весят оба варианта одинаково, а отличие между ними наглядно проявляется в следующей ситуации.
Если пилу заклинивает при валке дерева, то первая реакция оператора - выдернуть ее. Рукоятка при таких действиях подвергается значительно большей нагрузке, чем обычно, и порой ломается в нижней точке крепления. Согласно статистике, алюминий «рвется» гораздо реже пластика, поэтому и затраты на ремонт меньше.