Файл: Становление Пенсионного фонда Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 г. Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ.

С 2005 г. на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 г. на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 г. в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 г. года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.11

В связи с принятием летом 2009 г. ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 г. в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.12

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий, т.е. переоценку расчетного пенсионного капитала.

Еще одно важное нововведение 2010 г. - единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.
1.2 Организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда РФ
В современных условиях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества.13


Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Слажено функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе. На протяжении последних двадцати лет пенсионная система РФ претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования. Создана единая система регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и индивидуально занятого населения, а также отработан механизм достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы государственного пенсионного обеспечения. Пенсионная система РФ - представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.14

Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Согласно данным Пенсионного фонда, в Российской Федерации имеются следующие виды пенсий: страховая, по государственному обеспечению и накопительная.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию; 15

Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется за счет средств Пенсионного фонда.
16

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг населению.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг населению. Основан 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». ПФР на законодательном уровне определен страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Пенсионный фонд России занимает важное место в системе предоставления государственных услуг.

В Пенсионном фонде России сосредоточен большой объем персональных данных граждан, которые могут использоваться не только самим фондом, но и другими органами государственной власти для предоставления услуг гражданам. Кроме того, Пенсионный фонд России выступает организацией, уполномоченной регистрировать и выдавать СНИЛС – уникальный номер, служащий идентификатором персональных данных гражданина в системе оказания государственных услуг[19, с. 91]. 17

В 2017 г. Пенсионный фонд России начал реализацию двух масштабных социальных проектов – создание и ведение федерального регистра инвалидов и Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).18

Задачи у них похожие – интеграция информации от всех участников процесса оказания государственных услуг инвалидам и учет всех мер социального обеспечения граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Цель – создать модель «одного окна» для информирования гражданина обо всех его льготах и возможностях по получению мер социальной поддержки со стороны государства. Такая интеграция становится возможной благодаря развитию информационных систем различных ведомств и системы межведомственного электронного взаимодействия, ключевым участником которой является Пенсионный фонд России.

Пенсионный фонд Российской Федерации – организация, управляющая внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванный обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица также определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Правовой статус Пенсионного фонда России состоит из следующих элементов: юридическое право, юридическая обязанность, законный интерес, правовой запрет, юрисдикция, полномочие, ответственность, правовые преимущества. Закрепление правового статуса Пенсионного фонда России на законодательном уровне поможет обеспечить законодательное регулирование отношений, связанных с деятельностью фонда. Одной из характерных черт правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации является формирование бюджета фонда [15, с. 20]
19.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-120, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

При этом Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации пополняем, но не изымаем. Все средства фонда являются государственной собственностью.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет страховых отчислений, средств федерального бюджета, отчислений работодателей, за счет пеней и иных финансовых санкций, за счет доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, за счет добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, за счет средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии, за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.21

Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»22устанавливается, что Пенсионный фонд России и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

Пенсионный фонд России (ПФР) – один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России, осуществляющий функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования.23

Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учета, расположены в г. Москва.


На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР.

В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении.

Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся Центр персонифицированного учета, отделения и управления ПФР.

Выводы: становление современной пенсионной системы прошло долгий многовековой путь, прежде чем оформиться в стройную систему, позволяющую учитывать все основные параметры, влияющие на размер как ныне существующей, так и будущей пенсии, а Пенсионный Фонд Российской Федерации в настоящий момент является одним из наиболее значимых социальных институтов страны, осуществляющим целый ряд социально значимых и жизненно важных функций.