Файл: Издательскоторговый дом Корифей Авторсоставитель О. И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса Подготовительная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнение «Как можно...?»

Цель. Учить придумывать нужные слова.

Описание упражнения. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру, в которой он будет спрашивать, а дети отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет. Воспитатель спрашивает: «Как можно играть?» Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Весело, интересно, громко, скучно, дружно...». Другие вопросы:

Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько, долго.) Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, старательно, тщательно.) Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, неприятно.) Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно, бедно, богато, прекрасно, красиво, плохо, хорошо, легко, тепло.) Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно, невнимательно, нежно, весело, грустно, грозно, хитро.)».

Игра «Магазин одежды»

Цель. Учить детей пользоваться обобщенной схемой.

Игровой материал. Карточки, на каждой из которых изображен какой-нибудь предмет одежды: брюки, кофточка с короткими рукавами, кофточка с длинными рукавами, рубашка с короткими рукавами, узкая юбка, пышная юбка, сарафан, платье с'длинными рукавами, рубашка с длинными рукавами, свитер, пальто, шорты. Все изображения контурные, без деталей. Для каждой карточки подбирается 3-4 варианта детального изображения данного предмета. Например: для схематического изображения рубашки с короткими рукавами подбираются 3-4 картинки, на каждой из которых нарисована рубашка с короткими рукавами, но все они отличаются по цвету, покрою, соотношению деталей и т. п.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в «Магазин одежды». Один ребенок (или двое, в зависимости от общего количества участников игры) — продавцы, остальные дети — покупатели. Взрослый раздает им по карточке со схематическим изображением какого-нибудь предмета одежды и объясняет, что к этой карточке подходит Не один, а несколько разных предметов. Продавец садится за столик, раскладывает все картинки с детальными рисунками одежды. Покупатель подходит со своей карточкой-схемой к продавцу и просит его подобрать такую одежду. Продавец выбирает картинки, соответствующие данной схеме.


Покупатель с помощью ведущего проверяет правильность выбора продавца. Если выбор осуществлен правильно, он забирает карточки и садится на место. Если продавец ошибся, то покупатель занимает его место, а продавец становится покупателем. Затем к продавцу подходит следующий ребенок, и игра продолжается. При повторном проведении игры дети меняются карточками и ролями (продавцы — покупатели). Карточки могут быть новые, их можно придумывать и рисовать вместе с детьми.

Упражнение «Собери фигуру»

Цель. Учить детей анализировать элементарную схему предмета.

Игровой материал. Карты-образцы с контурными схематическими изображениями предметов. Комплекты деталей, одинаковые для каждого ребенка, из которых можно сложить разные фигурки: самолета (5 деталей: 2 прямоугольника — крылья и хвост, 2 треугольника — нос и часть хвоста, трапеция — корпус), девочки (5 деталей: 2 трапеции — туловище и ноги, 2 треугольника — руки, круг — голова), ракеты (6 деталей: большой треугольник — корпус, 2 маленьких треугольника — крылья-основания, 3 кружка разной величины — иллюминаторы), трактора (5 деталей: большой прямоугольник — корпус, трапеция — кабинка, 2 круга разной величины — колеса, маленький прямоугольник — труба), мостика (7 деталей: длинный прямоугольник — основное покрытие, 2 больших, 2 средних и 2 маленьких квадрата последовательно и симметрично составляют опоры моста).

Описание упражнения. Дети рассаживаются за столики, и воспитатель им говорит, что они сейчас будут собирать фигурки. Показывает первую картинку — самолет. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли ее видеть все время, пока они ее будут складывать. Затем дети получают комплекты, из которых можно сложить эту картинку. Например, чтобы сложить самолет, нужны 2 прямоугольника разной величины, 2 треугольника и трапеция. Дети из деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли она образцу. Когда все выполнят задание, следует отметить тех, кто это сделал правильнее и быстрее. Затем можно предложить детям другую картинку, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего.

Упражнение «Конструктор»

Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на простые.


Игровой материал. Разноцветные фигуры, картинки с образцами: машина, забор, домик, ёлочка, часы, птичка, трактор и т. д.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям выбрать из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на картинках. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида. После этого воспитатель просит сложить другие картинки, но уже не накладывая их на образец. Затем детям предлагается сложить картинки по памяти.



Загадки о человеке

Утром на четырех,

Днем на двух,

А вечером на трех.

{Ребенок, взрослый человек, старик). Украинская
Тридцать два молотят,

Один поворачивает.

(Зубы и язык). Латышская

У двух матерей

По пяти сыновей,

Все в одно имя. (Руки, пальцы). Русская

Из одного озера Сорок лошадей

Пьют — не напьются (Ресницы). Туркменская

Десять мальчиков

На спинках льдинки несут.

(Пальцы и ногти.) Эвенкийская

Один говорит,

Двое смотрят,

Двое слушают.

(Язык, глаза, уши.) Белорусская

Идут четыре брата навстречу старшему,

  • Здравствуй, большак! — говорят

  • Здорово, Васька-указка.

Мишка-середка, Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка! (Пальцы.) Русская

В темном хлеву

Белые ягнята. (Рот, зубы.) Балкарская
Ухожу,

А он остается. (След от ног.) Русская
Не часы,

А тикает. (Сердце.) Русская


Одежда, обувь, постель

Четыре ноги,

Да не зверь,

Есть перья,

Да не птица. (Кровать, полушка.) Русская
Набита пухом,

Лежит под ухом. (Полушка.) Белорусская

Два бочонка —

Днем полны,

А ночью пусты. (Сапоги.) Молдавская

Два брюшка,

Четыре рожка. (Полушка.) Русская

Кверху дном — полная,

Книзу дном — пустая.

(Шапка.) Карельская

С одной стороны лес,

С другой — поле.

(Шуба.) Чувашская

Сто один брат,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

(Изгородь, забор.) Русская


Что это за дорога:

Кто по ней идет —

Тот хромает? (Лестница.) Белорусская

Мать толста.

Дочь красна,

Сын храбер — В поднебесье ушел.

(Печь, огонь, лым.) Русская

На крыше дома

Медведь пляшет.

(Дым из печной трубы.) Татарская

Горит столб,

А дыму нет.

(Свеча.) Русская

Полна изба парней

С черными головками.

(Коробок спичек.) Латышская

В маленьком амбаре

Держат сто пожаров.

(Коробок спичек.) Русская


Мебель и посуда

На четырех парней

Одна шапка надета.

(Стол.) Башкирская

Четыре ноги,

А ходить не может.

(Скамья, стол и др. мебель.) Молдавская

Проплясал по всей избе,

В угол спрятался.

(Веник, метла.) Латышская

С ногами,

Без рук;

С сиденьем,

Без живота;

Со спиной,

Без головы.

(Стул.) Русская

Скручен, Связан,

На кол посажен,

По полу скачет.

(Метла.) Русская

В брюхе — баня

В носу — решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та — на спине

(Чайник.) Русская

Маленький конь,

А все озеро выпил.

(Ложка.) Белорусская

Новая посуда,

А вся в дырках. (Решето.) Русская

Три братца

Пошли на реку купаться;

Двое купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли —

На третьем повисли.

(Велра и коромысло.) Русская

Деревянная шея,

Железный клюв,

Кричит: «Тук-тук-тук!»

(Молоток.) Нанайская

Бьют Ермилку

По затылку –