Файл: Издательскоторговый дом Корифей Авторсоставитель О. И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса Подготовительная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
металлические, съедобные, тяжёлые, мягкие, белые, крупные, длинные, деревянные, маленькие и т. д. Дети находят предметы и складывают их вместе, при каждом новом задании предметы перестраиваются.

Упражнение «Дома зверей»

Цель. Учить группировать предметы по размеру.

Игровой материал. Картинки животных: слон, ёж, медведь, лиса, заяц, мышка, «домики» — разные по размеру прямоугольники.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям разложить «домики» животных по порядку — от большего к меньшему — и расселить зверей. «Как вы думаете, в каком домике будет жить слон? (Дети выбирают самый большой прямоугольник.) А медведь?

(Дети выбирают самый большой из оставшихся прямоугольников)». И т. д.

Когда все домики будут с животными, воспитатель рассказывает такую историю: «Все звери пошли гулять. (Перемешивает картинки и откладывает их в сторону.) Во время прогулки зайчик вспомнил, что он забыл дома морковку. Нужно помочь зайчику найти свой домик». Ребята подбирают зайчику «домик», и игра продолжается, пока они по очереди находят «домики» всем животным.

Игра «Похож — не похож»

Цель. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры. Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в игру, которая называется «Похож — не похож». Обращаясь к детям, он говорит: «Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает три предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. (Пауза.) У меня в руках палочка, кому я её дам, тот и будет загадывать». Получивший палочку загадывает, например: «Три цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками, а третий красный, растёт в поле. Два полевых, а один растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и придумать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который «выкупается» в конце игры.


Игра «Найди дерево»

Цель. Учить отмечать признаки деревьев: общая форма дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры; учить распознавать деревья по перечисленным признакам.

Игровой материал. Карточки с изображением деревьев (береза, ива, дуб, ель, клен, липа, лиственница, ольха, осина, сосна, тополь, ясень, черемуха, осина, черёмуха, калина).

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть деревья в парке (сквере, на участке). Обратить внимание на ствол и цвет коры, расположение ветвей дерева. Вспомнить, какие листья бывают у дерева летом и осенью; рассмотреть семена; послушать, как шумят листья. После этого просит одного ребёнка описать дерево, а дети должны узнать его. Затем проводится игра «Найди дерево». Воспитатель становится ведущим, один из детей — ловцом. По сигналу ведущего: «Раз, два, три — к дубу (тополю, липе) беги!» - дети бегут к названному дереву, а ловец старается поймать тех, кто не стоит у нужного дерева. Эту же игру можно провести и в помещении: на полу раскладываются картинки с изображением различных деревьев, и по сигналу воспитателя дети бегут к нужной картинке, на которой нарисовано соответствующее дерево.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Игровой материал. Игрушки, предметы, вымпел.

Ход игры. Воспитатель делит детей на 4 команды «орлы», «соколы», «сороки», «грачи». По его сигналу «орлы» начинают разыскивать предметы и игрушки из пластмассы, «соколы» — из дерева, «сороки» — из металла, а «грачи» — из стекла; по сигналу все возвращаются на место. Каждый ребенок имеет право называть по одному предмету, и за правильный ответ получает фишку. Команда, получившая большее количество фишек, выигрывает. Ей вручается специальный вымпел.

Игра «Найди лист (цветок)»

Цель. Учить группировать предметы.

Игровой материал. Листочки растений, карточки с изображением огородных и садовых культур (плодов).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья огородных и садовых растений, обращая внимание на их поверхность и форму, края. После он раздает детям листья и предлагает подойти с ними к грядке, деревьям или кустам, сравнить с листьями огородных и садовых культур, вернуться и сказать, от какого растения этот лист. Затем предлагает вспомнить плоды растений, найти по вершку его корешок (карточку с изображением). Тот, кто ошибся, платит фант. В конце игры фанты «выкупаются».


Упражнение «Сравни в уме»

Цель. Учить сравнивать предметы в уме.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям сравнить 2 предмета, но не как раньше, глядя на предмет или картинку, а представляя их в уме. Ребята должны сравнить кресло и стульчик. Воспитатель их нацеливает, что сначала они должны сравнить размер, цвет, форму предметов, потом их части; подумать, каким одним словом можно назвать эти предметы, прйрода их сделала или они сделаны руками людей. Ребята сравнивают: «Кресло большое, а стульчик маленький; кресло красное, а стульчик коричневый; кресло мягкое, а стульчик жёсткий; у кресла есть подлокотники, а у стульчика нет; у кресла есть обивка, а у стульчика нет; кресло и стульчик — предметы, сделанные людьми, их можно назвать одним словом — «мебель»; кресло и стульчик нужны для того, чтобы на них сидеть; стульчик и кресло сделаны из дерева и т. д.». В следующий раз можно предложить для сравнения другие предметы, например, шкаф и холодильник.

Упражнение «Лишняя птица»

Цель. Учить классификации домашних и диких птиц.

Игровой материал. Картинки с изображением различных птиц.

Описание упражнения. Воспитатель показывает картинки (курица, сова, утка, гусь). Посмотрев на картинки, дети должны назвать птиц, найти «лишнюю» и объяснить, почему они сделали такой выбор. Например: «Лишняя сова, потому что курица, утка и гусь — это домашние птицы, а сова — дикая птица». Затем учитель показывает другие картинки (цапля, индюк, воробей, ворона). Игра проводится далее аналогично.

Упражнение «Разложи картинки»

Цель. Учить классифицировать овощи и фрукты.

Игровой материал. Карточки с овощами и фруктами.

Описание упражнения. Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены овощи и фрукты, и предлагает сложить картинки: слева — овощи, которые нужны для борща, а справа — фрукты, которые нужны для компота. Дети выбирают нужные картинки и откладывают их в разные стороны, после чего воспитатель вместе с детьми исправляют ошибки.

Упражнение «Он, она, они»

Цель. Учить группировать предметы по определённому признаку.


Игровой материал. 3 «домика»: один с мальчиком, второй с девочкой, третий с мальчиком и девочкой; карточки с игрушками (мяч, мячи, шар, шары, пирамидка, пирамидки, матрёшка, матрёшки, слоник, машинка, машинки).

Описание упражнения. Воспитатель рассказывает детям следующую историю: «В одном домике жил мальчик-хозяин, в другом жила девочка-хозяйка, а в третьем домике два хозяина — мальчик и девочка. Несколько хозяев одного домика можно назвать словом «они». В домиках живут не только люди, там живут ещё и предметы. (Указывает на карточки с игрушками.) 'Назовите по порядку всё, что на них нарисовано. Все игрушки хотят домой, в свои домики. Если игрушку можно назвать словом «он», то эта игрушка живёт в домике мальчика; если игрушку можно назвать словом «она», то эта игрушка живёт в домике девочки. А если игрушка не одна, а с друзьями, то всех их можно назвать словом «они», эти игрушки живут в домике, где несколько хозяев. Давайте поможем игрушкам найти свои домики!» После чего воспитатель показывает по одной карточке с изображением игрушек, и ребята подбирают для этой игрушки соответствующий домик, рассуждая так: «Мяч — это «он», значит, он живёт в домике с мальчиком. Пирамидка — это «она», значит, она живёт в домике с девочкой».

Упражнение «Раскрась предметы»

Цель. Учить группировать предметы по определённому признаку, исключая лишний.

Игровой материал. Карточка с 4 предметами: чайник, чашка, сумка, шарик.

Описание упражнения. Перед детьми на столе лежит карточка, на которой все предметы не раскрашены. Воспитатель предлагает раскрасить сумку в голубой цвет, а все остальные вещи в фиолетовый. Вызывает 4 детей, они выполняют задание. После этого воспитатель просит детей назвать все предметы, которые нарисованы на карточке, предлагает найти один лишний предмет и объяснить, почему сделан такой выбор. Дети называют сумку, потому что чайник, чашка и шарик фиолетовые, а сумка — голубая.

Можно подбирать разный игровой материал для этого упражнения.

Упражнение «Шар и мяч»

Цель. Учить сравнивать 2 предмета.

Игровой материал.
Красный шарик и голубой мяч.

Описание упражнения. Воспитатель показывает детям 2 предмета и предлагает их сравнить. Если дети затрудняются, воспитатель задаёт следующие вопросы: «Какого цвета шарик и мяч? (Шарик красный, а мяч голубой.) Какой формы? (Шарик овальной формы, а мяч круглой.) Какой предмет прозрачный? (Шарик прозрачный, а мяч непрозрачный.) Что ещё есть у мяча? (У мяча есть зелёная полоска.) Из какого материала сделаны мяч и шарик? (Шарик и мяч сделаны из резины, они оба резиновые.) Какой предмет тяжелее?

(Мяч тяжелее шарика, а шарик легче мяча, он может летать.) Как можно играть с мячом и шариком? (Подбрасывать и ловить, бросать друг другу и ловить...) Скажите, а если шарик и мяч бросить в речку, они утонут? (Нет.) Что они будут делать? (Они будут плыть.) Если шарик и мяч бросить на пол — что они будут делать? (Прыгать, подпрыгивать, подскакивать. Шарик и мяч упругие.) Что внутри у шарика и у мяча? (Воздух.)» После того как ребята с воспитателем выяснили, чем похожи и чем отличаются предметы, воспитатель просит одного ребёнка повторить всё то, что сказали. Остальные ребята помогают и подсказывают. Затем воспитатель просит ребят закончить предложения: «Шарик прозрачный, поэтому... . Шарик из тоненькой резины, поэтому....

Если шарик и мяч бросить в воду, то .... Шарик часто лопается, так как....

Когда в мяче появляется дырка, то ...».

Упражнение «Что делают?»

Цель. Учить подбирать нужные слова.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть со словами: «Я буду говорить 2 слова, а вы подбирайте ещё одно, которое к ним подходит. Вы должны сказать слово, которое отвечает на вопрос: «Что делают?» Например, я скажу: самолёт и шарик. Какое слово надо вам говорить? Самолёт и шарик что делают? (Летают.)»

Воспитатель говорит слова, а дети добавляют новое слово: «Мяч и зайчик! (Прыгают.) Юла, Земля! (Кружатся.) Духи, цветы! (Пахнут.) Солнышко, грелка! (Греют.) Иголка, колючка! (Колются.) Дерево, гриб! (Растут.) Дождь, снег! (Идут.) Река, кровь! (Текут.)

Крапива, огонь! (Обжигают.) Солнышко, фонарь! (Светят.) Снег, мороженое! (Тают.) Молния, звёзды! (Сверкают.)».

После этого воспитатель предлагает детям поиграть по- другому: «Я скажу слово, которое отвечает на вопрос «Что?», а вы говорите много слов, которые подходят к моему слову. Вы должны говорить слова» которые отвечают на вопрос: «Что делает?» Например, я скажу: солнышко. А вы говорите: светит, греет, блестит, сверкает, печёт, жжёт, обжигает, восходит, заходит, садится и т. д. Итак, приготовились, начали. Звезда! (Светит, горит, сверкает, блестит, мерцает, мигает, падает...) Снег! (Идёт, выпадает, лежит, сверкает, блестит, скрипит, темнеет, тает.) Вода! (Течёт, льётся, бежит, капает, шумит, журчит, плещет, сверкает, охлаждается, замерзает, греется, нагревается, кипит, хлещет, струится ...)». И т. д.