Файл: Тема Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов Цели и задачи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА: Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов

Цели и задачи:

- продолжать знакомить учащихся с образцами народного музыкального искусства; учить детей понимать, как развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости, размышлять о народном искусстве как уникальном единстве содержания и формы;

- приобщать детей к народной музыке, учить пониманию закономерностей происхождения именно такой музыки в народе (в ее единстве содержания и формы), попытаться раскрыть нравственную сущность такого образа мыслей;

- учить различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера, узнавать по характерным чертам жанр былины; «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;

- «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;

- разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов.

- Здравствуйте, ребята!

Послушать русские народные мелодии: «Все мы, кумушки, домой», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Калинка».

Прослушать фрагмент Сцены Кормилицы и Царевны из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

- В народе сочиняли такие песенки-небылицы, песни-шутки, прибаутки, пестушки, потешки, чтобы рассмешить, успокоить или потешить маленьких детей.

- Свою мелодию Мусоргский создал на народной основе.

И сегодня нам предстоит решить музыкальную задачу: музыка, которая прозвучит, это обработанная народная мелодия или музыка, сочинённая композитором в народном духе?

Название народного жанра, о котором далее пойдет наш разговор - Былина.

название этого народного песенного жанра произошло от слова – было.

Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора
.

Сегодня мы познакомимся с одной из былин и поищем ответы на следующие вопросы:


  • Быль или небыль былина, и зачем её помнить?


  • Что значит «быльём поросло», чем отличается былинка от былины?


  • Зачем петь о заведомо невозможном - Вольга щукой ходил во морях, рыскал волком по полям и т.д.?

  • Зачем знать нам вообще о подвигах Вольги и зачем об этом нужно именно петь, а не говорить, рассказывать? Но, главное, что, несмотря на давность лет, так и не зарастает быльём, так и не забывается? И что нужно сделать, чтобы важное и значительное в жизни людей не поросло быльём, не забылось?

  • И что может сделать каждый из нас, чтобы слава предков стала

    и нашей историей и славой?

1. Было и прошло, да быльем поросло?..

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы получили в дар от прошлого былину «О Микуле Селяниновиче и князе Вольге».

СМОТРЕТЬ https://www.youtube.com/watch?v=V8oJBuEE2Fk видеоролик «Вольга и Микула Селянинович. Былина»

- Былина о могучем богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче звучит как гимн крестьянскому труду.


- Так о чем же рассказывают нам былины?

- В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

- Свои былины народ посвятил богатырям, которые защищали родную землю.

- Каковы особенности жанра былины?Каковы её исполнительские особенности?Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?

- В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Пелись также и без инструментального сопровождения.

- Исполнение былин было доступно не каждому – требовались выносливый певческий голос и огромная память: былины порой включали в себя до 500 стихов.

- Величаво спокойное и распевное исполнение; напевы близки к разговорной речи – это как неторопливый, размеренный рассказ под музыку.

- Напевы основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

- Совершенно верно. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей. Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. 


Подумайте, как можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций, ведь поется о богатырях Земли русской? И обязательно ли будет «могучей» музыка, повествующая о богатырях?

- Действительно, русский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста.  И начало напева былины – это вступление к последующему рассказ. Потому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

- Чтобы почувствовать всю прелесть этого старинного напева, петь ее следует не торопясь, на широком дыхании.

Итак, сегодня мы с вами разобрали музыку былинную.

Народное искусство заключено в уникальном единстве содержания и формы. Развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости.

Былины являются одним из жанров народного эпоса. Тематика их связана, в первую очередь, с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости. А добро и мудрость о себе не кричат.