Файл: Лекция Родовая специфика литературного произведения драма и лирика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Хаос и Порядок), а личности, эти силы представляющие. Коллизия в эпической ситуации не снимает противостояния сил, но провоцирует героя на «переход границы», конфликт, или обострение драматической ситуации требует разрешения. В конфликте сталкиваются человеческие позиции, сформировавшиеся в результате самоопределения (выбора) личности (принадлежность к мировым силам). Драматический герой, совершая выбор, принимает и дальнейшую ответственность за его последствия, именно эта жизненная позиция личности будет испытываться всем ходом драматического сюжета.

Между ограничением драматического пространства-времени и выбором героя устанавливается необходимая связь. Пространство и время в драме концентрируются в «здесь и сейчас», что вынуждает героев обнаружить свои позиции, проявить себя в ситуации, чем вызвать ее обострение и открытое столкновение. Классическая драма сформировала, и долгое время соблюдала правило трех единств – «места, времени и действия», где «действие» (выбор) обусловлено пространством-временем. Драматический герой не совершает «подвиг», не уравновешивает противоположные силы, как это делает эпический герой. Драматический герой, в силу своего выбора занимающий определенную позицию, противопоставляет себя другой силе, представленной иными персонажами. Но и эта другая сила направлена против героя. Поэтому герою предстоит либо ее преодолеть, либо погибнуть под ее воздействием. Таким образом, драматический герой пожинает плоды своего собственного выбора.


    1. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы

Если специфика драматического пространства-времени состоит в их ограниченности, то следует выяснить, как действие в локальном хронотопе наполняется эстетическим смыслом. Другими словами, что экзистенциально важное может вынести зритель от соприкосновения с героем, действующим в ограниченном, хронологически и этически далеком от зрителя, мире.

Классическая драма, как правило, снабжена так называемыми «обрамляющими» ситуациями – начальной и конечной. В начальной определяются взаимоотношения персонажей друг с другом и с миром, то есть представлена сюжетная ситуация, в которой заложены предпосылки дальнейшего «обострения», но это еще не сама «завязка». Конечная ситуация формируется уже после катастрофы, которая не обязательно совпадает с финалом. В ней представлена расстановка сил уже после решающего события, что способствует переживанию катарсиса читателем-зрителем.


Таким образом, ограниченность пространства-времени в драме компенсируется наличием «рамки», размыкающей границы драматического конфликтного действия в безграничный мир.

«Рамочность» ограниченного хронотопа драмы позволяет соотнести «исключительный» момент пьесы с обычным временем, а «замкнутый мирок» – с широким миром. Это позволяет читателю-зрителю уяснить сущность конфликта: «на фоне сохранения или восстановления равновесия героя с миром обнаруживаются причины и смысл нарушения этого равновесия».

Таким образом, конфликт в драме проявляется в столкновении противоположных позиций главных персонажей, презентующих правду и ложь мира, или разные этические нормы.


  1. Текст драмы. Сценический эпизод и композиция

Драматический конфликт как элемент «события, о котором рассказывается» реализуется на уровне «рассказанного события» через диалогическую форму слова.

«Родовые» свойства драматического слова изучаются в двух направлениях: либо через противопоставления драмы и эпики, либо через традиционную для драмы систему терминов – диалог, монолог, реплика, ремарка, вставной текст.

Уровень текста любого произведения, как известно, включает и понятие композиции как «системы фрагментов текста произведения, соотнесенных с точками зрения субъектов речи и изображения, которая организует изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображенный мир». Необходимо осознать соотношение речи и композиции в драме.


    1. Специфика драматической речи в сравнении с другими литературными родами

«Событие рассказывания», как известно, разворачивается в речевых потоках изображающих (повествователь, рассказчик) и изображенных субъектов (герой, рассказчик). М. Бахтин дифференцировал высказывания говорящих субъектов на рецептивном уровне на речь «свою» (авторскую) и «чужую» (герой). Но такой набор субъектов высказывания характерен для эпики, в драме же присутствует лишь речь «изображенная», принадлежащая герою. Отсутствие в тексте прямого авторского высказывания должно быть каким-то образом компенсировано. Осуществляется такое замещение через наделение геройной речи функциями, которые в эпике выполняет авторское слово. Таким образом, высказывания изображенных субъектов становятся полифункциональными.


Ученые, изучающие специфику драматической речи, акцентируют несколько ее функций. Так, С. Балухатый в книге «Проблемы драматургического анализа. Чехов» полагает, что драматическое слово является: средством «характеристики лица говорящего», приемом «наглядного развертывания речевой темы», «носителем силовых драматических моментов». Кроме того, поскольку драматическое слово является в первую очередь «произносительным», то оно обладает «выразительной силой».

Выделение данных функций драматического слова указывает на его сближение с эпикой и лирикой. Так, «силовые драматические моменты» ученый связывает с «эмоциональностью» и «динамичностью» драматического слова, то есть, его особенную энергетичность, напряженность, как это присуще слову лирическому. Для лирики также характерна «тематичность» слова – связь его с «внесловесной» действительностью, с неким событием или действием, которое в лирике остается «за текстом», а в драме такое событие разворачивается в действиях героя. Об этом говорит Н. Гумилев в статье «Жизнь стиха» – в лирике слово тоже «произносительное», поскольку рассчитано на «разыгрывание», на связь с жестом и мимикой при его восприятии.

Что касается функции драматического слова как средства характеристики говорящего, то ее можно соотнести с эпической «изобразительной» функцией.

В.Е. Хализев предлагает иную трактовку полифункциональности драматического слова. Ученый делает акцент не на функции отдельного слова-высказывания, а на «речевой организации», представленной «непрерывной линией» словесных действий. Драматическое слово становится действием, что отличает его от слова в эмпирической реальности. В драме слово повышает свою информативность, декламационность, концентрацию смыслов.

Если в эпическом произведении характеристика героя осуществляется в комментариях повествователя (хотя может быть и самохарактеристикой), то в драме речь героя должна быть исключительно исчерпывающей относительно своего самораскрытия и адекватной для конкретной ситуации. У драматического героя нет иной возможности себя презентовать, кроме своей речи. Хотя в драматическом тексте имеется открытое свидетельство присутствия авторского сознания – в ремарках. Правда, они доступны только читателю драматического произведения.

Кроме того, драма, как уже отмечалось, отличается особенной структурой времени. В драме слово произносится и воспринимается «здесь и сейчас». В.В. Федоров подчеркивает «сценичность» слова, «изобразительная» функция слова реализуется в драме через «сценическое исполнение». «Изображающее слово исполнителя совпадает с изображаемым словом героя, и таким образом возникает "эффект отсутствия" исполнителя» (В. В. Федоров).



    1. Основные понятия текстового уровня драмы

Драматическая речь описывается через понятия монолога, диалога, ремарки.

Традиционно представляется, что диалог выполняет сюжетную функцию, монолог – рефлексии относительно действия, а также самораскрытия. Реплика воспринимается как короткий монолог, иногда используют понятие «длинная реплика» или «реплика в сторону».

На структурном уровне эти понятия дифференцируются следующим образом. Монолог предполагает «устойчивый контекст и тематическое единство», «неизменность «ролей» участников коммуникативного акта, связанную с различием их рангов», адресованность «всему социуму», а не собеседнику на сцене». Для реплики характерен «динамический контекст и эллиптичность, синтаксическая взаимосвязь с другими репликами». Сравнительная характеристика диалога и монолога представлена в статье Л.П. Якубинского «О диалогической речи».

Ремарка и вставной текст не принадлежат речи персонажей. Как уже отмечалось, ремарка представляет собой единственный в драме вариант присутствия прямого авторского слова. Вставной текст не принадлежит автору, или ему не приписывается.

Как видим, слово в драме может быть элементом как сюжета – диалог, реплика (не всегда), так и внесюжетных структур – монолог (не всегда), ремарка и вставной текст.

Сюжетная функция присуща слову преимущественно в классической драме. Персонажи своими репликами «откликаются на развертывание событий и влияют на их дальнейшее течение» (Н. Д. Тамарченко). Так, в «Грозе», слово оказывается поступком, реплика поворачивает ход действия. В неклассической драме ситуация несколько усложняется. В ней преобладает «внутреннее действие» и диалоги уже, на первый взгляд, не имеют сюжетного значения. Но относительно неклассической драмы следует учитывать специфику самого сюжета. Он выстраивается не из «словесных действий», а из осмыслений, рефлексий, которые и становятся предметом авторского изображения.

Внесюжетную функцию в драме выполняют монологи персонажей-идеологов, наполненные обобщенными смыслами, подчеркнутой риторичностью. Кроме того, внесюжетную функцию могут выполнять диалоги-диспуты.

Вставные тексты необходимы автору в драме, если он стремится акцентировать сюжетную сторону произведения. Это может быть «пьеса в пьесе», стихотворение, притча и т.д.


  1. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа


«Родовая» характеристика героя в драме является наиболее разработанной по сравнению с другими литературными родами, хотя, по сути, литературная типология героя также отсутствует. Позиции ученых могут быть сходными, но зачастую и противоположны относительно названных понятий.

В современной теории драмы амплуа понимают как театральную специализацию актера на определенных ролях (трагик, комик) и повторяющиеся социальные роли (типы). Амплуа противопоставляется драматический характер – не совпадающий до конца с сюжетом. «Амплуа (свахи, купцы-обманщики или купцы-самодуры) предполагает ряд ситуаций, соединенных по сходству или по контрасту, т.е. определенный набор сюжетов; но никаким сюжетом не исчерпывается. Характер же превращает ситуацию в конфликт, т.е. определяет закономерное развертывание одного и единственного сюжета, который, в свою очередь, полностью реализует характер.

Амплуа означает полное совпадение действия (поступка) и внутреннего наполнения персонажа (ср. героев Фонвизина); характер – возможность расхождения между позицией и ролью, вольного или невольного (Борис и Самозванец у Пушкина: оба по-разному отступают от избранной роли, оба подражатели, оказываются в несогласии с собой)».

Классическая драма ориентирована преимущественно на традиционные амплуа, новая драма выстраивает сюжет посредством решения героем проблемы самоидентификации.



  1. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет

В литературоведении сформировались три родовые концепции лирики: «исполнительская форма и тип высказывания, при котором говорящий «не меняет своего лица»; литературный род, характеризующийся содержательно-структурным принципом «субъективности»; наконец, род литературы, отличающийся особой субъектной структурой и специфическим типом отношений автора и героя».

В лирике, как правило, отмечают отсутствие сюжета и фабулы. К примеру, В.М. Жирмунский считает, что лирика — «несюжетный жанр», Б.В. Томашевский не так категоричен в выводах: он допускает в лирике «действие, поступок, событие», но «мотив этого действия не вплетается в причинно-временную цепь и лишен фабульной напряженности, требующей фабульного разрешения».